«Увелка» и «Макфа» перекрыли омским мукомолам вход в местный ритейл.
Девятнадцатого октября в омском УФАС продолжилось разбирательство по делу, возбужденному в отношении пяти региональных переработчиков зерна. Компании «Сибирский Запад», «Мельница», «Рада», «Черноглазовские мельницы» и «Сибирский Колос» подозревают в согласованных действиях, повлекших за собой удорожание муки на омском рынке.
Как заявили на заседании антимонопольной комиссии омские мукомолы, их продукция (за исключением муки, произведенной компанией «Мельница») практически не присутствует в омской рознице. Причина тому — высокая конкуренция и сложность входа в продуктовые сети. Директор ООО «Компания Рада» Максим ТИМОШЕНКОВ сообщил, что на территории Омской области реализует не более 150 тонн муки в месяц. Евгений ГОЛОДНОВ, директор ООО «Сибирский колос» отметил: «На стоимость муки в Омской области мы почти не влияем. У нас цена на муку низкая, по сравнению с другими регионами. Так, в омской рознице килограмм муки стоит 15 рублей, в Новосибирске 17 рублей, в Тюмени 19, дешевле только в Барнауле, где власти запретили вывоз муки из региона». На это председатель комиссии, руководитель Омского управления Федеральной антимонопольной службы РФ Сергей СУМЕНКОВ ответил, что только в Омской области повышение стоимости муки составило 2 рубля за год, а в тех же Тюмени и Новосибирске — лишь 50 копеек. «Там работают без конкурентов, а здесь мы боремся друг с другом, стараемся кого-нибудь выжить, и этим, наверное, и кончится — кто-нибудь уйдет с рынка», — сказал Евгений ГОЛОДНОВ. «Мы действительно практически одновременно регулируем цену, но дело не в сговоре, к этому нас подталкивает сам потребитель, который, едва кто-нибудь из продавцов снижает отпускную цену, сразу переходит к конкуренту», — рассказал руководитель ОАО «Мельница».
«Вы спрашиваете, почему мы не торгуем в Омске? — продолжил Максим ТИМОШЕНКОВ. — У нас не хотят покупать. В августе ни один покупатель, кроме «Хлебодара», в нашу компанию не позвонил. Мы бы с удовольствием продавались здесь, не тратясь на перевозку, но наша мука в Омске не нужна». Даже для основного потребителя муки — хлебозаводов и пекарен — омским мукомолам не приходится оставлять больших объемов. По словам представителей отрасли, большинство хлебозаводов в услугах мукомолов сейчас практически не нуждаются, потому как установили на своих предприятиях мельницы. Так, в ОАО «Мельница» из омских хлебозаводов только «Сибхлеб» берет регулярно порядка 300 тонн муки в месяц, а в основном поставки идут на хлебозаводы Перми, Оренбурга и других регионов.
В розницу, по словам мукомолов, выйти еще сложнее, чем наладить поставки на хлебозавод. И отчасти — из-за потребителя, который, по их мнению, предпочитает сегодня низкой цене бренд. Пор признанию представителей отрасли, находившихся на заседании, ни у одной из компаний нет финансовых возможностей, чтобы начать продвигать свой продукт под конкретной торговой маркой, в качественной яркой упаковке, чтобы провести рекламную кампанию и при этом удержать цену. «У нас на мелкой фасовке 150 тонн в месяц, эта мука уходит в магазины и на рынки. Но у нас нет возможности упаковать свой продукт так, как это делает «Увелка» или «Макфа», — рассказал представитель «Мельницы».
Конкретный пример взаимодействия с розницей привел Максим ТИМОШЕНКОВ: «В нашей компании помимо муки производятся еще и макаронные изделия. Мне позвонили из ТК «Триумф» («Супермаркет низких цен»), предложили поставлять 4-5 тонн макарон в месяц по 15 рублей за пачку, я согласился, и сейчас пачка продается там по 15,90 рубля. Попробовал я с этим же продуктом зайти в «Ашан», так при той же закупочной цене от нас потребовали 45 дней отсрочки платежей, однопроцентный бонус по итогам продаж за год, самостоятельную установку контейнера для товара и собственного мерчендайзера, который будет наш контейнер наполнять нашим товаром». Другие представители отрасли подтвердили, что крупные иногородние ритейлеры в Омске предлагают зачастую очень невыгодные условия. Помочь в налаживании связей с ритейлом, в том числе с «Ашаном», предложила присутствовавшая на заседании представитель регионального минэкономики. Однако, по наблюдениям корреспондента «КВ», мукомолы так и не выразили желания воспользоваться этим предложением.
По приглашению областных властей на ярмарки «Омские продукты — омичам» муку возит компания «Сибирский Запад». Но продажи на ярмарках, за счет транспортировки и необходимости поставить продавца и ввиду небольших объемов реализации, становятся для «Сибирского Запада» убыточными. «Если в первые дни работы на ярмарках товар уходил быстро, то теперь, когда жители близлежащих к площадкам домов уже закупились, объемы продаж падают. Нам становится невыгодно участвовать в ярмарках, и мы думаем теперь, стоит ли выезжать на них в ближайшие выходные», — посетовала директор «Сибирского Запада».