14 октября в конференц-зале ГК «Турист» состоялось заседание круглого стола на тему «Мотивация кандидатов в текущей ситуации. Что изменилось?». Руководители кадровых служб и менеджеры по персоналу двадцати крупных предприятий Омска (ОАО «Газпромнефть-Омск», ООО «Омский стекольный завод», ТД «Омскоптторг», «ПРОДО Менеджмент», ООО «Алкогольная Сибирская Группа», ООО «Инмарко» и др. ) обсудили состояние и основные тенденции рынка труда — 2010. Организатором встречи выступил кадровый холдинг АНКОР. Одно из выступлений посвящено было мотивационным ожиданиям кандидатов в условиях восстановления экономики. Консультант АНКОРА в Омске Светлана ШИГИНА рассказала, что в сентябре текущего года ее компания провела исследование среди омичей. Целью было определить состояние рынка труда в период выхода из кризиса, понять приоритетные критерии выбора места работы соискателями, а также выявить ценности работодателя в глазах сотрудника, наличие которых позволяет управлять лояльностью персонала. В исследовании приняли участие около ста пятидесяти омичей, как работающих, так и находящихся в поиске работы. Большинство участников – это работающие в настоящее время специалисты (80%)в возрасте от 21 до 35 лет (77%), 64% из них мужчины, а 36% — женщины.
Как омичи ощущают себя на рынке труда
Результаты опроса показали, что 56% респондентов, продолжающих работать, так или иначе пострадали от применяемых компаниями мер по снижению расходов на персонал. Наиболее популярными способами оптимизации стали сокращение окладной части, отмена / снижение бонусов, отмена корпоративных мероприятий и прочих дополнительных выплат. Около 10% участников исследования отмечают, что в 2010 году условия работы были частично восстановлены, как правило, компании возобновляли выплату бонусов, годовых и квартальных премий.
Как изменилось отношение к работодателю
Спустя практически два года после начала кризиса у сотрудников, продолжающих работать на прежних местах, лояльность к компании заметно снизилась: 65% опрошенных видят для себя множество открытых возможностей на рынке труда, полагая, что из-за сокращений выросла вероятность найти работу настоящему профессионалу. Только около трети респондентов (32%) стали больше дорожить своим рабочим местом, отдавая предпочтение максимальной стабильности.
Как повысить лояльность сотрудника
Одной из задач исследования было выявить те факторы, которые благоприятно влияют на отношение сотрудников к работодателю. Большинство участников опроса (31%) будут довольны уже тем, что компания будет заниматься информированием о своих стратегических планах развития. Также респонденты обозначили свое стремление к развитию и обучению в компании (30%). 18% хотели бы, чтобы с ними лично советовались по поводу сокращения издержек.
Сколько стоит профессионал
Как показали результаты исследования, основная потребность омичей – это увеличение заработных плат (74% при смене работодателя желают увеличить свой уровень дохода) и, соответственно, тренд рынка труда Омска – это очевидная потребность персонала в материальных ценностях.
Где хотят работать
При выборе работодателя 38% опрошенных, находящихся в поиске работы, при наличии одинаковых профессиональных задач отдадут предпочтение компании, которая предложит большую заработную плату. Для 37% респондентов наиболее привлекательной является работа в брендовой компании с безупречной репутацией, что соискатели обычно связывают со стабильностью и устойчивостью компаний на рынке. 25% участников исследования выберут компанию, в которой наиболее вероятен карьерный рост.
Остаться или уехать
50% соискателей Омска готовы покинуть город в поисках лучшей жизни. При этом основным условием для переезда станет увеличение материального дохода (57%), а 43% заинтересованы в предоставлении социальных гарантий (корпоративная квартира, трудоустройство членов семьи). Условие карьерного роста и профессионального развития не выбрал ни один респондент.
— Если в кризис омичи не уезжали в ключевые города России, потому что знали о тяжелой ситуации во всех регионах, то сегодня, с восстановлением ситуации на других рынках, соискатели все чаще начинают задумываться о смене места работы и даже готовы к переезду. Причина такой активности — накопившаяся в кризисные времена неудовлетворенность работодателем. Таким образом, ориентация на стабильность, характерная для экономически неустойчивого 2009 года, сегодня сменяется растущей подвижностью рынка соискателей. Для того чтобы сохранить лояльность сотрудников, советую работодателям поддерживать зарплаты на рыночном уровне, а также делать акцент на возможностях карьерного и профессионального роста. Также было бы неплохо, если бы компании участвовали в обучении своих сотрудников и предоставляли им расширенный компенсационный пакет, — резюмировала выступление директор территории АНКОР в Омске Елизавета СОРОКИНА.