Вряд ли сегодня кого-то можно по-настоящему удивить путешествием в Европу. Каждый из нас наверняка уже давно «прорубил» туда свое собственное окно. Отказаться от услуг турфирм и проехать самостоятельно по Европе на арендованном автомобиле — такой вариант отдыха избрала Лариса ШКАЕВА, начальник отдела по связям с общественностью Омской торгово-промышленной палаты, в начале октября вернувшаяся из двухнедельной поездки в Европу. Сегодня на страницах «КВ» мы публикуем ее практические советы будущим автопутешественникам.
Думаю, не только нашей семье стало тесно в таком формате отдыха, когда за тебя все решает турфирма. Имея положительный опыт прошлогоднего самостоятельного путешествия в Индию, мы решили вновь сами спланировать свой отпуск, но уже в Европе. В качестве средства передвижения был выбран арендованный автомобиль. В результате многочасовых изучений отзывов в Интернете наметился следующий маршрут на 17 дней: Мюнхен (Германия) — Люцерн (Швейцария) — Гренобль, Ницца, Канны (Франция) — Венеция, Градо (Италия) — Зальцбург (Австрия) — Мюнхен (Германия). В планах было посещение Словении и Хорватии.
Честно признаюсь, не хотелось превращать отпуск в сплошной экстрим, поэтому было решено не ехать ночью и исключить длинные переезды (максимальный дневной отрезок был 580 километров), познакомиться с европейскими странами и в финале дней пять просто отдохнуть на море. Сразу приношу извинения тем, кто ждет живописаний исторических мест и достопримечательностей европейского зарубежья. Не хочется быть навязчивой в изложении своего восприятия Венеции, Ниццы, Альпийских гор в разных странах. Пусть для каждого это будет своим личным опытом. А вот поделиться приобретенными навыками езды на европейских автобанах, рассказать о нюансах, которые могут подстерегать в автопутешествии, — это пожалуйста. Практический совет: неоценимую помощь в планировании маршрута предоставляет сайт www.google.ru, где в разделе «Карты» можно самому проложить путь и получить достаточно подробное описание движения и даже фотографии основных транспортных развязок.
Шеф, все пропало!
Итак, начальным пунктом был выбран Мюнхен (с пересадкой в Москве), в который удачным образом еще месяца за четыре до отпуска были приобретены авиабилеты на сайте www.aeroflot.ru. Кстати, из Москвы бюджетно можно летать в Европу с компанией Айрберлин, которая периодически предлагает билеты по низким ценам. Следить за днями распродажи удобно, зарегистрировавшись на сайте http://evropult.info. Но для омичей все-таки определяющим в стоимости любого билета всегда остается часть вынужденного полета из Омска в Москву (и обратно). Практический совет: для минимизации транспортных расходов нужно иметь в виду, что стоимость билетов в разные дни недели отличается. Поэтому мы вылетали в среду, сэкономив на тарифе в три раза.
В аэропорту Мюнхена ждал сюрприз: Аэрофлот потерял наш чемодан, в котором было, как говорится, наше все! И главное — там остались водительские права, которые были основополагающим условием автопутешествия на предстоящие две недели. Уж сколько раз твердили миру: никогда не оставляйте документы в багаже. Хотелось, как в известном советском фильме, схватиться за голову с криком «Шеф, все пропало!» Однако уже на следующее утро пришла-таки благая весть, что наш чемодан летит к нам очередным рейсом. Тут же в аэропорту мы взяли забронированную по Интернету еще в Омске машину за 460 евро на 15 дней. На месте случился легкий апгрейд: нам сразу предложили за эти же деньги машину классом выше, габариты которой нас несколько смутили — с парковками в Европе проблемы. После настойчивых просьб подобрать авто меньших параметров миниатюрнее «ниссана ноута» ничего не нашлось, и мы получили ключи от новенькой машины с пробегом всего две тысячи километров. Правда, мы так и не поняли, повышение класса машины за те же деньги это обычная практика или маркетинговый ход? А может просто каталог автомобилей на сайте не соответствует содержимому многоэтажного подземного гаража?
И еще: перед поездкой, подкованные Интернетом, мы знали, что надо внимательно изучить договор, добросовестно проверить каждый сантиметр кузова на наличие царапин и прочее. А тут нам просто выдали пропуск для выезда из гаража, попросили поставить подпись в электронном планшете, снабдили картой Германии, пожелав доброго пути. При этом не забыли на нашей банковской карте дополнительно заблокировать на время проката сумму, равную половине стоимости самой аренды. Забегая вперед, скажу, что эти деньги вновь стали доступны нам только через две недели по приезде в Омск. Практический совет: подробный анализ всех компаний по аренде автомобилей в Европе можно найти на сайте http://www.vagante.ru. Мы выбрали компанию Европкар, оформив и оплатив заказ на сайте www.autoeurope.eu.
В дружной компании с Наташей
Другой неотъемлемый элемент автомобильного путешествия — это, конечно же, спутниковый навигатор! За милый женский голос мы ласково нарекли его «Наташей». Без этого маленького чуда просто невозможно представить нашу поездку по Европе. Продавец навигаторов в одном из торговых центров Омска, а по совместительству и народный умелец, Вячеслав закачал все нужные карты и ввел пункты назначения, проведя с нами соответствующий ликбез. Но, видимо, ученики мы оказались нерадивые, так как в первый день пути ошибочно запрограммировали в навигаторе опцию «Избегать автострады и платные дороги». Это стоило нам стресса от десяти часов пути вместо плановых четырех, который был слегка нивелирован знакомствами с небольшими населенными пунктами Баварии вдоль автострады, где без ограничения скорости неслись чужие автомобили, но только не наш. Практический совет: не жалейте денег на новые карты для навигатора, иначе обязательно заплатите намного больше за лишний бензин и дополнительное время в пути.
Тише едешь — дальше будешь
Перебираясь из немецкого Мюнхена в швейцарский Люцерн, а именно так можно было назвать наше движение со скоростью 50, а то и 30 километров в час, мы вынуждены были вступать в непростые диалоги с самыми простыми жителями крохотных немецких деревень. Выяснилось, что немцы, особенно возрастные, совсем не знают английского. Конечно, усиленно жестикулируя, мы добивались понимания, но для себя сделали вывод: собрался в путешествие — будь добр, выучи хотя бы десяток основных фраз на языке страны пребывания.
Тем временем, не обнаружив на пути границ в нашем привычном понимании, мы и не заметили, что въехали в новую страну — Швейцарию, позже выяснилось, что проскочили и Австрию! А вот из Омской области в сопредельный Казахстан уж точно незаметно не проедешь, помнится, перед новогодними праздниками часов шесть стояли…
Неудивительно, что одинокая машина с немецкими номерами в час ночи, неуверенно притормаживающая на каждом повороте, привлекла внимание швейцарских стражей порядка. Нас остановили, при этом полицейский, держа руку на кобуре с пистолетом, настойчиво указал на необходимость находиться в машине при проверке документов. Посмотрев в водительские права и паспорта, ребята в форме помогли нам купить специальный стикер, отсутствие которого на лобовом стекле автомобиля в Швейцарии влечет оплату штрафа (мы без него уже полстраны проехали!), любезно сфотографировались вместе с нами и в течение ближайшего часа ехали впереди, показывая дорогу. Невольно подумалось, нашим доблестным сотрудникам ГИБДД есть у кого поучиться общению с налогоплательщиками.
Приближаясь под покровом темноты к месту назначения, мы смирились, что первую ночь проведем в машине, так как в заказанном по Интернету отеле время заезда указывалось до 20.00. Стрелки на циферблате показывали два часа ночи, когда мы вдруг услышали голос нашей электронной Наташи: «Прибываем, точка назначения будет справа». Это был отель в Люцерне.
Все для людей
На парковке у входа нас ожидало одно свободное место. Блуждая по спящему отелю (кстати, четыре звезды!) с открытыми дверями, в надежде найти хоть кого-нибудь, мы зашли в, также незапертый, ресторан, где стояла дорогая посуда, барные стойки с напитками, компьютеры, но и там не было ни души. Уже практически отчаявшись, мы увидели на столе регистрации ключи от номера и записку с нашей фамилией. Европа, в частности Швейцария, показала нам ту свою сторону, которую мы назвали «Всё для людей». После этого случая мы уже не удивлялись, что на автопарковках стоят открытые витрины с пакетами сока, хочешь купить — клади рядом деньги. На заправочных станциях всегда есть возможность подкачать шины, помыть самостоятельно машину бесплатно предоставленным инвентарем, включая разовые перчатки, хорошо перекусить, не говоря уже о чистом туалете и возможности принять душ. Или когда обычный городской автобус в Люцерне на каждой остановке немного накреняется вправо. Зачем? Оказывается для того, чтобы пассажирам на входе было удобнее, а инвалиды на колясках могли спокойно заехать и выехать через любую дверь. Как же надо уважать друг друга, живя в самом «логове загнивающего капитализма»!
Поход по «ленинским местам»
Так мы назвали наше пребывание в Швейцарии. В сердце этой страны — Люцерне (восьмой по величине город с населением 60 тысяч человек) обязательным является посещение горы Пилатус. Сравнительно невысокая по альпийским меркам возвышенность (более двух тысяч метров) обросла легендами и мифами с главным персонажем — Понтием Пилатом. Так это или нет, но маркетинг отлажен профессионально: каждый турист через несколько часов пребывания в Люцерне начинает сознавать — надо срочно бежать в турагентство и покупать билеты на восхождение. Предлагается несколько видов транспорта: сначала комфортабельная электричка, затем старинный поезд, который карабкается в гору под углом 48 градусов, на спуске фуникулер с уютными капсулами на подвесной дороге, натянутой через альпийские луга, где пасутся коровы, издавая трели подвешенными на шеях колокольчиков. Завершает маршрут городской автобус, который привез нас к подземной парковке, где томился в ожидании наш «ниссан ноут», чтобы продолжить путешествие по Европе. На утро запланирован выезд во французский Гренобль. Все только начинается…
(Продолжение следует)