Петр АВЕН, президент Альфа-Банка: «Сегодня, чтобы сбалансировать российский бюджет, нефть должна стоить 123 доллара за баррель»

Дата публикации: 03 ноября 2010

Двадцать девятого октября в Москве состоялась традиционная ежегодная конференция «Российский банковский сектор: жизнь в новой реальности». На нем выступали с докладами и отвечали на вопросы президент Альфа-Банка Петр АВЕН, помощник президента РФ Аркадий ДВОРКОВИЧ, заместитель министра экономического развития России Станислав ВОСКРЕСЕНСКИЙ, руководитель ФСФР Владимир МИЛОВИДОВ и многие другие эксперты, знающие ситуацию в стране досконально и изнутри. В этой конференции участвовал и задавал вопросы и главный редактор газеты «Коммерческие вести» Марат ИСАНГАЗИН. А самый парадоксальный доклад по традиции сделал Петр АВЕН. Итак...

Больше, чем Россия, упала только Украина

В 2009 году ВВП страны потерял 7,9%. В текущем году уже вырисовывается рост примерно в 3,6%. То есть мы возвращаемся на кривую положительных темпов, но темпы эти существенно отстают от тех, которые мы имели до кризиса. Но если посмотреть на восстановление цен на нефть и на металлы, мы увидим, что идет полная их корреляция с темпами нашего роста. Надо сказать, что российская экономика упала больше любой экономики «двадцатки». Из более-менее крупных экономик больше, чем Россия, упала только Украина. Это касается и темпов роста ВВП, и рынка. Но фундаментальные факторы нашей слабости остались те же самые. Уже стало банально говорить, что были две причины российского кризиса. Первая -зависимость от сырьевых рынков. Вторая связана с тем, что до кризиса российские компании много финансировались на Западе и очень зависели от западных денег. И когда там финансовые рынки встали, наши компании оказались перед невозможностью рефинансировать долги и попали в долговую яму. Если посмотреть на зависимость от нефти, у нас в 2010 году доля экспорта нефти и газа достигла 64%, в то время как в 1995 году было 37%. Так что зависимость только растет. Тут ничего не изменилось, растет зависимость и от экспорта металла. Точно так же у нас восстанавливается зависимость от мировых финансовых рынков. Но что самое печальное — ситуация с инвестициями. Мы почти вышли на уровень 2008 года по ВВП, приближаемся по уровню розничной торговли, но существенно отстаем по уровню инвестиций.
Если бы не рост пенсий, в России был бы профицит
Сейчас много публикаций гневных по поводу гламура, роскошной жизни. Однако возникновение гламура и гламурных тенденций было естественно для общества, которое стало быстро богатеть. У нас росли реально располагаемые доходы населения на 10% в год, начиная с 2000-го. И вся атмосфера общества была нацелена на быстрое обогащение и быстрое потребление. Страна вкладывала деньги не в развитие, не в рост, а в потребление. Доля потребления в ВВП была больше 60% пару лет назад, что уже само по себе очень много, по текущему году у нас доля потребления в ВВП составит 75%. В Китае доля потребления в ВВП 48%. Разрыв фундаментальный. Китайцы по-прежнему затягивают пояса, по-прежнему не потребляют, ограничивают уровень жизни. Копят и развиваются. Даже те антикризисные меры, которые наше правительство использовало, во многом были социальными. У нас прежде всего очень быстро росли пенсии. Последние три года — на 30% в год. Если бы не рост пенсий, в последние годы у нас был бы профицит бюджета, а не дефицит.
Подключения к электросетям у нас дороже, чем в Африке

Одна из причин роста после кризиса 1998 года: в экономике было задействовано чуть больше половины мощностей, которые вообще в ней были. После распада Советского Союза большое количество мощностей простаивало. Выход из кризиса сопровождался тем, что эти уже существующие мощности «всасывались» обратно в экономику. И такое быстрое «всасывание» определило достаточно быстрое восстановление. Сегодня этот ресурс уже потерян: больше 80% мощностей уже задействованы и нам критично нужны инвестиции для нового развития. У нас, например, ужасающая ситуация с электроэнергетикой. При этом идут процессы, обратные реформе ЧУБАЙСА: он разукрупнял энергетику, сейчас она вновь укрупняется под эгидой ИнтерРАО, со ссылкой на то, что результатов реформа не дала — инвестиции не пришли. При этом стоимость подключения к электросетям в процентах от годового дохода на душу населения у нас выше, чемв Африке, в разы выше чем во всех странах, с которыми мы хоть как-то конкурируем, чем на Украине, в Мексике, Индии, Бразилии, Китае и где угодно.
В России чиновников больше, чем в СССР
Россия как привлекала, так и привлекает 1% мировых иностранных инвестиций. Сегодня инвесторы идут на развивающиеся рынки, но этот денежный поток проходит мимо нас. На мой взгляд, переход к экономическому росту возможен только после новой серии экономических реформ. Если их не будет, то наши перспективы на ближайшие годы — медленное развитие с темпами роста 1- 2 -максимум 3. Даже 4 %, о которых говорит окружение президента, геополитически для России эта цифра катастрофическая. Не существует стран в мире, которые устойчиво растут с расходами расширенного правительства около 40% ВВП. У нас в кризисный 2009 год расходы расширенного правительства достигали 41% ВВП. По текущему году они будут 38%. Это гигантская цифра. Китайцы тратят около 20% ВВП через расширенное правительство. У нас сегодня, чтобы сбалансировать бюджет, нефть должна стоить 123 доллара за баррель. В 2001 году бюджет балансировался при цене 18 долларов за баррель, в 2003-м — 21, в 2007-м — при 34 долларах. Я понимаю, что у пенсионеров у нас очень большие проблемы, они долгие годы были забыты. Но такая ориентация на социальные траты, не вполне производительные расходы — фундаментальная нагрузка для страны. Россия находится в одной из самых тяжелых в мире демографических ситуаций: процент населения старше 65 лет выше, чем в Бразилии, Казахстане, Индии, во всем развивающемся мире. У нас очень быстро стареющее население. При этом в стране не проведена ни в какой форме пенсионная реформа. Я не понимаю набор текстов, который выдает Минздравразвитие. Не только я не понимаю, не понимает никто. К нам приезжал Хосе ПИНЬЕРА, бывший министр труда и социального обеспечения Чили, известный тем, что провел у себя в стране пенсионную реформу, он сказал, что ничего понять не может в нашей реформе. Пенсионная реформа должна быть простой, совершенно элементарной, из трех действий, понятных каждому пенсионеру. При том что количество чиновников в России на душу населения существенно больше, чем в СССР накануне распада.

Налоги будут повышаться
Я думаю, что до 2012 года у нас не будет серьезных реформ, потому что мы уже находимся в предвыборном периоде. Как всегда, выборы провоцируют социальные траты. Ситуация лучше не станет. более того, я боюсь, у нас налоги будут повышаться в ближайшее время и социальными выплатами не ограничится.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2010/11/43/936908