Александр ГОРБУНОВ, министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области:«Тигр в джунглях и тигр на картинке это разные тигры.»

Дата публикации: 10 ноября 2010

«КВ» продолжает серию встреч в формате «без галстука» с чиновниками и предпринимателями города Омска. Летом — осенью текущего года состоялись встречи с первым заместителем председателя правительства Омской области Андреем БЕСШТАНЬКО и директором ООО «ГЭПИЦентр-2» Вадимом ДРЯГИНЫМ. На этот раз редакцию газеты посетил министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области Александр ГОРБУНОВ. Он планировал поговорить с журналистами один час, однако разговор продлился два часа. За это время министр рассказал о проблемных вопросах омской промышленности, а также о своих увлечениях. В частности, о стрельбе по тарелочкам.

«КВ». 19 ноября состоится совет кредиторов ООО «Омск-Полимер». Известно, что областное правительство намерено не допустить банкротства предприятия. Каковы его перспективы?

ГОРБУНОВ. На данный момент на предприятии введена процедура наблюдения. На собрании кредиторов 19 ноября будет принято решение, по какому пути дальше будет работать завод. Самое мрачное, конечно, это конкурсное управление и продажа активов «Омск-Полимера» с торгов. Но,думаю, что кредиторы не заинтересованы в таком решении, потому что любое действующее предприятие стоит дороже, чем в момент ликвидации. На последнем совещании, которое проходило с участием губернатора Леонида ПОЛЕЖАЕВА на площадке завода, было принято решении о сохранении ООО «Омск-Полимер». Другое дело, в каком виде. На предприятии существует серьезная проблема, связанная с производством полистирола. Объясню. Если есть возможность купить стирол по цене, которая позволяет добавить к ней себестоимость и что-нибудь заработать, значит, все нормально. Если не удается купить стирол по такой цене, то фактически получается стоимость полистирола, которую рынок не принимает. Ты вынужден продавать его в убыток. Соответственно, постепенно вымывать средства из предприятия. Что, собственно, с «Омск-Полимером» и происходит. Нет поставок стирола, приемлемых по цене, и нет возможности запустить экономически оправданный процесс его перевода в полистирол. Тем не менее на предприятии есть определенная деятельность. Выпускается посуда из полистирола – это рентабельное производство. Проблема заключается в том, что сейчас нужно найти пути решения вопроса по загрузке завода.

«КВ». И какая это будет загрузка?

ГОРБУНОВ. Мы рассматриваем возможность загрузки ООО «Омск-Полимер» производством одноразовой посуды, например, для школ Омской области, для различных учреждений соцслужбы, чтобы сформировать как бы государственный заказ. В любом случае все это будет проходить через конкурс. Совместно с руководством предприятия формируем производственную программу. Не скажу, что будет перепрофилирование производства. Но смена акцентов. Например, на завод ионообменных смол, который сейчас не работает. Можно попробовать двинуться в эту сторону. Мы будем работать с советом кредиторов, чтобы они приняли консолидированное решение за сохранение производства и, соответственно, заморозили проценты на основной долг, сделали реструктуризацию задолженности. Чтобы дать возможность предприятию за сравнительно небольшое время рассчитаться по первоочередным долгам. Это, в частности, зарплата, задолженность перед поставщиками ресурсов. План мероприятий мы планируем подготовить к 11 ноября и представить кредиторам еще до их официального собрания.

«КВ». Но заморозить проценты возможно только при второй стадии банкротства — внешнем управлении. Оно будет введено?

ГОРБУНОВ. Скорее всего.

«КВ»: — Кто самые крупные кредиторы?

ГОРБУНОВ: — Их два. Самый крупный — это казахстанский БТА Банк. Основной долг перед ним — 2,7 млрд рублей плюс проценты, пени и штрафы. Правда, эта задолженность пока формально не внесена в официальный реестр кредиторов. Вслед за банком — московское предприятие ООО «Ронексхим», более 600 млн рублей. А подавал иск о банкротстве Сбербанк, у которого в залоге находится оборудование «Омск-Полимера». Задолженность перед банком составляет около 80 млн рублей.

«КВ». У кого-то в России или за рубежом есть интерес к ООО «Омск-Полимер»?

ГОРБУНОВ. Вообще-то, интерес есть. Мы вели переговоры с возможными поставщиками стирола из Башкортостана и Татарстана (ОАО «Нижнекамскнефтехим») по переходу на давальческую схему. Они могут дать нам стирол, который у них в избытке, чтобы взамен получить полистирол и чуть больше заработать на этом. В Омск приезжали делегации, были встречи. Но все эти разговоры прекратились в тот момент, когда начались судебные разбирательства по банкротству. Появились большие риски для поставщиков давальческой схемы.

«КВ». Когда-то на заводе синтетического каучука планировалась установка по производству стирола. Сейчас это уже неактуально?

ГОРБУНОВ. Cейчас это уже не настолько интересно, потому что стирольный и полистирольный рынок уже сформирован и попасть туда очень трудно.

«КВ». Омские предприятия участвуют в программе «Сибирское машиностроение». Уже есть конкретные результаты, выраженные в цифрах?

ГОРБУНОВ. Есть ряд направлений «Сибирского машиностроения», по которым уже были отгрузки. Но это в основном узлы и детали, то есть незаконченные изделия, что, конечно, было бы интереснее. Главное, Сибмаш позволяет предприятиям диверсифицировать свое производство. Вы наверняка знаете, что гособоронзаказ будет сокращаться. Некоторые виды вооружения Минобороны РФ вообще закупать не станет. Еще один плюс – за последнее время мы вышли, наконец, на переговоры с конкретными заказчиками – Роснефть, ЛУКойл, РЖД. Понятно, что в силу специфики всех этих предприятий на переговоры уходит много времени. Даже на то, чтобы согласовать тему совещания и пригласить на него топ-менеджеров, которые принимают окончательное решение по заказу. А когда с ними начинаешь разговаривать, тут вдруг оказывается, что у них совсем другой взгляд на предмет разговора. «А у вас есть что-нибудь, что можно потрогать руками? Ах, это только разработка. Тогда мы лучше купим все за рубежом, это будет быстрее». Вот так вопросы сейчас и обсуждаются с крупными заказчиками. Мы стараемся им предложить приемлемые условия, чтобы они покупали отечественную продукцию, а не импортную.

«КВ». Какие все-таки проекты омских предприятий близки к получению заказа? Есть информация, что ОАО «РЖД» заинтересовалось «гибким колесом» ОмГУПСа?

ГОРБУНОВ: — Таких проектов, которые бы прямо сейчас начали реализовываться, нет. По «гибкому колесу» пока еще идет обсуждение. Сейчас много вопросов не к технологии. Эту фазу уже прошли. В данный момент снимаются вопросы на тему, зачем это надо. Мы работаем с этими возражениями. Если в следующем году выйдем на какое-нибудь финансирование по проекту со стороны РЖД, то это будет успех. В любом случае у нас есть кое-какие козыри в рукаве. Мы их используем в декабре. Что это за козыри, говорить не буду.

«КВ». Продукция Омсктрансмаша сейчас поставляется ОАО «РЖД»?

ГОРБУНОВ. Пока Омсктрансмаш находился в стадии банкротства, он потерял так называемое клеймо производителя, которое позволяет изготавливать продукцию. Это как сертификат. Чтобы восстановить клеймо производителя и чтобы Омсктрансмаш мог заниматься литейным производством, идут переговоры с РЖД. Это не в рамках программы «Сибмаш». Вообще правительство Омской области всегда подчеркивало, что намерено сохранить эту площадку в рабочем состоянии. И запустить там производство с помощью либо КБТМ, либо Уралвагонзавода. Мы рассчитываем, что генеральный директор ОАО «НПК «Уралвагонзавод» Олег СИЕНКО приедет в Омск, чтобы если и не поставить точку в этом вопросе, то, по крайней мере, выработать общее понимание.

«КВ». Что сейчас вообще происходит на КБТМ?

ГОРБУНОВ. На КБТМ, входящем в Уралвагонзавод, видимо, будет восстановлено производство вагонов малых серий. Из-за кризиса этого не получилось сделать. На самом деле оборудование, которое есть на предприятии, позволяет производить любые вагоны. Можно набраться опыта на вагонах малых серий, а потом уже переходить на любые. Потому что в стране очень большой дефицит вагонов при высоком проценте их износа. КБТМ сейчас занимается литейным производством, которое находится на площадке Омсктрансмаша. Кроме того, производятся тракторы вместе с навесным оборудованием, платформы на воздушной подушке «Арктика». К сожалению, пока это не те объемы, которые хотелось бы видеть. Это тоже задача программы «Сибирское машиностроение» — найти выход на крупного заказчика. Сейчас с Газпромом обсуждается возможность закупок большой грузовой платформы «Арктика». Они знакомы с проектом и прошло уже довольно много переговоров. Самое интересное, что сейчас в компании признают, что коммерчески выгоднее использовать платформы на воздушной подушке, чем строить какие-то серьезные инфраструктурные сооружения для перевозки грузов или возить их вертолетом.

«КВ». Какой объем грузов будет перевозить эта платформа и есть ли она уже в готовом виде?

ГОРБУНОВ. 90 и 120 тонн. Готовой платформы нет, но понятно, как ее можно сделать.

«КВ». Уже известна точная дата проведения ВТТВ-2011? Появилась информация, что выставка пройдет в сентябре 2011 года.

ГОРБУНОВ. Про сентябрь СМИпоторопились сказать. Пока этот вопрос обсуждается. Мы пытаемся не пересекаться с другими выставками. Это нужно, чтобы побороться за экспонентов, которые займут площадку и заплатят за нее. Потому что в чистом виде на средства региона такую серьезную выставку проводить тяжело и нецелесообразно. Не определились мы и с форматом ее проведения. Мы договорились с ГК «Ростехнлоогии», что до 1 декабря подготовим концепцию выставки в виде документа, который будем затем утверждать.

КВ. Сейчас, чтобы увидеть ту или иную продукцию предприятия, нет необходимости приезжать на выставку. Можно воспользоваться интернет-технологиями.

ГОРБУНОВ. Я вам могу сказать, почему необходимо приезжать на выставку. Выставка — это удобное место для общения многих со многими. Представьте, если одному исполнителю необходимо поговорить с десятками заказчиков. Он должен будет всех их объезжать. А на выставке они находятся все сразу. Причем можно побеседовать в неформальной обстановке. Это очень удобно. На выставке также можно потрогать руками экспонаты, увидеть, насколько они качественно сделаны. Тигр в джунглях и тигр на картинке — это разные тигры. В джунглях интереснее.

«КВ». После ВТТВ — 2009 Кипр намеревался купить омские танки. Какие-нибудь продвижения есть?

ГОРБУНОВ. ы уже имеем положительные результаты. Киприоты оплатили модернизацию более 40 танков и купили три БРЭМа.

«КВ». Недавно на завод им. Баранова приезжал генеральный директор ФГУП «ММПП «Салют» Юрий ЕЛИСЕЕВ. Обсуждался вопрос по поводу производства в Омске самолета нового поколения ЯК-130?

ГОРБУНОВ. Он приезжал как раз оценить возможности загрузки мощностей предприятия для производства ЯК-130. Сейчас для этого самолета на заводе им. Баранова делают какую-то продукцию, но далеко не все. Довольно много производится на Украине, на ОАО «Мотор Сич», и на самом «Салюте». Задача состоит в том, чтобы на омский завод перенести все производство.

«КВ». А какова судьба Ан-3? Проект заморожен?

ГОРБУНОВ. Кое-какие подвижки есть. Но, к сожалению, они не в той стадии, когда можно сказать о том, что завтра Ан-3 выйдет со стапелей и полетит. Такого нет. Не у всех есть понимание, что АН-3 нужен. Тем не менее процесс идет к тому, что на заводе им. Баранова будет производство этого самолета. С ПО «Полет» проведены предварительные переговоры по поводу оборудования и оснастки, которая требуется для производства. Проведены переговоры с КБ им. Антонова по передаче документации. Конечно, необходимы определенные решения и на федеральном уровне.

«КВ». Появилась информация, что на заводе им. Баранова будет сокращено 1, 5 тысячи человек. Это правда?

ГОРБУНОВ: По плану будет высвобождено не 1,5 тысячи человек, а около 1,2 тысячи. Причем с переходом на следующий год. Это связано во многом с теми изменениями, которые будут происходить на заводе. Очень тяжело переходить на новую технику, если у тебя работают уважаемые, заслуженные, опытные специалисты, но пенсионного возраста. Им трудно перестроиться. Если они захотят продолжить работать в другом месте, служба занятости, которая знает о планируемом высвобождении, поможет в трудоустройстве. Тем, кто находится в трудоспособном возрасте, также будет найдена работа. Параллельно завод им. Баранова набирает персонал на новые специальности.

«КВ». Как будет решаться вопрос с субсидией в размере 50 млн рублей, выданной заводу им. Баранова областным правительством? Сейчас региональный минсельхоз пытается их вернуть через суд.

ГОРБУНОВ. В Арбитражном суде Омской области между министерством и заводом им. Баранов должно быть подписано мировое соглашение. По нему составят план погашения этой субсидии. Деньгами, а не продукцией, как предполагалось ранее.

«КВ». Год назад вышло постановление областного правительства по поводу создания некоммерческого партнерства «Медицинское приборостроение». Сейчас про это ничего не слышно.

ГОРБУНОВ. Процесс формирования некоммерческого партнерства затянулся. Это связано в том числе и с тем, что предполагаемые учредители не могут между собой окончательно договориться. Но думаю, до конца года мы это вопрос решим.

«КВ». Став министром, удалось ли сохранить прежние увлечения?

ГОРБУНОВ. Прежним увлечениям был нанесен урон. Например, рыбалке. В текущем году только два раза рыбачил. Стрельбу по тарелочкам совсем забросил. В последний раз стрелял в 2009 году.

«КВ». Расскажите немного о себе и своей семье.

ГОРБУНОВ. Я окончил Омский политех по специальности «Автоматизированные системы управления». Женат. Двое детей — дочь и сын. Дочь работает дизайнером, сын в школе в 9 классе. Жена некоторое время назад занималась бизнесом, сейчас решила сделать паузу. Она окончила Омский политех по специальности «Инженер-механик». Родители тоже инженеры. Папа работает до сих пор на ПО «Полет», ему 72 года. Мама сейчас на пенсии.

«КВ». Чем занимаетесь в свободное время?

ГОРБУНОВ. Хожу в Омский драматический театр. Стараюсь не пропускать ни одной премьеры.Читаю. В основном специализированную литературу, больше экономическую. Недавно еще раз перечитал Лестера ТУРОУ «Будущее капитализма». Знать, что такое капитализм, мало, надо знать и какое у него будущее.

«КВ». В нашей стране сейчас что? Капитализм?

ГОРБУНОВ. Конечно капитализм, что же еще. У нас есть много хозяев, много наемных работников, и четко действует экономическая модель, описанная еще Адамом СМИТОМ. И когда мне начинают рассказывают об особенностях экономики России, я отвечаю, что у нас правовые условия, да, особенные. А экономические законы на Западе и у нас работают одинаково.

«КВ». В нашей газете мы писали про омских авиамоделистов, которые при наличии финансирования могут заняться изготовлением беспилотных летательных аппаратов. Это проект может быть интересен Омской области?

ГОРБУНОВ. Реализация коммерческого проекта — это удел не государственных органов власти, а предпринимателей. Если у бизнеса появится интерес к этой теме, то на развитие он может получить поддержку, например, от министерства экономики Омской области.
Можно поучаствовать в конкурсах. Есть ФЗ № 94. Поскольку сам в бизнесе работал, скажу, что не многие предприниматели используют возможности по продажам в госструктуры. Хотя мне не нравится этот закон. Зачастую органы исполнительной власти покупают то, чего не хотели купить на самом деле, у тех, у кого не хотели, и за те деньги, которые не хотели платить.

«КВ». Достаточно часто они покупают, что хотели, у кого хотели и за сколько хотели.

ГОРБУНОВ. Нарушений много. Про коррупцию мы не говорим. Мы знаем, что она есть.

«КВ». Как вы считаете, в чем заключается преимущество Омской области по сравнению с другими регионами?

ГОРБУНОВ. По всем рейтингам Омская область является обладателем одного из наиболее образованных трудовых ресурсов в стране. По этому показателю мы находимся в первой десятке регионов. Необходимо этот потенциал использовать.

«КВ». А как быть с Новосибирском и Томском? Здесь мы в образовании явно проигрываем...

ГОРБУНОВ. Знаете, вопроc, конечно, интересный. Новосибирск и Томск — очень раскрученные темы с точки зрения образования. На мой взгляд, Томску рекламироваться больше нечем. Серьезной промышленности там почти нет. В Новосибирске динамика развития достигается за счет торговли. Я, кстати, второе образование получал именно в этом городе — в Открытом университете Великобритании на базе Новосибирской открытой школы бизнеса. Когда с новосибирцами разговариваешь, то выясняется, что они завидуют Омску. У нас есть заводы, которые живы и работают. У них их не много. Поэтому в Новосибирске с большим уважением относятся к промышленному потенциалу Омска и тому, как эти возможности используются.  



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2010/11/44/284826