Аркадий КОЗЫРЕВ, генеральный директор ООО "Омской фабрикая игрушек": «Я всегда придерживаюсь лозунга: проблемы слабых людей делают слабее, а сильных сильнее »

Дата публикации: 10 ноября 2010

Продукцию Омской фабрики игрушек можно обнаружить не только в ближайших городах Сибири. Интерес к ее товарам проявляют российские крупные сети: произведенное в Омске возвращается к нам же, но уже через Москву. А что касается детских пластмассовых велосипедов, их производят только в Омске. Обо всем этом внештатный корреспондент «КВ» Юлия ФИЛОНЕНКО подробно расспросила руководителя Омской фабрики игрушек Аркадия КОЗЫРЕВА.

— Расскажите, как появилась Омская фабрика игрушек?
— Я в игрушечный бизнес попал случайно. После торгового училища я был старшим продавцом в магазине музыкальных товаров, но потом занялся предпринимательством, купил-продал. В принципе кризис 1998 года по мне ударил не сильно, просто появилось желание заняться чем-то стабильным, надежным. А производство мягких игрушек оказалось наименее затратным бизнесом: купить швейные машинки, найти швей. Дело пошло, стало приносить стабильный доход, развиваться.
Но сначала были две сумки с игрушками, которые я привез из Новосибирска, и палатки в «Торговом городе» в мае 1998 года. Потом появились вторая, третья палатки, маленький оптовый склад, потом больше и еще больше. Уже в 2000-2001г одах было принято решение съездить в Белоруссию, на фабрику игрушек. Мы приехали, посмотрели, закупили образцы, лекала, выкройки и договорились о поставке полуфабрикатов. Потом начали сами уже создавать изделия со своим дизайном. И параллельно пришли к тому, что необходимо производить пластмассовую игрушку. Этому способствовала и хорошая финансовая база. Мы сотрудничали со Сбербанком, благодаря его кредитам было приобретено специальное оборудование. Следующий этап — это приобретение всей недвижимости в собственность, то есть уход от аренды. Еще одна из причин, которая толкнула меня заниматься именно производством, это быть конкурентоспособным. Всегда знал, что в любой момент могла появиться какая-то крупная московская компания на омском рынке и моя торговля быстро бы накрылась. Бизнес этот понравился, и чтобы сохранить его, необходимо было заняться производством. Я начал учиться этому.

— Производить игрушки выгодно?
— Если в 1998 году я начинал с двух больших сумок, а сейчас у меня фабрика игрушек, значит, прибыль есть, есть стабильный доход, который позволяет развиваться.

— Каков ваш годовой объем производства?
— Скажем так: наш объем производства полностью позволяет удовлетворять потребности наших заказчиков. Если понадобится увеличить количество нашей продукции в определенное время, то наша фабрика может это сделать без каких-либо потерь и промедлений.

— Каковы основные проблемы производства детских игрушек?
— Основная проблема нашего региона – неразвитость технологии производства. Именно поэтому приходится закупать оборудование для изготовления пластмассовых игрушек за рубежом. Приходится ездить по выставкам и учиться методом проб и ошибок, где-то перенимать уже имеющийся опыт. В этом отношении Омская область живет позавчерашним днем. Например, маленькая музыкальная игрушка, произведенная в Китае и привезенная сюда, стоит 15 рублей, а точно такая же, но изготовленная в России, стоит уже 45 рублей. И это без транспортировки. А все дело именно в том самом музыкальном устройстве, которое у нас просто ни один завод не делает. Да те же батарейки все импортные. Пока у нас не появится свое производство, нам никогда не удастся конкурировать с Китаем и другими производителями.

— Сколько человек сейчас работает на фабрике?
— Сейчас на фабрике занято более 100 человек. Мы постепенно приобретаем оборудование, которое позволяет нам уменьшать количество работников.

— Почему «игрушечный» бизнес перспективен?
Во-первых, потому что дети рождаются всегда, а в период с 2003-го по 2007 год у нас был просто демографический всплеск какой-то. Во многом благодаря федеральным и местным программам по поддержке молодых семей и материнства. Это самый важный фактор. Во-вторых, ценовая политика. Мы придерживаемся принципа цена-качество. Просто привезти такую же игрушку из-за рубежа будет очень дорого – очень много будут забирать транспортные расходы. Поэтому у нас цена получается меньше.

— И на сколько дешевле получаются игрушки?
— В среднем на 50%. Производство во всем мире стоит примерно одинаково. Основная составляющая — это стоимость сырья и транспортные расходы. Сырье у нас российское, только искусственный мех получаем из Белоруссии. Полимеры из Казани, Томска и некоторых других городов.

— Вы занимаетесь только производством игрушек?

— Не только, в 2003 году мы заключили ряд контрактов, которые дают нам право официально представлять на рынке Сибири крупнейших производителей детских товаров России и стран ближнего зарубежья. Те, кто занимается игрушками, сразу же поймут, кто это, а остальным эта информация ни о чем не скажет.

— Что значит «рынок Сибири»? Ближайшие города?
— Рынок Сибири для нас — это весь Сибирский федеральный округ, но прежде всего все крупные города, которые находятся недалеко от Омска.

— Основные регионы, куда уходит продукция?
— Москва, Пермь, все города миллионники… С нами активно сотрудничают крупные московские компании, например «Русский стиль». Которые в свою очередь работают с такими торговыми сетями, как «Икеа», «Ашан» и т. д. И происходит такая интересная вещь, мы заходим в «Детский мир» и видим там нашу продукцию, которая возвращается в Омск. Это явление не очень радует, ведь продукция сначала уходит. Там комплектуется и потом возвращается обратно.
Также мы отправляем свою продукцию в Казахстан, Белоруссию, Украину. Недавно мы заключили несколько сделок с австрийской торговой сетью. И через нее планируем охватить еще несколько европейских стран.

— А что за австрийская сеть и какую продукцию вы будете туда поставлять?
— Нам бы не хотелось разглашать эту информацию.

— Какие ваши игрушки продаются в омском «Детском мире»?
— В первую очередь это мягкие игрушки и пластмассовые, спортивного направления: скакалки, обручи и т.п.

— Какую долю продукции вы продаете за пределы Омской области?
— 70% нашей продукции уходит в центральную Россию, страны ближнего зарубежья и Европу.

— Как на вас сказался кризис 2008 года?
— Естественно, осень 2008 года свела все на нет. Но благодаря опыту, знаниям, наработанным связям и в особенности коллективу, мы прошли этот период. Зима и весна 2009 года было просто страшное время, но, повторюсь, благодаря нашему коллективу, грамотному применению методов ведения бизнеса, которые были подстроены под данную ситуацию, это помогло нам достойно пройти этот период и развиваться дальше. За это время мы даже много чего приобрели: оборудование, новые договоры, участие в выставках. Мы тратили средства на привлечение человеческих ресурсов. Многие предприятия во время кризиса поувольняли очень хороших специалистов, а я им дал работу. Я всегда придерживаюсь такого лозунга: проблемы слабых людей делают слабее, а сильных сильнее.

— Есть ли у Омской фабрики игрушек свой магазин?
— Нет, пока нет. Раньше основная розница была — это торговые точки в «Торговом городе», но из-за желания добиться лучшего качества мы их закрыли. Ведь у уличной торговли есть свои недостатки: пыль, грязь. Стали работать с теми партнерами, которые торгуют сами, то есть приобретают продукцию. В ближайших планах открытие магазина. Сейчас уже ведутся переговоры с предпринимателями. Надеюсь, что в самое ближайшее время в «Маяке» на 5-м этаже будет наш павильон.

— Есть ли новинки в вашем производстве?
— Недавно мы поставили набивочную машинку, но для других крупных производителей это уже давно не новинка. Все заслуги в мягкой игрушке — это заслуги дизайнеров. Это их главная задача – придумать такую игрушку, которая будет интересна и в то же время легка в производстве.
Во время кризиса мы привезли из-за границы оборудование для производства детских пластмассовых велосипедов. И мы на сегодняшний день являемся единственными во всем СНГ, за исключением небольшого количества производимой продукции на Украине, производителями таких велосипедов. Это новая тема. Товар еще в стадии роста, рекламы, производства. Но на это уже есть свои потребители.

— Дизайнеры омские?
— Да. И все они «доморощенные». У нас же нет такой профессии – дизайнер игрушек. Вот и получается, что даже человек с художественным образованием не будет дипломированным специалистом в нашей сфере. Все равно ему многому придется учиться и все придет с опытом. Так что вся продукция — дело рук «доморощенных» дизайнеров, которых мы вырастили у себя на фабрике.

— Вы говорили о пластмассовых велосипедах — на них действительно можно кататься?
— Да, у нас недавно был праздник -День велосипеда в Омске, и там ребятишки катались на таких велосипедах. Все работает исправно, никаких нареканий к продукции нет.

— Каких производителей вы считаете конкурентами для Омской фабрики игрушек?
— Я задумывался над этим и считаю, что нет таких. Другие производители делают другие игрушки. Поэтому мы не конкурируем. Мы занимаем разные ниши в этом бизнесе.

— А чем отличаетесь от китайских и других заграничных производителей?
— К сожалению, наши граждане пока не понимают, что товары местного производства по тем же цене и качеству просто невозможно найти у иностранных компаний. Все, что отправляется к нам по низким ценам, – это то, что не прошло проверку у себя на Родине. Все хорошее оставляется или отправляется в «первые» страны.
Наши игрушки, как я уже говорил, сочетают в себе доступную цену и высокое качество. Ведь чем сложно отечественное производство: в любой момент может нагрянуть какая-нибудь комиссия и проверить, а все ли у нас правильно?
С другой стороны, элементарная человеческая ответственность, ведь мы производим товар для самых дорогих людей на этом свете – детей. И если что-нибудь случится, то родители придут «стучать по голове» именно нам.

— Товары для детей требуют особых мер по их безопасности для здоровья ребенка. Как вы их обеспечиваете?
— Как я уже говорил, к нам в любой момент может нагрянуть с проверкой санэпидемстанция или любые другие контролирующие органы. Поэтому делать что-то противоречащее ГОСТу себе же в убыток. Вся технология у нас открыта, любая комиссия может прийти и убедиться в том, что мы соблюдаем все требования по безопасности.

— Есть ли различия между требованиями к детским игрушкам в Австрии, Казахстане и России?
— Конечно есть. Чем более развита страна, тем выше ее требования. Для Европы важна экологичность самого производства и выпускаемой продукции. Какие требования к производству товаров для детей в Казахстане сказать трудно, просто мы не знаем там ни одной фабрики игрушек. Но наша продукция проходит контроль и продается там, а это значит, что мы соответствуем всем нормам в Европе, России и Казахстане.

— А есть какая-то преобладающая продукция?
— Сложно об этом сказать. Мягкая игрушка всегда продается стабильно. Наверное, можно говорить о какой-то сезонности в нашем бизнесе. Ведь каждый месяц первое место по продажам занимают разные игрушки. Осенью это прежде всего всевозможные настольные игры. На Новый год вообще все массово распродается. Но особенно крупногабаритные мягкие игрушки. Плюс зимний товар: санки, ледянки и т.п. В январе партнеры начинают заполнять опустевшие полки. В День святого Валентина хорошо покупают сердечки, мишек, зайчиков… На 23 Февраля всякие пистолетики, автоматы и другие игрушки, которые связаны с мальчиками. На 8 Марта – все игрушки, связанные с девочками. Весной уже идет подготовка к уличным играм, в продажу поступает больше мячей, скакалок, обручей… Стало теплее — и пошли песочные наборы, машинки, лейки. Ближе к лету надувные товары. И уже потом подготовка к садикам, школам: обучающие игры, кубики и т. д.

Юлия ФИЛОНЕНКО 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2010/11/44/692731