Власти штата в назначение сити-менеджеров не вмешиваются

Дата публикации: 10 ноября 2010

Елена ТРЕНКИНА, руководитель
Дирекции по связям с общественностью
Ассоциации «Партнер-Омск», выпускница
Президентской программы
подготовки управленческих кадров

Когда люди не знают, что делать, они обязательно
придумывают какие-то реформы, в которых сами не
разбираются, и потом создают себе
головную боль….
Губернатор Омской области Леонид ПОЛЕЖАЕВ

С октября 2003 года в регионах РФ введена новая редакция Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления», согласно которому появилась новая схема управления муниципалитетами, когда городскую администрацию может возглавлять наемный управляющий – сити-менеджер, профессионал, нанятый по контракту. В ряде стран мира это «глава муниципальной администрации, занимающийся решением текущих задач и работающий по контракту с городским советом. При этом разработка длительной стратегии развития, церемониальные функции и связь с вышестоящими органами является прерогативой мэра» (Википедия).
Пока наш областной центр чаша сия миновала но в период последней выборной кампании мэра и после нее в СМИ все чаще появляются материалы на эту тему, что само по себе симптоматично.
Во время стажировки в США мне довелось познакомиться с этой деятельностью и получить информацию буквально из первых рук сити-менеджера города Плано (Plano), штат Техас Томаса МУЛЕНБЭКА и мэра города Пэт ЭВАНС. Теоретические знания по муниципальному управлению, полученные в Новосибирской академии государственной службы, помогли сравнить опыт американский и российский, увидеть преимущества и недостатки такого разграничения полномочий.

История вопроса
102 года назад, в 1908 году, в маленьком городе Стаунтоне (штат Вирджиния) с населением 23 тысячи человек местные власти решили нанять сити-менеджера. Эта система была предложена ведущими бизнесменами для снижения роли политических партий в жизни муниципалитета. Система управления бизнес-структурами была перенесена на управление городом. Он рассматривался как корпорация, которая должна эффективно управлять налогами, бюджетом для улучшения жизни горожан. Система, примененная в Стаунтоне, распространилась на другие города США. Уже в 1914 г. была создана профессиональная ассоциация — International City/County Management Association (ICMA), куда вошли сити-менеджеры не только из Штатов, но и из Австралии, Нидерландов, Великобритании, Новой Зеландии, Бразилии и других стран, также перенявших этот опыт. В середине двухтысячных, по данным ICMA, в городах, управляемых сити-менеджерами, жило более 92 млн американцев. По данным ICMA, 73% сити-менеджеров имеют высшее образование. Средний сити-менеджер в США получал до кризиса 00 в месяц, а уровень зарплат колеблется в диапазоне от 700 до 160 — в зависимости от размеров городского хозяйства.
Существенная особенность американского управления состоит в том, что введение института сити-менеджеров характерно для маленьких и средних городов с населением от 25 до 250 тыс. человек, в крупных мегаполисах и развитых промышленных центрах управление по– прежнему находится в руках мэров, это объясняется необходимостью концентрации полномочий и власти в одних руках.
С 1864 года до 1917 года в России существовала система земского и городского самоуправления, которая после революции была заменена на советскую систему. В эти периоды руководители исполнительных органов местного самоуправления избирались депутатами и были им подотчетны. Прямые выборы руководителей муниципальных образований, которые совмещали представительские и исполнительские функции, появились в 1993 году. В 1998 году Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, которая провозгласила максимальную автономность муниципалитетов от государственной власти. Последнюю точку в вопросе поставил Федеральный 131-й закон 2003 года.

Муниципальная Америка
Город Plano, штат Техас насчитывает 240 тысяч жителей и занимает 71-е место в США по количеству проживающих. Собственные доходы города составляют 350 млн долларов, 100 млн город ежегодно получает от властей штата и федерального бюджета. Основные доходы – налог на собственность и налог с продаж, который составляет в Техасе 8,5 %, 1% из этой суммы уходит в бюджет города. На стадии формирования бюджета любой житель вправе вмешаться в этот процесс через своего депутата и внести предложение по обустройству города, добавить необходимые статьи расходов и т.д. В штате нет подоходного налога, но этих двух вполне достаточно для развития города и муниципального хозяйства. Внешние дотации касаются лишь поддержания функционирования межгородских дорог, на которые поступают целевые деньги из бюджета штата.
Эти цифры – основные, которыми оперирует сити-менеджер Томас МУЛЕНБЭК, рассказывая о своем хозяйстве. В четвертый раз ему доверили горожане эту хлопотную должность, на которой он находится уже на протяжении 17 лет, что говорит о большом кредите доверия среди населения. А его высокий профессионализм и управленческие компетенцииподчеркивает еще один яркий факт — программа CNN Money признала этот город самым благоприятным для жизни в Западных Соединенных Штатах. Жители тоже считают свой город очень комфортным, это подтверждается итогами опросов общественного мнения.
А секрет прост: муниципальные власти создают такие условия для развития бизнеса, что он переезжает сюда из других штатов и пополняет городской бюджет. Отсюда – развитие экономики, занятость, высокий уровень жизни. Именно здесь расположены офисы крупных корпораций, таких как EDC, Frito-lay, Alkatel, dr. Pepper, GC Penny и другие акулы глобальной экономики.
В отличие от нашей системы муниципального управления население города выбирает мэра и семь членов городского совета — каждого на два года. Вся избранная команда нанимает на работу трех управленцев, но при этом определяет стратегию развития, а назначенный сити–менеджер со своим аппаратом воплощает ее в жизнь. Власти штата в процесс назначения не вмешиваются. Критерии оценки его деятельности, как рассказал г-н Томас МУЛЕНБЭК, просты и понятны — воплощение в жизнь стратегии развития муниципалитета, привлеченные инвестиции, занятость населения, эффективное функционирование всей инфраструктуры города, аполитичность, отсутствие жалоб со стороны жителей города.

Государство как провайдер

В этом еще одна особенность муниципального управления Америки – американцы относятся к государству как к провайдеру необходимых для общества служб и услуг, отсюда и определенные механизмы взаимодействия между людьми и властью, более открытые и конструктивные. Любой гражданин может попасть на прием к любому чиновнику за 15 минут. В голове американца с детства заложена главная мысль — он платит налоги на содержание чиновников и это дает ему право контролировать их деятельность, расходование бюджетных средств. Так, например, очень необычно было видеть на заседании городского совета скаутов-подростков, которые тоже, оказывается, считают своим долгом присутствовать на этих мероприятиях и вносить свои предложения в деятельность совета.
Хозяйство Томаса МУЛЕНБЭКАпо сравнению с нашим областным центром хоть и небольшое, но достаточно функциональное, все процессы автоматизированы и решить любую проблему можно в считаные минуты. В центре управления на экранах компьютеров возможно в режиме реального времени увидеть,что происходит на том или ином участке дороги, или проверить подземные коммуникации, обслуживанием которых, кстати, занимаются частные компании, заключившие с муниципалитетом договор на тендерной основе. Поэтому проблем с ЖКХ или качеством ремонта в принципе быть не может. Отсюда и успешная деятельность сити-менеджера, осуществляющего все административно-хозяйственныефункции.
Мэр города Пэт ЭВАНС, кстати, в прошлом домохозяйка и мать троих детей, выполняет представительские функции, она своего рода свадебный генерал, отвечающий за работу с общественностью, властями штата, установление дипломатических отношений с другими странами и государствами. Во время нашего общения г-жа мэр делилась своими впечатлениями о поездке в Китай с деловым визитом, рассказывала о системе образования и мерах безопасности для детей.
Каждый занимается своим делом, полномочия строго распределены, никто не перетягивает одеяло на себя, как это наблюдается сегодня в России, каждому хватает своей доли власти. Американскому опыту уже более 100 лет, и, конечно, за эти годы там сформировался развитый гражданский сектор, способный вести конструктивный диалог с властью, определенные стандарты ведения бизнеса. Сити–менеджеры там — это не чиновники, поменявшие одно кресло на другое, а профессиональные управленцы, имеющие бизнес-образование, представление о современных технологиях ведения городского хозяйства, положительную репутацию у населения.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2010/11/44/vlasti_shtata_v_naznachenie_siti-menedzherov_ne_vmeshivayutsya