Градсовет одобрил проект Концертного зала,

Дата публикации: 24 ноября 2010

Градостроительный совет Омской области 16 ноября принял проект реконструкции Концертного зала. Хотя за день до этого эскиз, представленный Новосибирским проектно-изыскательским институтом «Сибжелдорпроект» (филиал ОАО «Росжелдорпроект»), раскритиковали омские зодчие на заседании своего профессионального совета Союза архитекторов. Критика звучала и на градсовете, но ее быстро пресек губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ, в итоге предложивший принять проект с учетом высказанных замечаний.
Здание покроют плиткой и стеклом
Концертный зал был построен по проекту архитектора Альберта КАРИМОВА в 1967 году. По словам губернатора, за 43 года некогда современный и соответствующий потребностям концертный зал безнадежно устарел. Тем более, что за эти годы он не проходил ни капитального ремонта, ни модернизации. «И техническое состояние Концертного зала сегодня просто ставит перед нами вопрос его закрытия, – выступил Леонид ПОЛЕЖАЕВ. – Еще в 2007 году мы имели намерение модернизации и реконструкции Концертного зала, но, к сожалению, известные события не дали нам реализовать проект. Мы вынуждены были на два года оставить эту тему и вернулись к ней в 2010 году. Когда я приходил сюда на концерт, то старался не смотреть в глаза другим зрителям, ведь в них читался немой вопрос: «Губернатор, когда ты наведешь здесь порядок!».
Главный архитектор проектов Сибжелдорпроекта Игорь БАШКИРОВ, защищавший эскиз, доложил, что замечания омских коллег по возможности будут учтены при дальнейшей работе. В частности, одной из проблем является организация автостоянок. По мнению докладчика, предложение об организации подземных парковок сегодня не представляется реальным ни с финансовой точки зрения, ни с технической. Поэтому самое реальное решение – устройство парковок вдоль улицы Короленко в специальных карманах и использование свободных площадей у расположенного рядом Театра юного зрителя.
— При разработке внешнего вида здания перед нами стояла задача найти образ, наиболее подходящий и вписывающийся в сложившуюся историческую структуру, — рассказал Игорь БАШКИРОВ. — И вместе с тем нужно создать объект, отвечающий современным требованиям эксплуатации и новым тенденциям в архитектуре – простота, функциональность, выразительность. Также необходимо было учесть и пожелания автора проекта существующего здания, а именно сохранить скульптурность, брутальность внешнего вида и вместе с этим придать объему большую выразительность.
В качестве основного наружного отделочного материала предлагается немецкая керамическая плитка терракотового, оранжевого и песочного цветов. Фасад сценической части предлагается сделать остекленными темно-серым тонированным стеклом. На первом этаже здания расположатся вестибюли, гардеробы, зоны буфета, партерная часть зрительного зала, артистические и вспомогательные помещения. Дополнительные гардеробные размещаются в подвале под зрительным залом. В целях оптимального использования полезной площади на втором этаже предлагается разместить сиденья для зрителей. То есть в зале появится балкон. Кроме того, есть идея добавить балкон не только в центральной части зала и по бокам, но и по периметру сцены, где могут располагаться не только зрители, но и академический хор на концертах симфонических оркестров.
Для разработки современной акустической концепции зрительного зала приглашен известный английский специалист Николас ЭДВАРДС. Например, его научный подход в проектировании акустики был признан членами английской королевской семьи при разработке концепции для Королевского Шекспировского театра в Стратфорде.
Николас ЭДВАРДС уже провел изучение текущего состояния и акустических параметров зала Омской филармонии и сопоставил их с ведущими концертными залами мира. В результате была предложена концепция акустического решения зала, которая учитывает его многофункциональность и возможность проведения концертов симфонической, вокальной и эстрадной музыки. В своих разработках англичанин предлагает распространенный на Западе тип зрительного зала с открытой эстрадой. Одна часть зрителей будет расположена в партере, другая – на балконах, которые устраиваются по периметру всего зала и вокруг сцены. По бокам партера и за эстрадой располагаются акустические стены специальной геометрии. На самой эстраде и на стенах устраиваются акустические панели, которые трансформируются в зависимости от специфики проводимого концерта. А под потолком проектируется современная система светозвукового и сценического оборудования.
«Что бы в Омск ни привезли, все будет подвержено остракизму»
Основные замечания на градсовете касались внешнего вида фасадов обновленного Концертного зала и их цветового решения. «Оранжевая штука – что это такое? – удивился покрытию из плитки председатель правления Омской организации Союза художников России Александр МАКАРОВ. – Идет такое раздробление фасада. Я думаю, что это разовая вещь, она вообще сюда не вписывается и в окружающей среде здесь посторонняя».
— Главный фасад со стороны Никольского собора максимально выполнен в темном стекле, — пояснил Игорь БАШКИРОВ. — По мере того как мы движемся вокруг здания, открываются все новые и новые фасады.
— Я, чтобы отбить атаку, скажу, что это с моей идеи, — вмешался Леонид ПОЛЕЖАЕВ. — Но я вижу сейчас, что на самом деле надо несколько иное решение. С разных ракурсов здание смотрится по-разному. Поэтому мы здесь вместе с архитекторами еще подумаем. Вы видите, мы пока не торопимся делать фасад.
Кроме того, у омских архитекторов были вопросы по поводу переноса главного входа с площади у Никольского собора на улицу Ленина. Оказалось, что эта идея самой филармонии. Оба входа остаются, но главный вестибюль будет с улицы Ленина, потому что старое фойе не справлялось с потоком людей.
— Члены совета будут первыми зрителями и убедятся в практичности этого решения с двумя входами, чтобы не протискивались люди, — добавил Леонид ПОЛЕЖАЕВ. — Я сожалею о том, что не мог реализовать свою первую идею – построить на этом месте кардинально новое здание Концертного зала. Я думаю, что и этот получится неплохой. Не будем больше спорить? Учтите, Новосибирск – конкурентный город. Что бы они в Омск ни привезли, все будет подвержено остракизму.
Губернатор принял проект и пригласил на концерт
Тем не менее на градсовете с позицией омских зодчих выступил председатель Омской организации Союза архитекторов России Владимир МАЛЬЦЕВ. «Общий вывод у нас такой: этот проект не рекомендовать для дальнейшей разработки по ряду причин, — рассказал он. — Решить вопросы с парковками вдоль улицы Короленко вообще не реально. Потому что она там и сегодня забитая. И тем более загромождать Соборную площадь стоянками машин вообще недопустимо, там больше 25 машин и не вмещается, но мы лишаемся накопительной площади. Сам принцип организации этого пространства исключает здесь размещение стоянок».
— Второй вопрос – мы думаем, что надо сохранить главный вход так, как он сейчас есть, — продолжил Владимир МАЛЬЦЕВ. — Потому что вход в филармонию со стороны транзитного тротуара без накопительной площади, считаю, что это ошибочно. Еще вопрос касался технологических решений. Я уже не могу туда пройти в смокинге, потому что у нас вход в зал, гардероб, фойе, буфеты – все в одном пространстве. Это решаемый вопрос, здесь надо подумать. А что касается образного решения фасадов, нам кажется, что надо уважать предыдущие работы и те здания, которые являются яркими представителями советской эпохи.
— А у меня к вам несколько вопросов, — парировал Леонид ПОЛЕЖАЕВ. — Если бы мы приняли решение просто технического ремонта существующего здания филармонии, у вас возникали бы вопросы к стоянкам? Второй вопрос. А вы в существующий Концертный зал хоть раз в смокинге приходили? Какие еще мнения есть – утвердить представленный проект решения по реконструкции
Концертного зала?
— Еще поработать, — донеслось из зала.
— Принимается с учетом высказанных здесь замечаний, — озвучил итоговое решение губернатор. — Нет возражений? 15 апреля я вас всех приглашаю на первый концерт под руководством Валерия ГЕРГИЕВА, который будет в этом концертном зале.

Врезка:
Площадь Концертного зала до реконструкции – 5 065 кв. метров, по проекту она увеличивается до 6 315 кв. метров. Площадь зрительного зала вырастет с 1 185 кв. метров до 1 730 квадратов. Однако вместимость зала немного уменьшится — с 1 200 до 1 092 человек (включая 12 инвалидов).
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2010/11/46/gradsovet_odobril_proekt_kontsertnogo_zala_