«Это был первый случай в истории ФАУФИ, когда территориальное управление ослушалось свое центральное руководство»

Дата публикации: 08 декабря 2010

2 декабря в Центральном районном суде Омска продолжилось рассмотрение громкого уголовного дела, возбужденного в отношении бывшего руководителя ТУ ФАУФИ по Омской области Вячеслава ШИШКИНА. Его обвиняют в совершении двух преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов организаций), и одного преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ (Халатность, повлекшая за собой крупный ущерб). Подсудимый своей вины не признал, до вынесения приговора находится под подпиской о невыезде. Разбирательство ведет судья Наталья ГРУМАНЦЕВА. В этот раз заседание снова проходило в Омском областном суде — с помощью видеоконференц-связи, установленной с Московским городским судом, был допрошен заместитель начальника Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Андрей КОЗИНЦЕВ. Это уже третий такой телемост по данному делу — на первых двух были допрошены представители Роскосмоса и ГКНПЦ имени М. В. Хруничева.

Одно из преступлений, которые вменяются подсудимому, связано с тем, что по распоряжению ШИШКИНА с 29 декабря 2006 года по 7 ноября 2007 года по мнению гособвинения было незаконно прекращено право ФГУП «ПО «Полет» на бессрочное пользование федеральными земельными участками и данные земли были проданы ЗАО «Омскстрой» и ООО «Глобус», как считает гособвинение, по цене существенно ниже рыночной. В результате РФ был причинен ущерб на сумму около 25 млн рублей. Ранее по данному эпизоду в качестве свидетеля была допрошена бывший начальник правового отдела (с марта 2004-го по март 2010 года) ТУ Росимущества по Омской области Ольга МАЛЫГИНА. Она пояснила, что ФГУП «ПО «Полет» — это федеральное оборонное предприятие с огромными долгами, по нему шли аресты недвижимого имущества. В связи со сложным финансовым положением руководство «Полета» в 2006 — 2007 года обратилось в ТУ Росимущества с письменной просьбой прекратить его право на бессрочное пользование несколькими федеральными земельными участками, чтобы не платить по ним высокий земельный налог. ТУ Росимущества пошло навстречу «Полету» и выполнило его просьбу. По словам МАЛЫГИНОЙ, все это было еще задолго до того, как появились Омскстрой и «Глобус».

Позже на ФГУП «ПО «Полет» сменилось руководство. Новое начальство посчитало, что землю у «Полета» забрали незаконно, и попыталось ее вернуть, пожаловавшись в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ). Из Москвы в ТУ Росимущества по Омской области пришло письмо от его вышестоящего органа ФАУФИ с требованием отменить по мнению данного агентства незаконное прекращение для «Полета» права бессрочного пользования федеральными землями. ФАУФИ посчитало, что согласно положению о ТУ Росимущества ШИШКИН не мог самостоятельно прекращать право на бессрочное пользование без согласия ФАУФИ. А Земельный кодекс РФ требует для прекращения права еще и согласие учредителя «Полета» — Роскосмоса, которого последний не давал. Также по мнению ФАУФИ, в собственность Омскстрою и «Глобусу» необоснованно был передан гораздо больший земельный участок, чем это было необходимо для производственных целей данных фирм, свободный от недвижимости участок, который по закону должен был реализовываться через аукцион, незаконно присоединили к земле, находящейся под недвижимостью Омскстроя и «Глобуса». МАЛЫГИНА пояснила, что, получив данное письмо, ТУ Росимущества сразу же отменило прекращение права бессрочного пользования свободными земельными участками (без объектов недвижимости), которые были переданы Омскстрою и «Глобусу», и сразу же вернуло их «Полету». Что это за один свободный участок, который якобы все же остался у Омскстроя, она не знает. По словам МАЛЫГИНОЙ, требование ФАУФИ противоречило действующему законодательству РФ в той части, где речь шла о земельных участках под объектами недвижимости. По Земельному кодексу РФ земля под зданиями автоматически переходит в собственность либо бессрочное пользование к тому, кто их купил. Таким образом, забрать земли под объектами недвижимости, принадлежащими Омскстрою, и вернуть их «Полету» было уже невозможно. Теперь данный вопрос можно было решить только в судебном порядке. МАЛЫГИНА объяснила это все ШИШКИНУ, и они отправили аналогичный ответ в ФАУФИ в Москву. Заместитель начальника Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Андрей КОЗИНЦЕВ сообщил суду, что за все время существования ФАУФИ это был первый случай, когда территориальное управление отказалось полностью выполнить распоряжение своего центрального органа, то есть фактически ослушалось его.

КОЗИНЦЕВ заверил суд, что ШИШКИН, прежде чем прекращать право «Полета» на бессрочное пользование федеральными землями, обязательно должен был получить на это согласие своего вышестоящего руководства — ФАУФИ, об этом говорится в положении о ТУ Росимущества. Причем, по словам КОЗИНЦЕВА, этот пункт положения распространяется на все территориальные управления Росимущества, а не только на омское. Напомним, МАЛЫГИНА утверждала в суде, что на тот период времени положением о ТУ Росимущества по Омской области якобы нельзя было руководствоваться, так как оно еще не было утверждено Минюстом РФ. Потому, по словам МАЛЫГИНОЙ, ШИШКИНУ ничего не оставалось, как действовать согласно ст. 53 Земельного кодекса РФ, которая говорит о том, что право бессрочного пользования землей прекращается тем же органом, который уполномочен предоставлять земельные участки в бессрочное пользование. На тот момент ТУ Росимущества, по словам МАЛЫГИНОЙ, имело полномочия предоставлять участки в бессрочное пользование, а значит, могло и прекращать такое право без согласования с Москвой. «КВ» будут следить за ходом разбирательства.  



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2010/12/48/688981