Дмитрий МИРОНЧИКОВ, региональный директор «Вимм-Билль-Данн – Сибирь и Дальний Восток»: "Вместо "Виты" в Исилькуле будет запущен крупнейший в Сибири завод творожных изделий"

Дата публикации: 12 января 2011

Двадцать третьего декабря на очередные «кухонные посиделки» в редакцию «КВ» приехал региональный директор ВБД «Сибирь и Дальний Восток» Дмитрий МИРОНЧИКОВ.
В ноябре 2010 года ВБД приобрела один из крупных омских молочных заводов — ЗАО «Молоко Исилькуля». Завод был создан на базе производственных мощностей ОАО «Вита» и производил молочную продукцию под брендом «Утренняя зорька». Дмитрий Владимирович рассказал коллективу «КВ», зачем компании понадобился еще один актив в Омской области, какие перспективы открываются перед ВБД с приходом нового собственника, а также ответил на многочисленные вопросы об особенностях молочного производства.
«КВ». Дмитрий Владимирович, планы по освоению приобретенного ВБД молочного завода в Исилькуле уже можете раскрыть?
МИРОНЧИКОВ. Завод в Исилькуле станет четвертым крупным заводом ВБД в Сибири (первые три – это «Манрос — М», Рубцовский и Новосибирский заводы). Когда я выходил на совет директоров с предложением приобрести исилькульский завод, я четко знал, чего хочу от этого завода. Это будет монозавод, ориентированный только на производство творожных изделий. Это современная продукция – зерненый творог, творог в шайбах и т.п. Реализовываться творог будет по всей Сибири и Уралу.


«КВ». Какая ситуация сейчас на заводе? Что происходит, какая работа идет?
МИРОНЧИКОВ. Вчера я там был, пришло 12 контейнеров с новым оборудованием из Германии. В феврале приступим к монтажу. У исилькульского завода сложилась благоприятная сырьевая база, работает качественный персонал. Я не буду называть сумму, но этот актив стоил тех денег, которые ВБД за него заплатила. Дополнительные инвестиции, уже вложенные в 2010 году и планируемые в 2011 году, составят порядка 9 млн евро. Запуск намечен на 1 августа 2011 года. Переработка молока планируется в размере 140 тонн в сутки. Без сушки «Вита» перерабатывала там максимум 90 тонн в сутки, а мы расширяем мощности.
«КВ»: А сушить молоко вы на исилькульском заводе будете?
МИРОНЧИКОВ. Если будут оставаться излишки. У нас уже есть сушка на большереченском предприятии. В Омской области проведен ряд мероприятий по сокращению сезонности. У наших поставщиков на «Манросе» сейчас показатель сезонности на уровне 1,7, и это для местных климатических условий неплохо. То есть летом молока на 70% больше, чем зимой. В Исилькуле показатель сезонности на сегодня — порядка 2,5. Производители заинтересованы в сокращении сезонности, но здесь сложность в том, что теленок, родившийся зимой-весной, сильнее, чем летний теленок. Тем не менее, производителями огромные инвестиции вкладываются, они работают над сырьевой базой.
«КВ». Для чего используете сухое молоко?
МИРОНЧИКОВ. Сухое молоко используется на других наших предприятиях. А в Омске при производстве йогуртов оно необходимо по технологии для загустения. Без него такого йогурта не получишь. Во Владивосток, Иркутск, куда довезти товар с короткими сроками годности невозможно, поставляется немалая часть молока восстановленного. Более того, из-за сезонности зимой у нас не хватает своего сухого молока и приходится закупать на внешнем рынке.
«КВ». Покупаете сухое молоко в Белоруссии?
МИРОНЧИКОВ. Нет, покупаем в США, Аргентине, Франции. Мы уверены, что у наших поставщиков в этих странах нет фальсификата – то есть молока с добавлением растительного жира. А в целом восстановленное молоко ничем принципиально не отличается от натурального. В советское время вообще многое делалось из сухого молока, так как сырьевые зоны находились вдалеке от городских жителей.


«КВ». Продукцию под брендом «Утренняя зорька» сохраните?
МИРОНЧИКОВ. «Утренняя зорька» теперь производится на «Манросе» и как и прежде поставляется в Омск и Омскую область. Одно из омских изданий написало, что «Утренняя зорька» заменит в Омске молоко под брендом «Манрос», а последнее будет полностью вывозиться за пределы региона. Это не так. Оба бренда будут сосуществовать. Ведь если покупатель «Утренней зорьки» завтра придет в магазин и не увидит своего продукта, не факт, что он купит «Манрос». Так что мы этот локальный бренд с устойчивой долей рынка оставляем.
«КВ». Технологически производство «Утренней зорьки», переехав на «Манрос», серьезно изменилось?
МИРОНЧИКОВ. Практически не изменилось. Оно разливается на таких же линиях, за исключением мелочей. К примеру, шов на пакете в другом месте теперь. Погодные условия несколько подвели нас при переводе «Утренней зорьки» на «Манрос». Увеличение производства на 40% всегда дается непросто, тем не менее нам это удалось.
«КВ». Как будете «разводить», позиционировать разные молочные бренды одного производителя?
МИРОНЧИКОВ. Если вы заметили, на некоторых продуктах линейки «На здоровье» появилось изображение бабушки. Теперь продукты под маркой «На здоровье» могут участвовать в федеральных розыгрышах «Домика в деревне». Это постепенный ребрендинг марки. Мы не стали запускать в свое время «На здоровье» в пластиковой бутылке, так как понимали, что от локального бренда придется уходить, и запустили в пластике «Домик в деревне». Федеральная компания не видит в своем портфеле в перспективе бренд «Утренняя зорька», как и «На здоровье», и не существующую уже «Молочную долину». Последнюю мы вывели быстро, так как объем продаж был маленький и рисковать было нечем. Ребрендинг «На здоровье» мы ведем уже три года и думаем, что года через полтора этот бренд будет трансформирован в «Домик в деревне». Позиция любой федеральной компании – четко узнаваемый бренд. Каждый бренд требует маркетинговых затрат. И ясно, что поддерживать четыре бренда дешевле и эффективнее, чем 20.

«КВ». Молоко «Домик в деревне» в пластиковой бутылке в Омске как пошло?
МИРОНЧИКОВ. Лучше, чем ожидалось. Пропорции на омском рынке между «Домиком в деревне» и «На здоровье» на сегодня примерно один к десяти. Но «На здоровье» — это вся линейка, а «Домик в деревне» — пока только молоко и сливки.
«КВ»: Вы недавно заявляли о том, что омское сырое молоко перекупают ваши тюменские конкуренты. Сейчас при увеличении объемов производства как будете бороться с этой проблемой?
МИРОНЧИКОВ. Где-то будем закупать дороже, где-то — делать ставку на сложившиеся отношения с омскими поставщиками. Еще будем надеяться на то, что бюджетные дотации, получаемые тюменскими производителями и позволяющие им покупать молоко по высокой цене, скоро закончатся. Сейчас Тюменская область обеспечивает себя на 60% сырьем, и когда будет обеспечивать на 90-95%, финансирование молочной отрасли из бюджета скорее всего прекратится. Дотации в какой-то степени развращают, и в этом смысле хорошо, что их в Омске немного. Потому что остались на селе сильные хозяева, мощные управленцы. В каждом регионе своя специфика, и в Омске есть ряд крупных КФХ. Области повезло, что сюда не пришли в свое время так называемые инвесторы и не скупили все, что можно было. Теперь в Омске адекватная цена на сырое молоко и справедливая цена на продукцию.
«КВ». Вы как-то упомянули, что кредитуете своих поставщиков. Насколько это распространено и в чем смысл таких мер?
МИРОНЧИКОВ. Мы не кредитуем, а авансируем своих поставщиков при необходимости. Как правило, такая потребность возникает у хозяйств два раза в год, перед посевной и перед уборочной. Производителям в эти периоды необходимы деньги на закупку ГСМ, и мы стараемся им помогать. Такие же отношения выстроены и с ритейлом – можем и подождать с оплатой, если у них сложности, и попросить заплатить вперед, когда нужно.
«КВ»: В чем специфика омского молочного рынка?
МИРОНЧИКОВ. Это единственный регион в Сибири, где огромный мегаполис и малонаселенная область, в которой нет ни одного крупного города. Это влияет на формирование спроса, кроме того, потребление продуктов с короткими сроками хранения здесь выше, чем в других сибирских регионах, так как село ближе. А вот потребление стерилизованного молока в Омской области минимально.
«КВ». Как вы считаете, большое количество производителей на рынке – это плюс?
МИРОНЧИКОВ. Это абсолютно нормально. У людей всегда должен быть выбор. Омск делится на две части – те, кто любит «Манрос-М», и те, кто не любит «Манрос-М». Последние тоже понимают уровень качества нашей продукции, но не покупают из принципа, мол, это москвичи, которые скупили наше национальное достояние.


«КВ»: Бытует мнение, что если у молочного продукта длительный срок хранения – это не живой продукт… А на самом деле?
МИРОНЧИКОВ. Длительный срок хранения достигается исключительно за счет качественной очистки молока, используется дорогостоящее оборудование — бактофуги, микрофильтры, все это стоит десятки миллионов рублей. Так что это натуральное, живое молоко, но степень очистки такая, что в нем практически нет посторонней микрофлоры, а значит, некому его сквасить. Обратите внимание, что молоко с коротким сроком хранения выпускают все, а с длительным — только крупные компании, потому что не каждый может позволить себе такие технологии.
«КВ». А есть такие продукты у ВБД, которые в Омске не пошли?
МИРОНЧИКОВ. Пожалуй, за последние два года таких не было. Хотя, наверное, детскому питьевому йогурту «Агуша» с биодобавками есть куда расти в Омске. Но это продукт новый, как и вообще вся категория специализированного молочного детского питания, сформированной культуры потребления в Омске пока нет. Если в Москве этому рынку уже 20 лет, то в Омск эти продукты привнесли мы совсем недавно.
«КВ». А вы можете отличить на вкус настоящее молоко от восстановленного?
МИРОНЧИКОВ. Я могу. Если сухого молока в напитке не менее 10%. Если меньше 10% сухого молока и оно хорошего качества, не определит его наличие даже профессиональный дегустатор. Но если сухое молоко фальсифицировано и в нем есть растительные жиры, это покажет простейший лабораторный анализ.
«КВ». Почему иногда пастеризованное молоко не киснет, а «гниет» — приобретает сильную горечь и плесневеет?
МИРОНЧИКОВ. В принципе странные варианты скисания могут быть вызваны несортовым сырьем с высокой обсемененностью или с наличием антибиотиков, но нормальные производители такое молоко не принимают. В данном случае была плесень, которая сама по себе дает горький вкус, независимо от продукта. Источник плесени может быть где угодно, после открытия пакета она попадает в молоко воздушным путем. Если это произошло в холодильнике, пожалуй, стоит помыть и продезинфицировать холодильник.
«КВ»: А вы пьете пастеризованное молоко?
МИРОНЧИКОВ. Да, я пью только пастеризованное молоко. И сейчас, проживая в Новосибирске, я покупаю молоко «Домик в деревне» в пластиковой бутылке, произведенное в Омске на «Манросе -М».
«КВ». «Домик в деревне» в Сибири где еще производится?
МИРОНЧИКОВ. В пластиковой упаковке — больше нигде. Омская линия — единственная в Сибири, и мы везем омский «Домик в деревне» от Самары до Владивостока.
«КВ»: И транспортировка себя оправдывает?
МИРОНЧИКОВ. Да. Сейчас улучшилась ситуация. Раньше мы во Владивосток доставляли продукцию самолетом. Сейчас функционирует трасса. От Новосибирска до Хабаровска фуры доходят за 8 дней. Продукция со сроком годности в 20 дней доходит до Владивостока за 10 дней, люди там не избалованные, в отличие от омичей, свежими молочными продуктами, и довольны.


«КВ». В США продается молоко в пятилитровых бутылях. А на российских прилавках можно встретить молоко и в пол-литровых пакетах. Есть ли у вас такая необычная фасовка?
МИРОНЧИКОВ. Американский рынок специфичен, там действительно семейная упаковка распространена. У нас гонятся за свежестью, влияет на спрос также частота закупок и численность семьи. ВБД выпускает упаковку 1,5 литра для молока, для того же Крайнего Севера. Но нет популярности у такой фасовки. Делали мы и по 0,5 литра молоко, спрос был, но надо понимать, что такой продукт обходится дороже. Стоимость упаковки, затрата энергоресурсов те же, что и при производстве литрового пакета, и это невыгодно.
«КВ»: Омский филиал компании ВБД сейчас обжалует в суде решение антимонопольной службы, которая вынесла штраф, уличив в сговоре и повышении цены на молоко. Как обстоят дела в суде?
МИРОНЧИКОВ. У нас 22 декабря состоялось первое заседание суда, следующее слушание будет 20 января. У нас есть понимание, что мы правы. И это самое главное. «Вита», насколько я знаю, сейчас тоже обжалует решение.
«КВ». Насколько нам известно, в шести регионах РФ в отношении ВБД вынесены аналогичные решения УФАС…
МИРОНЧИКОВ. Да, везде не в нашу пользу. На моей памяти за последние шесть лет на разных рынках вынесено лишь три или четыре решения УФАС, где был сделан вывод об отсутствии сговора. ВБД все вынесенные решения сейчас оспаривает. Первое судебное заседание состоялось в Новосибирске полтора месяца назад. Идут судебные процессы, думаю, результат узнаем месяца через три, не раньше..
«КВ». Как вы оцениваете работу Омского УФАС?
МИРОНЧИКОВ. Омское УФАС профессионально, последовательно, корректно, что для органа, выполняющего карающие функции, очень правильно. Посмотрим, кто из нас сможет доказать свою точку зрения в суде. Антимонопольщики ведь признали, что «Манрос» производил молоко с убытком, и нам была не очень понятна претензия о том, почему мы дальше не хотим производить в убыток.
«КВ». Как складываются взаимоотношения компании с ритейлом? ВБД как крупный производитель может навязывать свои правила или нет? Почему-то в некоторых омских сетях, например «Омич и К», продукции ВБД нет…
МИРОНЧИКОВ. У собственника сети «Омич и К» Михаила КУРЦАЕВА есть свой молочный завод. Но это, конечно, неправильно, что ВБД там не представлено, нужно разобраться. Что касается отношений ВБД с сетями, как говорит один омский ритейлер, мой хороший знакомый Виктор ШКУРЕНКО, не надо думать, что кто-то кого-то в цепочке производитель-поставщик-ритейлер пытается поставить в невыгодное положение. Это палка о двух концах. Сегодня ты на кого-то надавишь, завтра надавят натебя. Есть многолетние партнерские отношения, и они важны, и они часто выходят на первое место. Ведь, к примеру, по тем ценам, которые предлагают тюменские производители, все молоко спокойно бы увозили туда. Но есть наработанные отношения в Омской области, и они этот процесс сдерживают. По поводу входа в ритейл я вижу, что и омские, и федеральные сети готовы к сотрудничеству. Мы условия не диктуем, но риск такой у ритейлеров при работе с крупным производителем всегда есть. А в работе с мелкими производителями часто возникают сложности, к примеру, они не могут самостоятельно развезти по всем точкам, а потом жалуются, что их обдирают сетевики. Честно могу сказать, что сейчас уже никто не берет плату за вход. Есть определенные скидки, условия, но никаких нарушений с точки зрения закона о торговле.


«КВ». Как у вас выстроена логистика?
МИРОНЧИКОВ. По крупному ритейлу развозим мы самостоятельно. С мелкими магазинами работаем через дистрибьюторов. Сами не можем возить по мелким точкам, так как сложна инкассация (большинство маленьких магазинов работает за наличные), плюс если мы будем возить штучно в каждый магазин, мы утонем в количестве работы, и экономически это, конечно, невыгодно.
«КВ». Каков процент возврата продукции ВБД в омских магазинах? Что делаете с возвратом, возможна ли переработка?
МИРОНЧИКОВ. На дальнейшую переработку можно использовать творог, масло, молоко. В Омске процент возвратов составляет порядка 1%. Это вместе с йогуртно-десертной группой, возврат по молоку, кефиру, сметане вообще минимальный. Поэтому чаще приходится волноваться из-за опустевших в магазинах полок, чем из-за возврата. Приезжая в Омск, я всегда посещаю несколько магазинов, чтобы проверить заполненность нашей продукцией и работу нашей службы продаж, причем стараюсь делать это по воскресеньям, ведь в будни полки всегда полны.
«КВ». Есть сейчас в портфеле ВБД какие-нибудь интересные новинки?
МИРОНЧИКОВ. Молочное производство никогда не стояло на месте. Тот же вязкий йогурт в мире появился всего 30 лет назад. Что касается продукции ВБД, разработки ведутся постоянно. Молоко с лактулозой появилось 5 лет назад, детский творожок — 8 лет назад. Или 7 лет назад появилось молоко с соком – «Мажитель». Сейчас в некоторых регионах мы делаем продукт, состоящий из сыворотки с соком. В общем, что-то новое вводится регулярно.
«КВ». Простокваша мечниковская почему-то исчезла с прилавков. Почему заводы сняли этот продукт с производства?
МИРОНЧИКОВ. Мечниковская простокваша действительно хороший продукт, имеющий своего потребителя. Но объемы ее продаж, к примеру у нас, были настолько малы, что мы могли производить ее максимум один раз в неделю, это нерентабельно.
«КВ». Существует ли мода в потреблении молочных продуктов?
МИРОНЧИКОВ. Если рассматривать потребление в России, 80% объемов — традиционная молочная продукция (молоко, кефир, сметана). Потребитель ориентируется на три параметра – производитель, который никогда не подводил, свежий срок и наличие на полках магазинов. Главное здесь – один раз не сесть в лужу. И мода по большому счету ни при чем.

«КВ». Какие перспективы открываются перед «Вимм-Билль-Данном» после покупки ее доли в размере 66% компанией PepsiCo?
МИРОНЧИКОВ. Пока можно лишь делать предположения, ведь сделка еще не состоялась. Для сделки нужно разрешение УФАС, и я думаю, что этот процесс займет около полугода. Это уникальная для России сделка по своему масштабу, которая состоится, несмотря на весь негатив в западной прессе в отношении России. Эта сделка дает хороший сигнал о том, что Россия интересна для инвесторов. В молочном направлении компании «Вимм-Билль-Данн» в ближайшие два-три года, я думаю, глобальных изменений не будет. Соковое направление ВБД, конечно, претерпит изменения. Но не факт, что скоро. PepsiCo три года назад приобрела соковый завод «Лебедянь», и до сих пор не закончена его реорганизация. С новыми управленцами я еще не встречался, предполагаю, что они приедут в Омск и Новосибирск после новогодних праздников.
«КВ». Рывок будет?
МИРОНЧИКОВ. Может быть. Дело в том, что для PepsiCo — это первая молочная компания за пределами США. Потенциал для специалистов ВБД в результате этой сделки резко возрастет, ведь PepsiCo планирует развивать молочное производство в Европе и Азии, и у наших специалистов появится возможность в этом поучаствовать.
«КВ». Чем отличается молочная промышленность в Европе от российской?
МИРОНЧИКОВ. Сырое молоко в Европе выше качеством. Наш высший сорт – это их стандарт. При этом при закупе молоко в Европе сейчас дешевле, чем в России. В магазинах цена примерно сопоставима. Там по-другому выстроен рынок. В Германии, например, нет брендов, есть магазинные приват-лейблы. Там шесть заводов на всю страну, поставщики поделены, и каждый завод делает обезличенный продукт, который сети берут и продают под своими брендами. В последний раз я был в мае на молочном заводе в Норвегии, у них есть чему поучиться, но нет ощущения, что мы отстали на сто лет. Они не боятся рассказывать нам свои секреты, так как мы не находимся на конкурентных рынках.
Эффективность производства в Европе выше, меньше людей задействовано на заводах. При этом на наших заводах люди получают больше, чем на заводах Швейцарии. Так, у нас на «Манросе» средняя зарплата — 21 000 рублей при средней в Омске около 19 000 рублей. В Норвегии, наоборот, молочники получают процентов на 20 меньше средней заработной платы.
«КВ». Дмитрий Владимирович, ваш управленческий опыт уже более 10 лет. Как вы думаете, вы сможете руководить каким-либо другим производством, кроме молочного?
МИРОНЧИКОВ. Думаю, эффективный менеджер будет эффективным в любой отрасли. Построение коллектива, управление им везде едины. Если говорить о продажах, то настоящий продажник должен уметь продавать хоть молоко, хоть слонов. Я не считаю себя суперспециалистом, весь мой управленческий опыт связан с одной компанией – ВБД, и об этом я не жалею. Менять работу каждый год — это неправильно, с моей точки зрения, надо поступательно развиваться. ВБД — сильная компания, которая с приходом иностранного менеджмента стала еще сильнее, и здесь есть куда расти.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/01/1/734182