Алексей АВЕРКОВ, студент ОмГУ: « Мне все равно, где жить, главное — чтобы давали заниматься наукой!»

Дата публикации: 12 января 2011

15 ноября подведены очередные итоги программы У.М.Н.И.К. (участник молодежного научно-инновационного конкурса) Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. По традиции обладателями грантов в размере 200 тысяч рублей должны были стать 15 молодых омских ученых. Но экспертный совет не смог отсеять один «лишний» проект, поэтому гранты получат 16 научных разработок. В ближайшее время Фонд начнет перечислять деньги, и изобретатели смогут воплотить свои идеи в жизнь. «КВ» продолжают знакомить читателей с авторами наиболее интересных проектов.

В ноябре Алексей стал У.М.Н.И.К.ом, в декабре сдал сессию на отлично, сейчас готовится к государственным экзаменам и защите диплома. Говорит, времени не хватает. Тем не менее он встретился с корреспондентом «КВ» и рассказал ему о своем изобретении – новом полимере, который обладает необычными свойствами. Что это за свойства и в каких областях может применяться новинка, выяснил Максим ДУБОВСКИЙ.

— Алексей, как называется ваш проект?

— Название очень сложное: «Разработка подходов к синтезу нового электроактивного полимера поли[2,5-бис(3-гексил)[2,2'-битиофен]-5ил)-1,3,4-оксодиазола]». В чем прелесть этого полимера? Он совмещает как свойства металлов, например электропроводность, так и неметаллов — пластмасс: его можно растягивать, сжимать, в общем деформировать любым образом. Кроме того, он обладает таким свойством, как электролюминесценция: при прохождении через него тока, начинает светиться. На основе этого полимера можно делать электролюминесцентные панели, различные дисплеи. Источник света, изготовленный на основе этого полимера, можно проткнуть, и на его работе это никак не скажется. Для дисплеев, произведенных по этой технологии, не существует такого понятия, как угол обзора – он равен 180 градусам, то есть телевизор с таким дисплеем можно смотреть под любым углом. Работа существующих дисплеев, например плазменных, сильно зависит от окружающей температуры — если стрелка термометра опустится значительно ниже нуля, качество изображения станет заметно хуже. Экраны, созданные по новой технологии, не боятся никаких «заморозков». К тому же дисплей, произведенный с использованием органических соединений, невозможно разбить, у него лучше контрастность, яркость, меньше габариты. Единственный минус таких экранов – больший расход энергии.

— Не так давно наградили лауреатов Нобелевской премии. По-моему, химиков отметили за изобретение чего-то похожего?

— Нобелевскую премию по химии присудили ХЕКУ, НИГИСИ и СУДЗУКИ за реакции кросс-сочетания. Эти реакции могут использоваться для получения практически любых веществ, в том числе для синтеза полимеров, но в случае с полимерами они дают очень маленький выход вещества. Мой метод подходит для одной конкретной области, наверное, поэтому меня отметили грантом У.М.Н.И.К.а, а не Нобелевской премией (смеется).

— То есть вы предложили новый способ производства полимера?

— Новым является не только предложенный нами метод, но и сам полимер. Есть такое понятие, как квантовый выход, у нашего полимера он больше, чем у существующих, то есть при одинаковых показателях возбуждения наблюдается более яркое свечение, к тому же наш полимер более устойчивый. Главное- наладить производство. Может быть, вы слышали, что компания «Samsung» в 2010 году на разработку подобных сопряжённых полимеров потратила более трех миллиардов долларов.

— А вы сколько?

— Мои затраты составили 19 тысяч рублей. Если бы мы использовали старые методики, то на производство нужно было бы потратить более 50 тысяч.

— Вы оплачивали опыты из своего кармана?

— Нет, деньги выделял университет.

— Вы синтезировали полимер в лаборатории ОмГУ?

— Я сделал не сам полимер, а мономер, из которого в дальнейшем будет получен полимер. Чтобы синтезировать необходимое вещество, нужно оборудование, которое, я надеюсь, мы купим на те деньги, которые выделит Фонд.

— Хватит ли на эти цели гранта, который выделит Фонд содействия развитию?

— Нам нужно купить прибор электрохимической полимеризации, чтобы из мономера сделать полимер. Если утрировать, то можно использовать обычную банку, два электрода и электролит, с помощью этого нехитрого приспособления можно создать полимер. Но для того чтобы подтвердить, что ты синтезировал то, что хотел, нужен прибор, на который есть документы, на который можно сослаться. Такой стоит 80-110 тысяч рублей.

— Вы сказали, что полимер, полученный вами,новый, то есть вы первый, кто его получил?

— Семейство этих полимеров было синтезировано в ОмГУ, совместно с коллегами из Франции и Польши. Мы сделали самое сложное — произвели мономер и отправили его во Францию, французы не знают, каким образом мы его создали.

— То есть секреты от зарубежных партнеров есть?

— Конечно, ведь способ получения этого полимера будет защищен патентом. Заявка на его оформление уже отправлена, надеюсь, что в скором времени мы его получим.

— Почему вы выбрали для научной деятельности такое направление, как органическая химия?

— Органика мне была интересна еще в школе. Когда поступил в университет, узнал много нового, стало еще интереснее. У нас на факультете каждый преподаватель занимается конкретной областью. Мой научный руководитель, доктор химических наук Александр Семенович ФИСЮК специализируется на органическом синтезе полимеров, интересующей меня темой, поэтому я пошел на его кафедру.

— Какими исследованиями планируете заниматься в дальнейшем, ведь полимер вы уже получили? 

— Сначала защищу диплом. Затем займусь поиском способа синтеза полимера в одну стадию. Сокращение производственного цикла снизит затраты на получение полимера, к тому же будет наноситься меньше вреда окружающей среде.

— Вы сказали, что полимеры, подобные вашему, могут использоваться для производства телевизоров, где-нибудь такие уже собирают?

— Да, в США и Японии уже производят OLED-телевизоры, в отличие от ставших уже привычными LED-дисплеев в них вместо неорганических люминофоров используют органические. К примеру, в Северной Америке в 2006 году рынок сопряженных полимеров составил 1 миллиард долларов.

— Сколько денег тратят на производство таких полимеров в России?

— К сожалению, у нас они вообще не производятся. А ведь такие полимеры используют в производстве самолетов-невидимок. То есть эти вещества — товары двойного назначения. Купить их за рубежом или хотя бы приобрести технологию их производства – невозможно.

— Сколько времени продолжается работа над вашим проектом?

— Над созданием полимера я начал работать в прошлом семестре и продолжал во время летней практики и каникул, получается, чуть больше полугода.

— То есть во время каникул У.М.Н.И.К.и не отдыхают?

— Такова специфика работы!

— Вы планируете наладить промышленное производство своего полимера?

— Да, потому что России это нужно. Это очень перспективная область, к тому же наша страна очень сильно в ней отстает.

— Алексей, вы оканчиваете пятый курс университета, планируете ли продолжить обучение в аспирантуре?

— Да, я хочу продолжить обучение, мне хотелось бы посвятить себя науке.

— Ни для кого не секрет, что оклады научных сотрудников нельзя назвать большими. Если вы останетесь в науке, чем будете кормить семью?

— Действительно, зарплаты оставляют желать лучшего, но когда семья появится, тогда и буду думать, как ее прокормить.

— Алексей, в Омске условия для занятия наукой, наверное, не идеальные, если вам предложат работу в другом месте, переедете?

— Мобильность у меня большая. Если пригласят, к примеру, в Сколково, почему бы не переехать?! На самом деле мне все равно где жить, главное, чтобы давали заниматься наукой.

БИОГРАФИЯ:
Алексей Михайлович родился 13 апреля 1989 года в городе Джетыгара Кустанайской области Казахской ССР. В 1999 переехал с семьей в Омскую область. В 2006 году окончил Азовскую гимназию и поступил в Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского на химический факультет на специальность «Химия».
Холост, детей нет.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/01/1/931385