Омский рынок сотовой связи вырос за год еще на 11%

Дата публикации: 12 января 2011

Нельзя сказать, что 2010 год на рынке сотовой связи был очень богат новостями и глобальными событиями, но об экономическом кризисе в уходящем году уже никто не вспоминал, что уже само по себе является плюсом. Отрасль связи как таковая уверенно восстановилась от кризисного удара, сотовый рынок продолжает расширяться, развивается инфраструктура, появляются новые услуги, в связь охотно идут инвестиции, так что 2010 год вовсе не прошел незаметно. А «КВ», как обычно, постарались выделить несколько самых заметных событий.
В сухом остатке
Для начала немного общероссийской статистики: количество абонентов сотовой связи в России, по данным аналитической компании AC&M Consulting, к 30 ноября 2010 года возросло до 216,76 млн абонентов (на 1 января 2011 года данных еще нет). Уровень проникновения сотовой связи (количество SIM-карт на 100 человек) вырос до 149,3%. Сокращение абонентской базы коснулось в 2010 году лишь одного из российских сотовых операторов – ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»). На конец ноября абонентская база «Билайна» соратилась до 51,079 млн пользователей. У двух других операторов «большой тройки» зафиксирован прирост. Абонентская база «МегаФона» выросла до 56,412 млн абонентов, а база «МТС» — до 70,151 млн абонентов. Компания «МТС» по-прежнему занимает почти треть рынка – 32,4%, у ОАО «ВымпелКом» — 23,6%, ну а «МегаФон», поменявший в 2010 году свое третье место на второе, на 30 ноября имел 26% рынка. Лидерство среди локальных операторов держит по-прежнему компания «Теле2». У российского подразделения шведского холдинга по итогам трех кварталов 2010 года порядка 8,4% общероссийского рынка.
В Омском регионе свои абонентские базы операторы не раскрывают, поэтому для анализа ситуации приходится опираться только на данные независимых аналитиков. Они, понятно, не могут быть точны на 100%, но общую тенденцию по ним отследить можно. И первая отслеживаемая тенденция такова: сотовый рынок в Омской области в 2010 году упорно продолжал расширяться, несмотря на очевидную перенасыщенность услугами четырех основных операторов. По данным аналитика международного агентства AC&M Consulting Антона ПОГРЕБИНСКОГО, уровень проникновения сотовой связи в Омской области на конец октября 2010 года составлял 139,5%, что все еще ниже общероссийского уровня. Если на каждую сотню россиян приходилось по 149,3 активированных SIM-карт, то на каждую сотню жителей Омской области – 139,5. Учитывая, что в октябре 2009 года проникновение сотовой связи в регионе было на уровне 128%, то можно сделать вывод, что за год сотовый рынок прирос на 11,5%, что существенно выше общероссийских темпов роста.

А вот доли операторов на омском рынке к осени 2010 года, если верить данным AC&M Consulting, не слишком изменились. Ничего не добавил за год лидер – компания «Теле2 Омск», у которой по-прежнему 44% рынка (в 2009 году лидер рынка потерял 1%). Не изменилась в уходящем году и рыночная доля МТС. Первый российский оператор в Омске по-прежнему держится на второй строчке с 30% рынка (в 2009 году омский филиал МТС потерял 2% рынка). Не изменилась и территория компании «Скайлинк», у которой традиционно последнее место с долей менее 1%. Немного прибавил к своей территории омский «МегаФон», который и в 2009 году подрос на 2%, а за минувший год добавил еще 2% и концу октября занимал уже 8% омского рынка. А «Билайн», по данным независимых аналитиков, несколько сдал свои позиции. На омском рынке доля «ВымпелКома» снизилась с 19% до 18%. Нетрудно догадаться, что в Омске абонентскую базу «Билайна» откусил «МегаФон», поскольку больше ему неоткуда было откусывать.

3G шагает по планете

О мобильном Интернете, напомним, много говорят с апреля 2007 года, когда все операторы «большой тройки» получили одновременно лицензии Минкомсвязи на развертывание сетей третьего поколения, и за это время блеск новизны с технологии 3G несколько стерся. И 2010 год в эту тему вроде бы ничего глобально нового не добавил. Тем не менее весь прошедший год операторы «большой тройки» продолжали радовать омичей новостями про мобильный Интернет. И МТС, и «Билайн», и «МегаФон» упорно расширяли свои зоны покрытия сетями 3G, стремились выйти за пределы Омска, освоить территории районных центров, много думали над новыми тарифными предложениями, расширяли списки мобильных сервисов, желая побудить нас генерировать побольше трафика. В общем, на взгляд «КВ», технология 3G в уходящем году не просто закрепилась на взятой высоте, но и доказала, что скоростная передача данных в сетях 3G еще, как минимум, несколько лет будет оставаться главным драйвером роста для сотовых операторов.
Рост популярности мобильного Интернета в ушедшем году подтверждают и сотовые аналитики. По данным компании J'son & Partners Consulting, за девять месяцев 2010 года в
России было продано более 4,2 млн 3G-модемов. По оценке самих сотовых компаний эта цифра еще больше – свыше 5 млн. Аналитики ожидали, что к концу 2010 года общее количество пользователей мобильного Интернета возрастет до 14 млн человек (8 млн с 3G-модемами и около 6 млн с 3G-телефонами), а это уже серьезный задел. В 2010 году продолжалось и активное проникновение сетей 3G в малые и совсем малые города. Как уверяют в J’son & Partners Consulting, к 1 ноября в России функционировало уже более 1600 сетей по технологии 3G. В городах с населением свыше 500 тысяч человек услуги по высокоскоростной передаче данных оказывают все операторы «большой тройки». А в других категориях городов ситуация была не столь однозначная. «Билайн», например, лидирует в городах с населением от 100 тысяч жителей до 500 тысяч, где у него развернуто 118 сетей (у «МегаФона» – 114 сетей, у МТС – 81 сеть). В городах с населением от 10 до 100 тысяч жителей явно лидирует «МегаФон». В малых населенных пунктах и поселках «МегаФон» построил 692 сети третьего поколения («Билайн – 412 сетей, МТС – 108 сетей).


Уже есть смысл проанализировать отдельно и омский рынок по передаче данных, который начал формироваться в 2009 году, но окончательно сложился только в 2010 году. На конец прошедшего года, по оценке ведущего консультанта J'son & Partners Сonsulting Виталия СОЛОНИНА, рынок выглядел так: основную часть доходов «большой тройки» в Омской области от услуг по передаче данных получало ОАО «МТС» (49%), на втором месте был «Билайн», который отвоевал себе 39% рынка, а «МегаФону» в этом сегменте сотовой связи достался кусочек лишь в 12%. Но это потому, видимо, что «зеленый» оператор сильно задержался с запуском в Омске сети 3G и вышел на режим фактически летом 2010 года, в то время как МТС и «Билайн» предлагают услуги мобильного Интернета с 2009 года.

А вот у омского лидера сотовой связи компании «Теле2» на рынке мобильного Интернета доли нет вообще. Шведский холдинг, который позиционирует себя в России в качестве сотового дискаунтера, всегда «нажимал» на голосовой трафик, поэтому омские абоненты этого оператора все еще довольствуются морально устаревшими технологиями GPRS и EDGE. Наверное, это не очень правильно, но у менеджеров «Теле2», как говорится, собственная гордость, и на все критические замечания в свой адрес они отвечают, что абоненты «Теле2» пока не нуждаются в высокоскоростной передаче данных, а когда, мол, у них возникнет эта нужда, то у «Теле2» обязательно появится мобильный Интернет, который тоже будет самым дешевым.

В «Теле2» даже грозились построить сети 4G, но эта идея пока трудноосуществима. Хотя о скорой смене технологии 3G на технологию 4G (WiMAX либо LTE), которая позволяет осуществлять беспроводную передачу данных со скоростью свыше 100 Мб в секунду, что примерно в 15 раз быстрей, чем в самых скоростных сетях 3G, в уходящем году говорили много. В марте 2010 года Роскомнадзор даже подвел итоги конкурса по распределению частот, на которых будут строиться сети 4G во всей стране. Частотный диапазон в Омской области достался Ростелекому, который, по условиям лицензии, должен развернуть сеть 4G в течение полутора лет. Теоретически, к 2012 году Омская область может получить еще одного мощного сотового оператора, но в это верится как-то с трудом. Ростелеком сегодня занят другими делами, он находится в процессе слияния со всеми «дочками» Связьинвеста (в эту структуру войдет и Сибирьтелеком), и ему бы осилить для начала организационную задачу.

У нас не забалуешь!

Запомнился уходящий год и тем, что сотовые операторы впервые привлекли к себе внимание со стороны высших лиц государства, а такое внимание, как известно, без последствий не обходится. Все начиналось в апреле, когда премьер Владимир ПУТИН выступил в Госдуме с критикой роуминговой политики, которой придерживалась «большая тройка». По мнению ПУТИНА, и МТС, и «Билайн», и «МегаФон» ведут свой бизнес не очень честно по отношению к странствующим и путешествующим и выставляют своим абонентам непомерно высокие счета за роуминг. Во всяком случае гораздо более высокие, чем их коллеги в европейских странах. Трудно сказать, по какой причине российский премьер обратил внимание именно на роуминговые тарифы сотовых операторов, а не на тарифы по передаче данных, которые тоже отличаются не в лучшую сторону от европейских, но результат предсказать было нетрудно. После такой критики Федеральная антимонопольная служба России просто вынуждена была возбудить дело в отношении ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом» («Билайн») и ОАО «МегаФон» по подозрению в установлении и поддержании монопольно высоких цен на оказание услуг связи с использованием роуминга.

Почти до конца года страна с любопытством следила за развитием событий, прислушивалась к переговорам, которые шли между властью и сотовыми операторами. В ноябре ФАС все же сделала вывод о завышении цен на роуминг компаниями «большой тройки», но каких-либо серьезных изменений за этим выводом не последовало. Операторы сделали вид, что добровольно пересмотрели тарифы, снизив плату за роуминговый трафик в тех странах, где работают их аффилированные структуры, и пообещали, что каждый абонент, выезжающий за рубеж после апреля 2011 года, будет получать типовое SMS: «Внимание, вы находитесь в зоне роуминга. Списание денежных средств с вашего лицевого счета может осуществляться со значительной задержкой, и услуги связи могут быть предоставлены в кредит». Антимонопольное ведомство сделало задумчивое лицо и сообщило, что теперь роуминг стал для россиян более справедливым.

В общем, весь сыр-бор, как и следовало ожидать, завершился пшиком. Так и не ясно, например, будут ли снижены тарифы на роуминг в тех странах СНГ и ближнего зарубежья, где у российских операторов «большой тройки» нет «дочек». Никто не может сказать ничего конкретного и о перспективах тарифов на роуминг в странах дальнего зарубежья, где, как заявляют операторы, им выставляют высокие цены роуминговые партнеры. Не высказалась ФАС и по поводу тарифов на внутрисетевой роуминг, хотя большая часть абонентов сотовых компаний, в отличие от госчиновников, перемещается в пределах своей страны. Сегодняшний тариф, 9 рублей за минуту входящего и исходящего вызова во внутрисетевом роуминге, – это явно многовато. Абоненты украинских «дочек» МТС и «Билайна», перемещаясь по своей стране, рассчитываются с операторами сотовой связи по своим домашним тарифам. Аналогичная ситуация и в Казахстане, где в пределах страны нет не только роумингового, но и междугороднего тарифа. Конечно, у России собственная география, и магистральных сетей у нас не хватает, и обслуживание сетей обходится дороже, чем в том же Казахстане. Но все же достаточно странно, когда в Омске одна минута голосового трафика стоит 25 копеек, а если невнимательный омич уедет в Тюмень, то за такую же минуту ему придется заплатить уже 9 рублей.

Последний из могикан

Еще одним заметным прошлогодним событием на омском рынке сотовой связи стала, по мнению «КВ», отставка Аркадия РЯЗАНОВА, занимавшего пост директора филиала ОАО «МТС» в Омской области. Вообще, на сегодняшнем сотовом рынке кадровыми перестановками удивить трудно, но Аркадий РЯЗАНОВ – случай особый. Выходец из печально знаменитого Инкомбанка, РЯЗАНОВ был первым и единственным генеральным директором компании «Мобильные системы связи», которая под его руководством запустила первую омскую сеть стандарта GSM. В итоге РЯЗАНОВ отстоял у руля сначала МСС, а потом и филиала МТС более 13 лет. По сегодняшним меркам, это почти рекорд. Под его руководством омский филиал МТС долгое время сохранял лидерские позиции и был самым крупным сотовым оператором на омском рынке. Правда, при нем же эти лидерские позиции филиал благополучно уступил в 2006 году компании «Сибирская сотовая связь» («Теле2 Омск»), которую возглавлял на тот момент другой пионер омского сотового рынка – Геннадий ФРИДМАН.

Причины ухода РЯЗАНОВА в ОАО «МТС» пояснить отказались, но намекнули, что отставка РЯЗАНОВА была добровольной. Сам РЯЗАНОВ от комментариев тоже воздержался (все эти годы он был личностью непубличной, с прессой общаться не хотел и своим принципам не изменил до конца). Впрочем кадровая перестановка в филиале МТС ни для кого из сторонних наблюдателей не стала неожиданностью. Во-первых, напряжение между РЯЗАНОВЫМ и Москвой было заметно давно. Во-вторых, к началу 2010 года Аркадий РЯЗАНОВ оставался уже последним из первых, и его «добровольный уход» был вполне логичным решением руководства ОАО «МТС» с точки зрения корпоративной логики. В омских филиалах «Билайна», «Теле2» и «МегаФона» первых директоров сменили еще раньше.

Перед новым директором филиала МТС в Омске, выходцем из Владивостока Андреем СЕРГИЕНКО, поставили тоже вполне ожидаемую задачу – увеличить рыночную долю МТС в регионе, запустить новые продукты, развивать сети пунктов обслуживания и сети 3G. До назначения директором филиала МТС в Омске СЕРГИЕНКО занимал должность директора филиала МТС в Приморском крае, где, как уверяют, под его руководством был реализован целый ряд успешных проектов. Вполне вероятно, что о своем выборе сменить бурный Владивосток на сонный и очень консервативный Омск Андрей СЕРГИЕНКО уже пожалел. Несмотря на все его старания по продвижению SIM-карт от МТС, никакого прироста рыночной доли МТС пока не наблюдается. Кусочек от абонентской базы омского народного «Теле2» лидеру «большой тройки» откусить тоже не удалось. Разве что на омском рынке передачи данных, где «Теле2» пока не присутствует, СЕРГИЕНКО удалось застолбить самый большой участок, что, впрочем, тоже неплохо, учитывая перспективность этого рынка.







Виталий Молотков,
директор Омского регионального отделения Сибирского филиала ОАО «МегаФон»:
«Уже 250 000 омичей стали нашими абонентами»

В 2010 году, как и в предыдущем, впрочем, компания «МегаФон» ставила для себя в Омской области очень высокую планку по многим показателям, в том числе по развитию сети базовых станций в районах области. За год компания инвестировала немалые средства в развитие транспортной сети, волоконно-оптических линий связи и расширение покрытия сетей второго и третьего поколений. В короткие сроки было завершено строительство самого современного коммутатора и контроллера, что существенно расширило емкость каналов связи. В результате наши абоненты могут сегодня пользоваться качественной связью во всех районах области, а в 12 районах области (не считая города Омска) уже присутствует и связь третьего поколения. При этом потребляемый трафик передачи данных за год вырос в 5 раз. Еще 2010 год знаменателен тем, что в масштабах страны компания «МегаФон» вышла на второе место по количеству абонентов в формате «большой тройки». Вклад омского регионального отделения – 250 000 омичей, ставших нашими абонентами.

Высокоскоростной мобильный Интернет, надежная сотовая связь по вполне доступным ценам, уникальные услуги (такие, как «Мультифон») делают выбор омичей в пользу компании «МегаФон» вполне очевидным. Подтверждение тому – высокая активность при подключении к тарифному плану «Авангард», презентация которого прошла в ноябре этого года. Заслуженный итог работы всех филиалов — компания «МегаФон» стала победителем в категории «Оператор сотовой связи» по результатам всенародного голосования «Марка № 1 в России 2010». Награда является символом национального лидерства, которое определяется мнением объективного жюри в лице российских потребителей. И сегодня я могу с уверенностью сказать: все поставленные год назад задачи успешно нами реализованы.


Андрей СЕРГИЕНКО,
директор филиала ОАО «МТС» в Омской области:
«Более 70% компаний региона являются корпоративными клиентами МТС»

В уходящем году компания МТС укрепила лидерство на корпоративном рынке Омской области – более 70% компаний региона являются сегодня корпоративными клиентами МТС. В этом году мы наблюдали постоянный рост подключений услуг, связанных с мобильным Интернетом и передачей данных. В ответ на растущий спрос на эти услуги и с учетом развития сети мы начали реализовывать модемы нового поколения с поддержкой скорости 7,2 Мбит/с. Основным драйвером роста пользования мобильным Интернетом и дополнительными услугами Омской области стало развитие сети 3G в регионе, появление новых тарифных решений, а также конвергентных и телематических услуг связи. Так, в этом году мы запустили в коммерческую эксплуатацию ряд инновационных услуг, таких, как почтовое решение Blackberry, услугу FMC, которая объединяет стационарную и мобильную связь и позволяет экономить при этом до 30% расходов на связь. Кроме того, большую популярность получили навигационные сервисы, продажи которых с начала 2010 года выросли в 2 раза.

В целях продвижения многообразных мобильных инновационных сервисов и других дополнительных услуг компания МТС провела для своих корпоративных клиентов бизнес-конференцию под названием «Инновации в бизнесе». В работе конференции приняли участие руководители и IT-специалисты более 130 предприятий и организаций региона. Также хотелось бы отметить, что бренд МТС по итогам 2010 года был признан самым дорогим российским брендом в рейтинге Best Russian Brands-2010, опубликованным международным агентством Interbrand. Все больше людей становятся пользователями различных услуг от МТС на разных рынках, и мы ожидаем дальнейшего успешного роста стоимости нашего бренда. Следующий год обещает быть не менее интересным. Мы по-прежнему будем развивать сети третьего поколения и мобильный Интернет, создавать новые продукты и услуги. Кроме того, в 2011 году многие наши клиенты ощутят на себе преимущества от интеграции компаний МТС и «Комстар – ОТС» в виде новых продуктов, которые основаны на объединении мобильной и фиксированной связи.


Кирилл РЯЗАНОВ,
и. о. директора Омского филиала ОАО «ВымпелКом»:
«Тарифный план «Разоблачение» выбрали более 90 тысяч омичей»

Самым важным событием 2010 года я бы назвал запуск целого ряда привлекательных предложений, которые позволяют нам с уверенностью сказать, что «Билайн» предлагает максимально низкие цены на все основные услуги. Для тех, кто использует телефон в основном для разговоров, мы предложили тариф «Разоблачение» со стоимостью минуты разговора с номерами «Билайн», «Теле2», МТС и «МегаФон» всего 30 копеек без скрытых платежей. С уверенностью могу сказать, что до нас в Омске такого тарифа не предлагал никто, и продажи говорят сами за себя – сегодня этот тарифный план выбрали уже более 90 тысяч омичей. Для междугородних разговоров мы обновили тарифы «Мир Билайн» и «Добро пожаловать» — впервые стоимость звонков на мобильные номера «Билайн» по России не превышает 1,5 рубля за минуту. Для тех, кто часто пользуется SMS и мобильным Интернетом, мы запустили тариф «Монстр общения 2011» с ценой 25 копеек за одно сообщение и 100 Кб трафика.

Второе по значимости событие — значительное расширение сети 3G. На сегодняшний день наша сеть третьего поколения уже присутствует в Омске и в семи районах области, и останавливаться на достигнутом мы не намерены, в первом квартале 2011 года число районов, где будет доступен скоростной мобильный Интернет от «Билайна», увеличится в несколько раз. Мы считаем, что в ближайшие год-два мобильный Интернет будет одним из основных драйверов роста, поэтому вкладываем значительные ресурсы как в развитие сети, так и в создание привлекательных тарифных предложений. И, наконец, на третье место я бы поставил активное развитие Домашнего Интернета «Билайн». То, что наши партнеры по рынку пошли по нашим стопам, говорит о том, что, создавая интегрированную телекоммуникационную компанию, мы выбрали верный путь. Сегодня Домашним Интернетом «Билайн» пользуются несколько тысяч омичей на Левобережье и в городке Нефтяников, их количество постоянно растет, как растет и количество домов, подключенных к нашей мультисервисной сети. Буквально на днях мы в очередной раз расширили магистральный канал до 1 Гбит/сек, и расширение канала опережающими темпами позволяет нам обеспечивать честные скорости до 10 Мбит/сек круглосуточно и на любые протоколы интернет-доступа.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/01/1/omskiy_rinok_sotovoy_svyazi_viros_za_god_eshche_na_11