Не хлопай ушами, разговаривая по мобильному

Дата публикации: 19 января 2011

Накануне Нового года Омский филиал ОАО «ВымпелКом» провел для журналистов деловой завтрак, посвященный проблемам мобильного мошенничества и способам защиты от него. По словам директора филиала Сергея МУРАТОВА, активность мошенников особенно выросла в период кризиса. В 2010 году в целом по России уже наблюдалось снижение претензий абонентов. Большой всплеск таких случаев наблюдался лишь в феврале, как посткризисное явление 2009 года, и в июне, когда в итоге в отношении одного из недобросовестных контент-провайдеров были применены жесткие меры и штрафы.
— Если в 2008 году от наших абонентов в целом по России было 160 тысяч обращений по мошенничеству, то в 2009 году – 450 тысяч, а в 2010 году – около 390 тысяч, — говорит Сергей МУРАТОВ. — Но благодаря механизмам контроля количество жалоб, связанных с использованием коротких номеров, за прошедший год сократилось на 80%. Наши контент-провайдеры стали более дисциплинированными.
— Мы снижаем коммерческую эффективность мошеннических схем, работаем с контент-провайдерами и выставляем им очень большие штрафы, доходящие до 90% их месячной выручки с учетом легальных услуг, — продолжает менеджер по маркетингу, рекламе и PR Омского филиала ОАО «ВымпелКом» Данил МАКАРЕНКО. — В итоге реализовывать мошеннические схемы либо передавать номер в субаренду возможным мошенникам становится просто невыгодно.
По сравнению с 2009 годом сегодня изменились каналы обращений мошенников к абонентам. Ранее это было использование имени крупных радиостанций, отправка SMS о выигрышах ценных призов. В 2010 году возросло количество случаев мошенничества с помощью мобильной коммерции (в том числе при помощи банковских карт, платежей, мобильного перевода и т.д.), а также развивается интернет-мошенничество (подписка на нежелательные платные сервисы, сообщение ложной информации о стоимости сервисов). Но лидер 2010 года – новый способ мобильного обмана – отправка SMS якобы для нейтрализации вируса, блокирующего работу компьютера. Появляются и совершенно новые схемы.

Некоторые популярные схемы мошенничества

Лжезвонок от технической службы оператора

Наиболее распространенная в последнее время схема обмана такова: раздается звонок, приятный голос сообщает (как вариант — приходит SMS), что происходит перенастройка сети и необходимо перенастроить телефон на новые параметры, соответственно, нужно набрать комбинацию цифр и знаков. Иногда диктуют, иногда присылают в SMS. После набора комбинации со счета списываются денежные средства.
В большинстве случаев эта схема осуществляется с помощью услуги «Мобильный перевод». Распознать мошенников достаточно просто — они действуют очень настойчиво и требуют незамедлительного выполнения их действий. Абоненту любого оператора связи следует знать, что у оператора миллионы абонентов и настройки на сети совершаются таким образом, чтобы быть незаметными пользователям. В связи с тем, что пользователь совершает перевод средств добровольно, оператор связи, к сожалению, не имеет юридического права вернуть ему переведенные на другой счет средства.
Основная рекомендация: не выполнять указания неизвестного лица и не вводить под диктовку коды на своем телефоне. Необходимо проверить информацию, перезвонив в абонентскую службу своего оператора связи.

Мошенническая подписка на платные сервисы

Не так давно возник новый вид мобильного мошенничества, при котором у абонентов сотовых операторов ежедневно снимаются деньги за сервисы, которые они не заказывали. При выяснении причин возникшей проблемы оказывается, что они вводили на каком-либо интернет-сайте номер своего сотового телефона и код активации на пробный день подписки на какую-либо услугу. При этом правила пользования услугой и информация о том, что от нее необходимо отписаться в случае нежелания ее использовать в дальнейшем, представлена на сайте в неявном виде. Таким образом, абоненты, не прочитав правила о необходимом отказе от этой услуги, на следующий день автоматически оказывались подписанными на сервис, в результате чего происходило ежедневное списание средств с их телефонных счетов.
Рекомендации: всегда внимательно читайте условия и стоимость предоставления сервисов, которыми пользуетесь, не ставьте автоматически галочку напротив строки «Я согласен». Иначе вы можете добровольно подписаться на сервисы, которые не заказывали, и при этом с вас будут списываться суммы, о которых вы не подозреваете.

Интернет-баннер

Новый вид мошенничества, успевший стать достаточно распространенным в короткие сроки. Суть обмана заключается в том, что во время пользования Интернетом на вашем компьютере неожиданно появляется рекламный баннер, который довольно сложно закрыть рядовому пользователю ПК (хотя специальные команды на компьютере позволяют это сделать). Чтобы убрать этот мешающий работе баннер, вам предлагается отправить SMS на платный короткий номер и получить код для его удаления, однако баннер может не исчезнуть, а средства спишутся с вашего счета.
Рекомендации: если у вас не получается удалить навязчивую рекламу самостоятельно, вы можете зайти по ссылке http://www.freedrweb.com/cureit/ и воспользоваться бесплатной программой разработчика антивирусного ПО «Доктор Веб» — Dr.Web CureIt. Или обратиться за технической помощью в центр поддержки клиентов своего интернет-провайдера.

Ваша кредитная карта заблокирована!

В последнее время мошенники разнообразили схемы обмана абонентов, включив в свой арсенал финансовые учреждения. Так, участились случаи получения абонентами SMS, содержащих текст «Ваша банковская карта заблокирована» и номер телефона, на который нужно перезвонить. После того как абонент звонит по номеру, мошенники ему сообщают, что на банковском сервере произошел сбой, и просят сообщить реквизиты банковской карты для устранения неполадок. Затем мошенники используют полученные реквизиты банковской карты для покупок через Интернет.
Рекомендации: не поддаваться первому импульсу и стараться проверять информацию, поступившую от неизвестных лиц. Стоит помнить, что сотрудникам банков запрещено пытаться узнать информацию о реквизитах банковских карт клиентов. Получив подобное сообщение, постарайтесь проверить поступившую от неизвестных информацию, позвонив в call-центр своего банка.

Ложный приз

На мобильный телефон абонента звонит лжеведущий известной музыкальной радиостанции и поздравляет с выигрышем ценного приза. Чтобы получить приз, необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию. Дозвонившегося поздравляют, он передает приветы, заказывает песню и узнает еще одну приятную новость: он не просто получит приз — телефон, его сразу же подключат, нужно лишь срочно купить карту пополнения счета вышеназванной компании и сообщить ее данные диджею. Заплатив деньги и придя через несколько дней за подарком, обманутый абонент узнает, что на радиостанции никто подобного конкурса не проводил, так что долгожданного телефона он не получит. Да и купленная карточка уже не пригодится – «награждающие» давно перевели с нее деньги на свои счета.
Рекомендация: радиостанции обычно проводят розыгрыши призов в прямом эфире — включите радиостанцию и проверьте информацию о розыгрыше.

Лжеработа

Новый вид мошенничества: объявления с предложением стабильной работы с жильем и высокой зарплатой. Для получения информации о работе в них предлагается отправить SMS или позвонить на короткий номер (суть мошенничества — повышенная стоимость SMS или платный автоответчик).
Рекомендация: как правило, крупные агентства по подбору персонала, от имени которых действуют мошенники, предоставляют информацию обо всех вакансиях бесплатно, и скорее всего после отправки SMS вам придет информация о вакансии, размещенной в свободном доступе в Интернете.

SMS-просьба

Абоненты сотовых операторов получают SMS с просьбой: «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру. Если номер не отвечает, положи на него деньги и перезвони». Некоторые абоненты, особенно люди пенсионного возраста, пополняют счет мошенников, думая, что пишет кто-то из близких людей.
Рекомендация: если вы подумали, что помощь требуется вашему родственнику, знакомому, другу, постарайтесь связаться с ним по известному вам номеру.

Жизнь без спама

Абоненту приходит SMS с предложением отписаться от рекламной SMS-рассылки. Для того чтобы отписаться, предлагается отправить «бесплатное» SMS определенного содержания (чаще всего это набор цифр) на один из коротких номеров и перейти по полученной в ответ ссылке, чтобы исключить номер из списка рассылки рекламных сообщений.
Рекомендация: не верьте подобного рода сообщениям. Отписаться от предложений, присылаемых вам различными компаниями, в которых вы оформляли дисконтные карты, оставляли контактные данные с согласием получать информацию рекламного характера и т.п., вы можете либо самостоятельно, либо с помощью оператора, позвонив в центр поддержки клиентов.

Ошибочный перевод средств

Человек получает SMS, оповещающее о поступлении средств на его счет, переведенных якобы с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу же после этого ему звонит мошенник, который утверждает, что только что перевел деньги на его номер ошибочно и просит вернуть деньги обратно тем же «Мобильным переводом».
Рекомендация: проверьте баланс вашего счета, убедитесь, что он был пополнен на указанную незнакомым человеком сумму, после этого принимайте решение.

Открытка — подписка

Человек получает от мошенников SMS, оповещающее его о том, что он может посмотреть присланную ему поздравительную открытку со своего сотового телефона, пройдя по указанной ссылке. После перехода по ссылке абонент автоматически подписывается на один из платных сервисов или «цепляет» вирус, в результате чего в последующем происходит ежедневное списание средств с его телефонного счета.
Рекомендации: получив SMS или MMS от неизвестного отправителя с предложением перейти по ссылке, отнеситесь к этому с осторожностью. Вряд ли кто-то из ваших друзей и знакомых станет делать вам анонимные подарки.

Голосовое письмо/поздравление

Схема обмана такова: абонента информируют о том, что он получил голосовое поздравление с праздником, прослушать которое он может, набрав определенный код. Этот код на самом деле является зашифрованной командой на мобильный перевод средств со счета абонента или звонком на платный номер.
Рекомендации: голосовое письмо является бесплатным для получателя. Идентифицировать настоящее голосовое письмо достаточно просто. Система присылает SMS с номером, начинающимся на #00…., набрав который можно прослушать голосовое письмо. Отправитель — идентифицируется. Вряд ли кто-то из ваших близких станет отправлять поздравления анонимно, и если номер друга не указан, знайте — это очередная уловка мошенников.

Вирус для мобильных устройств

В России появились новые вирусы для смартфонов и коммуникаторов, которые инициируют рассылку SMS на платные номера. Вирус может попасть в мобильное устройство через MMS, Интернет или через программы, скачанные из непроверенных источников. После заражения смартфона он начинает рассылать огромное количество SMS на специальные платные короткие номера, принадлежащие мошенникам.
Рекомендации: поскольку смартфоны и коммуникаторы также стали уязвимы с точки зрения вирусных атак, не следует открывать MMS от неизвестного отправителя, переходить по ссылкам в Интернете, пришедшим с неизвестных номеров, а также устанавливать на мобильное устройство неизвестное программное обеспечение.

Платный код или «акции» оператора

Абонент получает сообщение об акции, проводимой его оператором. По условиям «акции», абонент до конца недели (месяца, года, жизни) получает возможность осуществлять бесплатные звонки по стране. Для этого ему необходимо всего лишь отослать в службу информационной поддержки (телефоны прилагаются) «оператора» коды нескольких карт оплаты. Естественно, выясняется, что оператор никаких акций не проводил, а карты оплаты пополнили счета мошенников.
Рекомендация: не выполняйте действий под диктовку неизвестного вам человека, как бы правдоподобно он ни описывал условия акции. Перезвоните в абонентскую службу вашего оператора связи и проверьте информацию.

Проверка пластиковой карты через банкомат

Абонентам приходит SMS-сообщение следующего содержания (дословно, с сохранением орфографии и пунктуации): «(bank) Заявка с карты 5.500р. Принята. Инфо 8(ххх) ххх-хх-хх». При этом в сообщении могут быть указаны другие суммы и номера телефонов. Естественно, обеспокоенный абонент перезванивает на указанный, якобы информационный номер, где трубку берет мужчина и представляется «службой финансового контроля». На вопрос, о чем идет речь, собеседник отвечает, что скорее всего это ошибка, с которой будет разбираться «служба безопасности банка». Но для того чтобы избежать перевода денег, необходимо отправиться к банкомату, перезвонить снова и выполнить несколько действий с пластиковой картой под диктовку мнимого сотрудника банка.
В данном случае, следуя указаниям мошенников, абонент совершает процедуру перевода денег на счет чужого мобильного телефона со своего личного банковского счета, привязанного к пластиковой карте. Причем при этом абонент сознательно выбирает опцию «оплатить услуги сотовой связи».
Рекомендация: абонента должна изначально насторожить просьба незнакомого человека выполнить какие-либо действия со своей платежной картой и при помощи банкомата. Ни сотрудники банка, ни сотрудники оператора никогда не предлагают осуществить «проверку карты» подобным образом. Если вам приходит подобного рода сообщение, советуем связаться непосредственно с банком по указанному на карте номеру для проверки информации по последнему списанию средств. Скорее всего сотрудник банка опровергнет информацию, содержащуюся в SMS-сообщении якобы от «службы финансового контроля».
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/01/2/ne_hlopay_ushami__razgovarivaya_po_mobilnomu_