Мария РОЖКОВА, аспирантка Омской государственной медицинской академии: «Наука ради науки скучна, а когда она имеет практическое применение, хочется искать новые решения»

Дата публикации: 26 января 2011

Мария РОЖКОВА обучается медицине девятый год. Работой над компьютерной программой, которая поможет выявлять у молодежи риск возникновения артериальной гипертензии, она занимается пятый год. За это время обследовано более 12 тысяч пациентов, собран богатый клинический материал. В чем заключается разработка аспирантки ОмГМА, какова точность нового метода и сколько денег можно сэкономить, пройдя обследование с помощью нового метода, выяснил Максим ДУБОВСКИЙ.

— Мария, в чем заключается ваше изобретение и в каких сферах оно может применяться?
— Проект, над которым я работаю, — программа расчета риска артериальной гипертензии. Она нужна для того, чтобы выявить развитие болезни на ранних стадиях, когда нет еще никаких проявлений. Эта программа нужна врачам первого звена — терапевтам, врачам общей практики. Что она собой представляет? Это компьютерный модуль, он содержит таблицу, в которой представлен перечень различных признаков — от физических параметров до результатов измерений, например, окружность талии, бедер, показания артериального, систолического, диастолического, пульсового давления. Наименований очень много, когда мы заносим эти цифры в таблицу, можно оценить балл каждого признака, суммируя баллы, мы получаем значения — это и есть процент риска. После того как врач оценил риск, у него есть выбор: отправить пациента в «школу артериальной гипертензии», где человек может научиться вести себя так, чтобы болезнь не развивалась, либо назначить какие-то препараты.

— Существуют ли аналоги вашей разработки, если да, то в чем преимущество вашей программы?
— Сейчас очень много различных методик определения риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Наша программа отличается от других тем, что в ней учитываются те факторы, которым другие методики не уделяют должного внимания.

— Например?
— К примеру, раздражительность, бессонница, плохое настроение. Оказывается, эти факторы играют заметную роль в развитии артериальной гипертензии. Также особенностью этой программы является ее направленность: она создавалась для диагностики рисков у молодежи. Молодые люди не следят за здоровьем, они не будут измерять артериальное давление два раза в сутки и записывать результаты. Если артериальное давление часто повышается, есть риск развития гипертензии, а эта болезнь ведет к поражениям внутренних органов: головного мозга, почек, сердца. Для того чтобы предотвратить развитие этого заболевания на ранней стадии, и нужны такие методики, как наша. Еще одним преимуществом нашей программы является ее дешевизна и простота в использовании: у каждого врача на рабочем месте есть компьютер, доктор просто подставляет в таблицу значения, и результат выводится автоматически. Если врач воспользуется нашей программой, он уже после первого приема будет знать, что делать с пациентом, следовательно, не будет направлять больного на многочисленные исследования, анализы. То есть с помощью нашей разработки можно сэкономить средства. Это выгодно и государству, и пациентам.

— А сколько времени и денег потратит пациент, если его будут обследовать с помощью традиционных методов?
— Чтобы оценить риск возникновения гипертензии, используя нашу программу, как я уже говорила, нужно один раз прийти на прием к врачу. Если диагностировать риск традиционным способом, потребуются следующие анализы: общий анализ крови, биохимический спектр, нужно будет сделать эхокардиограмму, провести суточное мониторирование артериального давления, сделать стресс-эхокардиографию. Если проходить все эти исследования по талонам, в лучшем случае понадобится месяц. Если за них платить, потребуется порядка пяти тысяч. Безусловно, на втором этапе обследования мы назначаем больным анализы, но это делается более дифференцированно.

— Сколько времени длится работа над этой методикой?
— На кафедре внутренних болезней и семейной медицины Омской государственной медицинской академии занимаются разработкой этой методики порядка семи лет. Было обследовано более 12 тысяч молодых людей. На основании полученных объективных данных нами и разработана эта программа. Как велась работа над этой методикой? Мы опрашивали пациентов, у нас были данные исследований, они вносились в базу данных, затем с помощью теоремы Байеса (одна из основных теорем элементарной теории вероятностей. Прим «КВ») каждому из этих признаков присваивалась определенная частота его возникновения. Если удельный вес какого-то признака был высоким, он вносился в программу. Неожиданно для нас высоким оказался удельный вес тех признаков, которые доктора не учитывают. К примеру, раздражительность имеет частоту 4, высокое артериальное давление — такую же. То есть, если учитывать все признаки, можно определить риск возникновения артериальной гипертензии с большой точностью. Но если у пациента высок риск возникновения болезни, это еще не означает, что он болен.

— Лично вы сколько этой темой занимаетесь?
— Я на кафедре внутренних болезней и семейной медицины пятый год. Эти исследования начались, когда кафедрой заведовал профессор Виктор Максимович ЯКОВЛЕВ. Вместе с Галиной Ивановной НЕЧАЕВОЙ, нынешним завкафедрой, они первыми занялись проблемой дисплазии соединительной ткани. В этом аспекте мне пришла идея рассчитать риски возникновения артериальной гипертензии у молодежи.


-  Мария, почему объектом исследования вы выбрали молодых людей?
— У пациентов преклонного возраста изменения, вызванные артериальной гипертензией, носят необратимый характер. Конечно, есть препараты, которые ремоделируют миокард, предотвращают развитие склероза, но к изначальному виду вернуться нет возможности. А у молодых людей можно предотвратить развитие этих изменений. К тому же сердечные заболевания с каждым годом молодеют. В настоящее время жизнь ставит человека в жесткие рамки: чтобы добиться успеха, нужно приложить большие усилия, поэтому стрессы и подъемы артериального давления неизбежны. Следовательно, необходимо обращать внимание даже на незначительные изменения самочувствия и заботиться о своем здоровье, тогда можно прожить без таблеток до более глубокого возраста. Безусловно, все мы начинаем рано или поздно болеть, но этот процесс можно отодвинуть на 20 лет: начинать принимать большое количество лекарств не в пятьдесят лет, а в семьдесят. За эти двадцать лет можно многое успеть сделать.

— Например, накопить деньги на лекарства?
— Да (смеется), можно поступить и таким образом. 

— Мария, ваши исследования актуальны?
— По данным Всемирной организации здравоохранения, сердечно-сосудистые заболевания на первом месте в качестве причины смертности. А среди сердечно-сосудистых заболеваний первое место по распространенности занимает артериальная гипертензия. Сейчас как артериальная гипертензия, так и инфаркт миокарда молодеют. Безусловно, эта проблема очень актуальна.

— Как мне известно, Россия занимает в мире первое место по смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Вас кардиология поэтому заинтересовала?
— Актуальность этой области медицинской науки связана с высоким риском смерти. Она наступает от таких осложнений артериальной гипертензии, как инсульт и инфаркт миокарда. Конечно, смерть от сердечно-сосудистых заболеваний высока среди людей старшего возраста, но летальные исходы от сердечно-сосудистых заболеваний в молодом возрасте тоже встречаются.

— На каком этапе сейчас работа над вашей программой?
— Программа готова в виде модуля, нам осталось пригласить программиста, чтобы эта программа стала более удобной для врачей. Также нам нужно организовать обучение врачей работе с этой программой и дать им дополнительные навыки лечения артериальной гипертензии.

— Сколько будет стоить ваша программа?
— Тысяч 12-13. 

— Если учесть, сколько в городе больниц, можно рассчитывать на неплохой доход?
— Если наша программа будет пользоваться спросом, мы будем и дальше расширяться, будем приобретать аппараты для диагностики больных.

— Свидетельство о регистрации у вас уже есть?
— Да, эта программа зарегистрирована уже как научное изобретение.

— Мария, как вы считаете, денег, которые выделил Фонд, хватит, чтобы завершить работу над программой?
— Если бы у нас не было клиники государственной медицинской академии, нам бы пришлось арендовать помещение, тогда денег бы безусловно не хватило. А так как такой необходимости нет, я думаю, средств нам хватит. Пока мы ничего не получили.

— Наверное, хотелось бы, чтобы на исследования выделили больше денег?
— Мы поставили перед собой высокую цель — помочь людям и сэкономить государственные средства. Мы рады даже тому, что получили. Если бы нам выделили больше денег, мы бы, конечно, были рады. Сейчас у кафедры в планах купить аппарат, который оценивает эффективность кровоснабжения в конечностях, этот и другие приборы нужны нам для дальнейших исследований.

— А вообще сложно защитить проект на конкурсе У.М.Н.И.К.?
— Во время конкурса я встретила много знакомых, не только из медицинской академии, но и из других вузов. Первый тур происходил в дружелюбной обстановке, нам порекомендовали так построить выступление, чтобы заинтересовать спонсоров, а не нагружать их специальной информацией. Все проекты были очень интересными, я даже удивилась, что наукой серьезно занимаются не только в Медакадемии, но и в других учебных заведениях. Уровень проектов был очень высоким, поэтому уверенности, что я пройду в следующий ту, у меня не было. Во втором туре было больше борьбы, мы рассказывали об этапах внедрения изобретения, показывали презентации. Когда ты своей работой заражен, хочется, чтобы тебя поняли, оценили результаты твоего труда. На последнем этапе проводилась конференция, пригласили всех участников конкурса, было приятно еще раз послушать интересные доклады. Наука ради науки скучна и неинтересна, а когда она имеет практическое применение, хочется искать новые решения. Я советую всем, кто хочет заниматься наукой, не бояться, что что-то не получится. Пока юношеский задор и увлечение наукой не прошли, нужно заниматься исследованиями.

— Мария, вы уже 9 лет обучаетесь в Медакадемии, у вас задор еще не пропал?
— Знаете, когда я поступила в Медакадемию, мне открылись новые области. С самого начала возникало необыкновенное чувство, когда слушала великих людей, наших профессоров. Для меня быть врачом — это уже образ жизни, а не обыкновенная работа. Я думаю, что медицина мне никогда не надоест.

Биография
Мария Юрьевна родилась в семье военного 5 мая 1985 года в городе Мирном Архангельской области. После девятого класса вместе с семьей переехала в Омск. В 2002 году поступила на лечебный факультет Омской государственной медицинской академии. В 2008 окончила Медакадемию с красным дипломом и поступила в ординатуру. С 2010 года обучается на очном отделении аспирантуры ОмГМА. В настоящее время пишет кандидатскую диссертацию на тему «Кислотообразующая функция у лиц с дисплазией соединительной ткани».
Замужем.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/01/3/225931