Максим ОГОРОДНИКОВ, аспирант СибГУФК: «Наукой интересно заниматься: постигать что-то новое, находить интересные моменты и соединять это с обучением детей»

Дата публикации: 02 февраля 2011

Максим полностью подтверждает: талантливый человек талантлив во всем. Он окончил университет с красным дипломом, готовится к защите кандидатской диссертации, получил звание кандидата в мастера спорта по боксу, имеет орден «Молодое дарование России». А недавно ученый выиграл грант У.М.Н.И.К. О своей научной работе и увлечениях он рассказал корреспонденту «КВ» Максиму ДУБОВСКОМУ.

— В чем заключается ваше изобретение?
— До нас исследованиями влияния дайвинга на организм человека, занимались лишь военные ученые. Первые работы были проведены еще в 50-х годах, но они имели одну направленность: рассматривали влияние погружений на военных специалистов и в свободном доступе их по-прежнему нет. Оценить же функциональное состояние организма детей, занимающихся дайвингом, до нас не пытался никто. Мы разработали компьютерную программу, которая позволяет проводить комплексную диагностику организма дайвера: сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной и вегетативной нервной системы до и после погружения. Разработанная нами компьютерная система может применяться как для оценки состояния человека перед первым погружением, так и отслеживать изменения, которые происходят в динамике, что в свою очередь может снизить риск подводных погружений. В этом и заключается суть нашей работы.

— Если я правильно понял, все измерения должны проводиться на суше?
— Оценка производится как на суше, так и под водой. Есть определенный ряд тестов и программ, существует целый программно-аппаратный комплекс, который проводит исследования электрокардиографию и энцефалографию, оценивает вариабельность сердечного ритма, также мы проводим различные психологические тесты, направленные на оценку пространственно-временной ориентации. Все это позволяет оценить состояние человека.

— Вы создали прибор, который дистанционно фиксирует состояние организма или же человек опутан проводами?
— Это секрет, который я пока не могу раскрыть. Существуют специальные приборы, которые измеряют сердечный ритм под водой, по количеству выдыхаемого воздуха можно понять, сколько циклов дыхания совершает человек. Психо-физиологическое тестирование под водой и на суше практически не отличается: оценивается, в чем заключается разница в движениях человека до погружения, во время и после него.

— В чем заключается психофизиологическое тестирование?
— В основном проводится пространственно-временное тестирование: всевозможные движения над и под водой. Оценивается, как изменяется субъективное ощущение времени: быстрее или медленнее для ныряльщика протекает единица времени под водой. Остальные подробности мы пока тоже не будем раскрывать.

— Этот прибор еще не изготовлен?
— В ходе наших исследований, мы герметизировали кардиограф, смотрели, как реагирует сердце на погружение. По возможности будем продолжать работу над герметичным беспроводным электрокардиографом.

— Максим, почему вы выбрали объектом своих исследований именно детей?
— Во-первых, по этому направлению никто не проводил исследований. Есть только работа о баротравмах уха при погружениях у детей, написанная украинскими учеными. Но около 10 процентов дайверов – это дети. Погружение может причинить ребенку такой же вред, если не больший, как и взрослому человеку.

— Может быть, вам удалось выявить, чем отличается воздействие на детский и взрослый организмы при погружении?
— Сравнивать детей со взрослыми очень тяжело и, наверное, неправильно. В этом возрасте, а дайвинг официально разрешен с двенадцати лет (до пятнадцати ныряльщик считается ребенком), идет активное формирование психики, физическое развитие. Закономерности, конечно, выявляются: это и снижение частоты сердечных сокращений, и снижение артериального давления, и преобладание парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, что приводит к релаксации. Но таких эффектов можно добиться, только если занятие проведено правильно. Самое важное — организовать учебный процесс.

— Отдыхая на курорте, многие родители позволяют детям нырять с аквалангом, как вы относитесь к таким занятиям дайвингом?
— Я не могу никого судить. Это личное дело каждого. Если с ребенком квалифицированный инструктор, то никакой опасности, наверное, в погружении нет. Если же процессом руководит какой-то араб с ржавым оборудованием, родителям стоит задуматься о здоровье ребенка. Встречаются даже случаи, когда дайверов привязывают к лодке и выбрасывают за борт, и они плавают, пока не кончится воздух. Для многих это заканчивается психологической травмой. Здесь все зависит от квалификации ребенка и ответственности родителей.

— Ваши ближайшие цели?
— Первая — реализация нашей компьютерной программы. Мы хотим представить ее Конфедерации подводной деятельности, по возможности планируем завязать отношения с иностранными партнерами, надеемся, что наш продукт будет интересен и полезен как в России, так и за рубежом. Привлекательность его в том, что подобные разработки есть только у военных и рассчитаны они на спецназовцев, а наша программа — для обычных людей. Думаем, она будет пользоваться спросом. Вообще наукой интересно заниматься: постигать что-то новое, находить интересные моменты и соединять это с обучением детей.

— Максим, как я понял, вы не только проводите исследования детей-дайверов, но и сами погружаетесь. Для вас это больше увлечение или все-таки наука?
— Для меня дайвинг — это и увлечение, и научная деятельность. Здесь на самом деле большое поле для деятельности, мы обследовали не только детей, но и привлекали к исследованиям спортсменов, благо университет у нас физкультурный. Я специалист по выживанию — окончил университет по специальности «Безопасность жизнедеятельности», меня пригласили в дайвинг-клуб. После этого и началось мое увлечение, которое переросло в профессию: я не только профессиональный инструктор, но и ученый.

— Получается, две должности занимаете?
— Три. У нас есть еще фотолаборатория, я отвечаю за фото-, видеосъемку в университете. 

— Какое занятие больше по душе: научная работа, преподавание, дайвинг или съемка?
— Честно? 

— Желательно.
— Сноуборд. Я отдыхаю на нем: научная работа много времени и сил отнимает, преподавание тоже. Очень люблю выбраться куда-нибудь и покататься. Фото- и видеосъемка тоже дает расслабиться, отвлечься.

— Сноуборд, фотография и дайвинг — это все ваши увлечения?
— Я вообще много чем люблю заниматься. Познавать себя интересно. У меня есть звание КМС по боксу, первый разряд по плаванию. Я вообще много что перепробовал.

— У вас столько обязанностей: преподаватель, инструктор, фотограф. Сменить место работы желания не возникает?
— Нет. У нас создана хорошая база для ведения научной деятельности. Даже ученые из медицинской академии такой не имеют. Что касается зарплаты, скоро, надеюсь, она у меня повысится: я намерен защитить кандидатскую диссертацию.

Биография
Максим Анатольевич родился 28 июня 1985 года. В 2002 году поступил в Сибирский государственный университет физической культуры и спорта на факультет теории и методики видов спорта на специальность «Безопасность жизнедеятельности». В 2007 году окончил университет с красным дипломом и поступил в аспирантуру на кафедру плавания. В настоящее время готовится к защите кандидатской диссертации на тему «Адаптация сердечно-сосудистой системы детей двенадцатилетнего возраста к обучению занятиям дайвингом в условиях бассейна».
Имеет звание кандидата в мастера спорта по боксу, первый разряд по плаванию, награжен орденом «Молодое дарование России»



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/02/4/811444