Павел мечтал бороться с одной из вечных русских бед: хотел строить дороги и мосты, но все сложилось по-другому: он поступил в Политех на радиотехнический факультет. Теперь молодой ученый занялся делами сердечными: он разрабатывает кардиомонитор на базе мобильного телефона. Как будет работать новинка, в чем ее преимущества перед аналогами и когда прибор появится в продаже, выяснил корреспондент «КВ» Максим ДУБОВСКИЙ
— Павел, расскажите о своем проекте, как он называется и в чем заключается?
— Официальное название нашей разработки «Аппаратно-программный комплекс кардиомониторинга на основе устройства мобильной связи». Чтобы было понятнее, объясню так: мы берем мобильный телефон средней ценовой категории и на его основе делаем кардиомонитор. Для этого необходимо создать приставку, которая включает в себя электроды, усилитель потенциалов и аналогово-цифровой преобразователь. Все остальное уже есть в сотовом телефоне. Нашей основной целью является создание такого аппарата, который будет доступен широким слоям населения. В настоящее время существует множество кардиопейджеров, ручных кардиографов, но они стоят довольно дорого: модель, предназначенная для личного использования, сейчас продается за 15 тысяч рублей. Мы предполагаем, что наш прибор будет значительно дешевле.
— Из чего будет состоять ваша приставка для мобильного телефона?
— Приставка будет состоять из электродов и усилителя потенциалов. Также нам придется разработать программное обеспечение для телефона. Приставка может быть выполнена в двух вариантах: в виде чехла для мобильного телефона – электроды будут расположены непосредственно на чехле, или в виде ленты, которая будет крепиться на уровне груди. Каждый из этих способов реализации имеет свои преимущества: если электроды расположить на специальном поясе на уровне груди, можно будет снимать показания не только в области груди, как это делают традиционные кардиографы, но и со спины, это позволит получать больше информации.
— Почему вы решили разработать кардиомонитор на основе сотового телефона, сможет ли аппарат вызвать скорую, если владельцу станет плохо?
-Эта одна из наших отдаленных целей. Если мы научимся распознавать критические состояния, прибор сможет сообщить, что его владельцу требуется срочная помощь. Почему мы решили использовать именно мобильные телефоны? Во-первых, потому, что они широко распространены: сейчас трудно найти человека, у которого нет сотового. Во-вторых, сейчас процессорам мобильников вполне под силу решать те задачи, которые мы планируем поставить перед ними.
Естественно, мы попытаемся реализовать в нашем приборе наибольшее количество функций. Но делать это мы будем постепенно. Сначала будет передаваться информация с электродов на мобильный телефон, и показатели будут сохраняться в памяти телефона. Потом мы научим прибор обрабатывать цифровые данные и оценивать работу сердечно- сосудистой системы.
— Если я правильно понял, сейчас подобных разработок никто не ведет?
— Как я уже сказал, в настоящее время существуют кардиопейджеры и ручные кардиографы. Недостатком первых является невозможность посмотреть на дисплее кардиограмму, вторые же только записывают данные. Кардиомонитор, изготовленный на базе мобильного телефона, такими недостатками не будет обладать.
— Как ваш кардиомонитор будет передавать данные? Он будет звонить на какой-то номер или использовать канал GPRS?
— Мы окончательно еще не решили. Скорее всего, для передачи данных будет использоваться мобильный Интернет. Это еще отдаленная перспектива. Мы начнем с реализации простых задач, а со временем будем наращивать количество функций и делать прибор все более высокотехнологичным. Главная задача, которая перед нами стоит, – сделать прибор максимально дешевым, точным и экономичным, чтобы он мог снимать показания долгое время.
— Почему вы начали заниматься созданием этого прибора?
— По количеству смертей от сердечно-сосудистых заболеваний Россия на первом месте в мире. Если сделать доврачебный контроль более доступным и точным, люди смогут обращаться в больницы на ранней стадии заболевания, следовательно, врачи смогут помочь большему количеству людей.
— Сколько лет продолжается работа над вашим кардиомонитором?
— Идея существует уже около трех лет. Меня подключили к работе по созданию кардиомонитора позже. Уже подана заявка в патентное бюро. Патентный поиск аналогов нашей разработки не выявил. Вообще создать этот прибор задумал профессор Медицинской академии Андрей Кириллович ЧЕРНЫШЕВ. Меня к работе над кардиомонитором привлек Дмитрий КЛЫПИН, сотрудник научно-исследовательской части кафедры РТУи СД (Радиотехнические устройства и системы. — Прим. «КВ»).
— Он рассказал об идее, и вы загорелись?
— Да. Но я до сих пор не знаю, как он на меня вышел. Предполагаю, что мне предложили поработать над этим прибором потому, что я единственный из группы окончил бакалавриат с красным дипломом. Меня эта работа заинтересовала, может быть, даже потому, что у меня наблюдались отклонения в работе сердца. То есть этот прибор может и мне самому пригодиться.
— Смогут ли омские предприятия производить такие приборы?
— Я думаю, смогут. В плане производства ничего особо высокотехнологичного делать не понадобится, об этом позаботятся производители телефонов. Более важный вопрос – создать программное обеспечение. Нужно будет согласовать работу всего прибора с интерфейсом телефона. Для этого нам понадобится привлечь к работе высококлассных программистов.
— Сколько составит себестоимость вашего прибора и за сколько вы будете его продавать?
— Пока таких расчетов не велось. Предполагается, что наш кардиомонитор будет стоить около пяти тысяч рублей, то есть в три раза дешевле существующих на сегодняшний день кардиопейджеров. Я думаю, экономическую часть рассчитают без моего участия.
— Где вы планируете производить свой прибор?
— Думаю, на базе политеха. Там есть необходимое оборудование. Вуз приобрел станки, на которых можно собирать печатные платы, то есть ручным трудом нам заниматься не придется.
— Павел, у вас не было идеи внести изменения в конструкцию телефона и продать технологию производства кардиомониторов, скажем, Nokia?
— В будущем можно проработать и этот вариант. Но пока делить шкуру неубитого медведя рано.
— Сейчас существует множество производителей сотовых, некоторые из них создают устройства на базе различных операционных систем: Symbian, Android, Windows… На какой платформе будет работать ваш кардиомонитор?
— Мы пока не решили. Главное, телефон не должен стоить слишком дорого, он должен быть оборудован входом mini-USB и картой памяти. Один из членов жюри во время моего выступления на конкурсе затронул такую проблему: люди, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями, в основной массе принадлежат к старшему поколению. Они используют простые телефоны – главное, чтобы звонил. Я думаю, что скоро телефоны, отвечающие нашим требованиям, появятся и у представителей старшего поколения. Зачастую молодежь покупает новые телефоны, а старые отдает родителям. Так что скоро и эта проблема сама собой разрешится.
— Денег гранта, который выделит вам Фонд, хватит на то, чтобы создать работающий образец?
— Если честно, я пока не знаю ответа на этот вопрос. Часть денег, которые нам выделят, мы потратим на покупку холтермонитора. Мы исследуем его программное обеспечение, узнаем принцип работы, чтобы не изобретать велосипед. Скорее всего, деньги уйдут на зарплату персонала, ведь сотрудник не будет заниматься тем, за что ему не платят. Я надеюсь, что деньги будут потрачены с пользой для проекта.
— Один из У.М.Н.И.К.ов, с которыми я общался, сказал: «Ну и что, что нужно делать отчеты, отчеты – это бумага, что хочу, то и напишу».
— Я хочу выполнять ту работу, которую мне доверят. Ведь я приобрету необходимый опыт. Если бы сделать этот прибор было легко, его бы уже давно создали. В этом проекте много подводных камней, как в схемотехнике, как в снятии показаний, так и в их обработке. Хочется сделать этот прибор доступным, чтобы помочь как можно большему количеству людей.
— Почему вы пошли учиться в магистратуру, после того как получили диплом бакалавра, предложений о работе не поступало?
— Я около месяца проработал в ЦКБА, понял, что это не мое. Конечно, месяц — это довольный короткий срок работы, тем не менее мне это не помешало написать заявление на увольнение, к тому же на то время Дмитрий КЛЫПИН предложил мне поработать над кардиомонитором.
? В будущем собираетесь поступать в аспирантуру?
? Если честно, я пока об этом не думал. Может быть, пойду в аспирантуру. Но учиться только ради степени кандидата наук или доктора, чтобы получать большую зарплату, мне бы не хотелось. Если я захочу в аспирантуру, приму решение спонтанно: не буду за два года ходить и подготавливать почву, как это делают некоторые.
— У вас есть какое-нибудь хобби или все время отбирает наука?
— Я играю на акустической гитаре в жанре finger style. В последнее время наблюдается большой прогресс. Но в Омске после того, как достиг определенного уровня, делать нечего, хоть это и город-миллионник. Мне бы, конечно, хотелось уехать в Петербург и заниматься там музыкой, но я пока не решаюсь.
— Если у вас есть хобби, с которым вы хотите связать жизнь, почему вы поступали в технический вуз?
— Дело в том, что в училище им. Шебалина не принимают тех, кто не окончил музыкальную школу. В школьные годы я был участником ансамбля русских народных инструментов, но после того, как мы переехали в Омск, найти что-то похожее здесь не смог. Серьезно увлекся игрой на гитаре только на втором курсе университета. Бросить вуз и попытать счастья в музыкальном училище — это не мой метод. Если уж начал учебу, то стоит довести дело до конца, несмотря ни на какие мысли и желания. Наверное, я такой человек.
— То есть вы игре на гитаре в музыкальной школе не учились?
— Можно сказать, что я самоучка. Я пытался заниматься с преподавателями, но мне не понравилось: все стараются учить игре так, как того требуют правила: держи руку так и никак иначе, здесь делай то, там – это. Мне же нужен преподаватель, который будет улучшать технику моей игры, а не заставлять меня зажимать аккорды так, как это делали мэтры. Посмотрим, как повернется жизнь, может быть, я останусь в университете, может, уеду из Омска и буду заниматься музыкой, кто знает?
Биография
Павел Николаевич родился 23 сентября 1989 года в городе Минусинске Красноярского края. В 2004-м переехал с семьей в Омск. В 2006 году поступил в Омский государственный технический университет на радиотехнический факультет на специальность «Радиотехника». В 2010 году окончил вуз и получил красный диплом бакалавра техники и технологии. В 2010 году поступил в магистратуру ОмГТУ на специальность «Цифровая обработка сигналов», где в настоящее время и продолжает учиться.