В комитет горсовета по вопросам экономического развития и муниципальной собственности обратился генеральный директор рекламной компании ЗАО «Компания СТА» Дмитрий ЕСИПЕНКО с предложением ввести в Омске процедуру открытых аукционов на право заключения договор размещения рекламы на муниципальном транспорте. Сегодня городской транспорт по частной инициативе отдельных чиновников мэрии и руководителей ПАТП поделен между четырьмя рекламными агентствами.
Как сообщил на заседании комитета 16 февраля Дмитрий ЕСИПЕНКО, в настоящее время в Омске нет прозрачного механизма предоставления рекламы на транспорте. Теоретически процедура выглядит следующим образом: рекламодатель обращается с заявкой в ПАТП, которое, в свою очередь, отмечает на заявке гаражный номер автобуса, на котором планируется разместить рекламу, и направляет ее в департамент имущественных отношений для заключения договора. На практике же все выглядит иначе.
— Обратившись в ПАТП, мы выясняем, что вопросы размещения рекламы курируют заместители директоров предприятия, от которых на протяжении трех лет мы слышим только одно: свободных бортов нет, — рассказал депутатам г-н ЕСИПЕНКО. — Нас направляют в рекламное агентство, где цена размещения выше минимум в 2 раза. Указав, что есть автобусы, свободные от рекламы, мы слышим в ответ, что они уже зарезервированы. Таким образом, городской бюджет попросту недополучает доходов.
По словам директора ЗАО «Компания СТА», весь муниципальный транспорт уже давно поделен между четырьмя рекламными агентствами. Более половины рынка приходится на долю компании «Рек-Арт» (входит в группу предприятий «Арт-Мастер»). Именно этой компании, по сведениям Дмитрия ЕСИПЕНКО, была передана крупная партия новых автобусов, которая поступила в Омск в 2008 году. По стечению обстоятельств, за полгода до этого в «Рек-Арт» перешел работать заместитель директора департамента транспорта Олег ОСИНСКИЙ.
По мнению Дмитрия ЕСИПЕНКО, такая работа муниципалитета и ПАТП не только противоречит закону о защите конкуренции, но и ведет в занижению доходов городской казны. По данным мэрии, в настоящее время в Омске работает порядка тысячи автобусов и около 200 троллейбусов. Согласно тарифу, установленному администрацией города, бюджет должен получать 3 тысячи рублей за единицу подвижного состава в месяц. Кроме того, сами ПАТП получают от 1,5 до 1,9 тысячи рублей за так называемое содержание рекламы (куда входит, например, мойка транспорта). Если предположить, что рекламой охвачено 90% подвижного состава, доходы бюджета должны составлять порядка 40 млн рублей в год (плюс 20 млн должны заработать ПАТП). По факту же поступления в бюджет от рекламы на транспорте в разы ниже.
Дмитрий ЕСИПЕНКО предложил по аналогии с крупными городами России (Москвой, Новосибирском, Екатеринбургом) ввести в Омске процедуру открытых аукционов на право заключения договоров на размещение рекламы на транспорте сроком на 1-3 года. По его мнению, это сделает процедуру прозрачной, предотвратит коррупционные действия и обеспечит пополнение бюджета.
Заключение мэра Омска Виктора ШРЕЙДЕРА на это предложение было отрицательным. По мнению администрации, проведение аукционов на право размещения рекламы на транспорте экономически нецелесообразно. Как пояснил первый замдиректора департамента имущественных отношений Вадим МЕРЕНКОВ, с момента подачи заявки от рекламного агентства до заключения договора на размещение рекламы проходит 5-7 дней, в то время как проведение аукциона займет минимум полтора месяца. «Теряется актуальность рекламы и заинтересованность рекламодателей», — отметил г-н МЕРЕНКОВ.
Однако депутаты не согласились с выводами администрации. По мнению депутата Сергея ТЕРЛЕЕВА, аукционы позволят повысить цену договоров, длительный срок действия которых ко всему прочему обеспечить стабильность поступлений в бюджет. Комитет рекомендовал администрации еще раз более детально рассмотреть возможность введения процедуры аукционов на размещение рекламы на транспорте, и вернуться к вопросу на следующем заседании.