Эффективность работы государственного предприятия Омской области «Дорожное ремонтно-строительное управление №4» (ДРСУ-4) депутаты Заксобрания обсудили в минувшую пятницу, 11 марта, на заседании комитета по собственности.
Аудитор КСП Омской области Галина АНДРЕЕВА представила депутатам отчет о результатах проверки предприятия по итогам его работы за 2009-й и 10 месяцев 2010 года.
Согласно Уставу ДРСУ-4, созданного в 2001 году, предметом его деятельности является строительство, реконструкция, ремонт и содержание автомобильных дорог, а также изготовление и реализация стройматериалов. Однако, по словам Галины АНДРЕЕВОЙ, в 2009, году в нарушение закона, Устав ГП был дополнен такими пунктами, как производство и реализация хлебобулочных изделий, сельхозпродукции, а также оказание услуг общественного питания.
По данным КСП, 90% от общей выручки ДРСУ-4 в 2009 году составили доходы от оказания услуг по содержанию и ремонту автодорог, 6% — доходы от реализации асфальтобетонной смеси, 4% — прочие услуги, в том числе транспортные. В целом по итогам кризисного 2009 года доходы ГП снизились на 25,8%, затраты — на 26,9%, прибыль составила 34 тысячи рублей. За 9 месяцев 2010 года отмечен рост выручки (33,5%), платежеспособности и рентабельности ГП. Однако ДРСУ-4 по-прежнему не достигает показателей экономической эффективности, утвержденных областным правительством, — ни по выручке, ни по заработной плате, ни по доле чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет.
Проверка также выявила ряд нарушений в использовании областного имущества, переданного ГП в доверительное управление. На 1 октября 2010 года на балансе ДРСУ-4 числилось имущество общей балансовой стоимостью 33,6 млн рублей. По словам Галины АНДРЕЕВОЙ, 77% имущества имеет 100-процентный износ. Частично оно никак не используется предприятием, частично – сдается в аренду. Так, в проверяемом периоде ГП сдавало в аренду часть помещений в административном здании, а также гараж и стоянку. При этом, как установила КСП, делалось это с нарушением закона. В апреле 2010 года директор ДРСУ-4 подписал с арендатором допсоглашение к договору аренды о продлении его срока, не получив на это согласие собственника имущества. Помимо этого предприятие сдавало в субаренду часть земельного участка, находящегося в госсобственности, площадью около 5 тысяч кв. метров. Доходы от сдачи в аренду недвижимости и земельных участков, как отметила аудитор КСП, не были отражены в бухгалтерской документации предприятии. Кроме того, руководство ДРСУ-4 проводило крупные сделки по приобретению имущества без согласования с областной администрацией. Из-за того, что уставный фонд ГП составляет всего 106 тысяч рублей, к категории крупных относятся сделки свыше 10 тысяч рублей. Таким образом, нарушением закона считалось, например, самостоятельное приобретение предприятием компьютеров и оборудования ГЛОНАСС.
По мнению депутатов, выявленные КСП нарушения не являются критическими и не требуют каких-то карательных мер в отношении руководства ДРСУ-4.
Депутат Анатолий СТРАЖНИКОВ обратил внимание на низкую заработную плату работников ДРСУ-4 и то, что часть штата переведена на трехдневную рабочую неделю. «В данный момент работаем на полной рабочей неделе. Все зависит от объемов работ. Сегодня мы участвуем в аукционе по выполнению ремонтных работ на федеральных дорогах. Будет работа — будет и заработная плата повышена», — пояснил директор ДРСУ-4 Олег ВЛАСОВ.
Депутат Сергей КАЛИНИН поинтересовался, не значится ли ДРСУ-4 в областном плане приватизации. «С вашей точки зрения, есть смысл подобное предприятие держать в государственной собственности? В чем преимущества перед частной?» — спросил директор ГП г-н КАЛИНИН. Олег ВЛАСОВ не смог назвать ни одного преимущества государственной формы собственности предприятия, заметив только, что пока областное правительство не планирует акционировать ДРСУ-4. Однако у заместителя министра строительства ЖКК Омской области Михаила ТЮФЯГИНА было другое мнение на этот счет.
— Вопрос касается не только ДРСУ-4, а всей дорожной отрасли, — отметил Михаил ТЮФЯГИН. — Буквально на днях Андрей БЕСШТАНЬКО (первый зампред областного правительства. – Прим. «КВ») дал нам команду в течение двух недель подготовить предложения по модернизации всей дорожной отрасли, где будут рассматриваться разные организационно-правовые формы. В том числе и акционирование дорожных предприятий. К сожалению, в России сегодня нет модели, которая бы позволила дорожникам при сметном финансировании быть эффективными.