С приходом весны у производителей мяса и молока, напрямую торгующих своей продукцией на социальных ярмарках «Омские продукты – омичам», возникают дополнительные сложности. В том числе возрастают и логистические затраты. С целью поддержания низких цен на скоропортящиеся продукты питания областной властью принято решение о расширении мер господдержки. Об этом было заявлено на расширенном совещании, в котором помимо министерства экономики минсельхозпрода принимали участие специалисты контролирующих органов и руководители аграрных предприятий.
— Силами наших специалистов проводился опрос омичей, и все почти единогласно говорят, что тот проект нужно продолжать, — рассказала предпринимателям первый заместитель министра экономики Омской области Татьяна СПИРИДОНОВА. — Мы считаем, что закрывать торговлю на летний период – это и не в ваших интересах. Просто нам сейчас нужно вместе подумать о том, как организовать торговлю. Мясная и молочная продукция, которую можно было без проблем реализовывать при отрицательных температурах, с наступлением тепла уже требует иных решений.
По данным минэкономики, на социальных ярмарках, которые проводятся в Омске с октября 2010 года по пятницам и субботам, еженедельно участвуют порядка 260-270 аграрных предприятий и предпринимателей. Доля торгующих мясной и молочной продукцией – порядка 70%. В целом за неделю на ярмарках реализуется 60-75 тонн продукции, а мясной и молочной – 45-55 тонн, и именно эта продукция, которая пользуется наибольшим спросом у омичей, требует жесткого соблюдения температурного режима. По мнению минэкономики, которое было озвучено начальником управления экономического развития Ириной БАРАНОВОЙ, выход в том, чтобы помочь участникам ярмарок в приобретении холодильного оборудования. И с целью снижения затрат производителей продуктов питания власти планируют предусмотреть различные меры господдержки. В том числе через Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства.
Большинство производителей молока, по нашим данным, планирует работать и в летний период, — рассказала Ирина БАРАНОВА. — У многих холодильное оборудование уже имеется, многие высказывают намерение его приобрести. Остается решить вопрос с электроснабжением торговых мест. С производителями мясной продукции ситуация несколько сложнее. Некоторые заявляют, что намерены продолжать торговлю, но значительная часть хочет свернуть торговлю до осени, в связи с тем, что запасы продукции у них на исходе.
Согласился с мнением коллег из минэкономики и начальник управления развития животноводства областного минсельхозпрода Александр КУРЗАНОВ. Личные подсобные хозяйства, по его словам, действительно исчерпали запасы продукции, но их смогут заменить на ярмарках крупные аграрные предприятия и крестьянско-фермерские хозяйства, и снижение объема предложения по мясу и мясным продуктам в теплый период, по оценке минсельхозпрода, не превысит 15%-20%. При этом значительно увеличится предложение овощеводческой продукции. В частности, как заверил Александр КУРЗАНОВ, весной начнут массово завозить в город картофель, значительные запасы которого имеются у овощеводов из северных районов.
Вполне лояльны к социальным ярмаркам и контролирующие органы. Правда, сами предприниматели оценивают свои возможности по-разному. Если производители молока настроены в основном оптимистично, то производители мяса высказывают опасения, что с наступлением тепла усложнится логистика и это приведет к неизбежному увеличению цен, снижению продаж и убыточности сложившейся на сегодняшний день системе торговли мясом на социальных ярмарках. По мнению руководителя ООО «Агрокомплекс «Ударный» Сергея ГОЛОВАЧЕВА, продукция которого с апреля покидает городские рынки, проблема вполне решаема. В настоящее время он прорабатывает уже несколько вариантов, которые позволят реализовывать молоко и мясо на социальных ярмарках в теплое время года. По его словам, действительно, личному подсобному хозяйству или небольшому фермерскому хозяйству приобретать холодильное оборудование не всегда целесообразно. А таким производителям, как агрокомплекс «Ударный», вполне по силам решить проблему.
Никак не обозначила своего мнения по актуальному вопросу только администрация города, хотя о ней участники совещания вспоминали часто. По мнению регионального минэкономики, омской мэрии следовало бы более заинтересованно заниматься вопросами содействия сельхозпроизводителям, которые реализуют в городе продукты питания, и активнее помогать им в создании условий для хранения скоропортящейся продукции.
— Мы сделали запрос в администрацию города, чтобы получить информацию о местах, которые могут быть дополнительно предоставлены товаропроизводителям на летний период на муниципальных рынках, — рассказала Ирина БАРАНОВА. – Льготных мест, к сожалению, не предусматривается. Арендная плата на муниципальных рынках доходит до 120 рублей за квадратный метр в сутки. Причем в эту сумму не входит даже плата за въезд и выезд автотранспорта на территорию рынка.
Подытожив дискуссию, региональный министр экономики Игорь МУРАЕВ напомнил собравшимся, что в прошлом году, когда обсуждалась тема социальных ярмарок, тоже возникало много вопросов и сомнений. Тем не менее, мол, торговые площадки заработали и успешно функционируют до сих пор. Поэтому нет смысла дискутировать повторно. Нужно просто выработать единые подходы. А для начала понять, что именно требуется и в каком количестве.
— Нам нужно поставить городу конкретную задачу по обеспечению площадок теми же энергоресурсами, — пояснил Игорь МУРАЕВ. – Проблема в том, что на словах городской администрацией декларируется одно, а выполняется другое. У города есть желание забюрократизировать все процессы, касающиеся социальных ярмарок, а взамен почему-то не предлагается ничего. Если у города стоит задача получать с производителей по 120 рублей за квадратный метр торговой площади в сутки, то наша задача – минимизировать их затраты. И определенный опыт в этой части у нас уже наработан. Будем развивать его дальше.
Андрей СЕМЕНОВ