Построив вместе с партнером довольно успешный проект «Посудагород «Федорина радость», два года назад Вячеслав ВАСЮХИН неожиданно для многих уходит из бизнеса и организует собственную компанию, которая начинает заниматься совершенно новым направлением – банным. Раскачать новую рыночную нишу, как признает Вячеслав ВАСЮХИН, непросто. Но можно. Главное — верить в успех. Сегодня ООО «Студио Декоре» уже есть что предложить, но готов ли к этому предложению омский потребитель? Об этом, а также о том, что такое банная культура вообще, с Вячеславом ВАСЮХИНЫМ поговорил обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.
— Вячеслав Юрьевич, вот лично мне кажется, что в Омске достаточно большое предложение банных услуг. Или нет?
— Я выскажу свое мнение, а вы можете с ним не соглашаться. Я вообще считаю, что в Омске, где примерно 300 работающих бань, настоящего пара сегодня не найти вообще. Банные комплексы с хорошей печкой – это дорогое удовольствие. А старые банные комбинаты, где стояли хорошие печки, давно заброшены. О банной культуре и о назначении бани как таковой просто забыли. Баня стала просто поводом раздеться, чтобы хорошо выпить и провести время с девочками.
— А вы бывали во всех омских банях?
— Нет, во всех побывать мне не довелось, но в тех, где я побывал, не нашел ничего похожего даже на баню на улице Косарева, хотя она тоже не была идеалом и сильно уступала и знаменитым Сандунам, и Селезневским баням, и Измайловским баням. Настоящий пар, к сожалению, и раньше можно было найти только Москве. А сейчас тем более.
— Тогда начнем, как говорится, от печки. Что именно вы понимаете под настоящей русской баней?
— Именно от печки и начинается настоящая русская баня. В хорошей бане обязательно должна быть печь, в которой испаритель нагревается до температуры 500-800 градусов. Когда на разогретый до такой температуры камень попадаете вода, она взрывается и превращается в мелкодисперсный или, иначе говоря, мелкодиссоциированный пар. Тот пар, который получается при температуре кипения воды и вырывается из носика чайника, — он крупный, тяжелый, быстро конденсируется, таким паром вообще невозможно париться, от него кожа сразу получит ожог. В каждой частичке тяжелого пара содержится несколько молекул воды. А в легком паре, который образуется при попадании воды на разогретый свыше 500 градусов испаритель, каждая частичка пара содержит всего одну молекулу. Такой пар – он, скажем так, живой и энергичный. Волшебный – не волшебный, не знаю, но именно такой пар на физическое и психическое здоровье человека оказывает в высшей степени благотворное влияние.
— А чем финская сауна хуже русской парной? Да и вообще, есть ли между ними разница?
— Финляндия – это страна озер, болот, лесов, а рядом океан, где есть Гольфстрим. В общем,весь набор естественных увлажнителей климата. Севером Финляндию можно назвать весьма условно. Климат этой страны абсолютно другой, чем в Сибири. И настоящие финские сауны – они для финского характера, культуры и климата: отдых спокойный, размеренный, сиди себе без движения, прогревайся, наслаждайся теплым и влажным воздухом. Если не хочется суетиться, нет времени на подготовку к бане и на отдых после бани, а хочется быстро зайти, прогреться и быстро уйти, приняв душ, тогда нужна именно сауна. Финские бани – они под финское настроение. В них можно ходить и одному. И даже лучше одному – помолчать, подумать, выгнать пот, расслабиться. Сами по себе бани как явление у всех народов так и возникли, когда люди искали блаженства от окружающей среды именно в том месте, где они живут. На это накладывалось не только влияние климата, то есть соотношение температуры и влажности, но и способа хозяйствования. Именно поэтому мы теперь имеем и сауну, и русскую парную, и термы, и турецкую баню, и японскую бочку.
— Но если кому-то нравится именно сауна, разве это плохо?
— Я и не говорю, что это плохо. Каждый выбирает для себя баню, которая ему по душе. Проблема ведь не в самой финской сауне как таковой, а в вульгарном ее использовании, в нарушении финской банной технологии. В России вообще строятся преимущественно псевдофинские сауны, которые погружают человека не в наслаждение и расслабление от влажного тепла, а в состояние психофизического шока. На металлические печки-каменки, которые используются в финских парных, воду лить не нужно, о чем многие даже не догадываются. Дверь в финскую парную не может быть плотной, внизу и сверху обязательно должны быть щели для естественной вентиляции, чтобы в парную постоянно поступал свежий воздух, а любитель финской бани не получил, грубо говоря, удушье, поскольку открытая каменка и разогретый металл быстро выжигают весь кислород из воздуха в парной. А у нас в России все происходит ровно так, как не должно быть.
— Русских бань тоже множество. Весь Интернет заполнен рекламой. Были бы деньги...
— Скажем так, все омские бани, которые рекламируются как русские, имеют печки с открытыми камнями и не отвечают требованиям, которые предъявляются к русским парным. А самый распространенный вариант русской бани – это готовая бытовка из вагонки, внутри которой ставится длинная табуретка, устанавливается большая сковородка с камнями на буржуйку, называя это «металлической дровяной печью», а потом люди разогревают камни, плюхают на них воду и радуются. Вообще по поводу русской бани уже сложился целый комплекс стереотипов, которыми научились очень хорошо пользоваться не очень честные банщики. Главный стереотип: русская баня – это обязательно сруб, а все внутренне пространство бани и сама парная обязательно должно быть стильно и по-русски зашито досками, чтобы человек чувствовал себя как в ящике или в гробу. И пол в парной должен быть обязательно деревянный, и сама парная должна быть маленькая, тесная, чем меньше, тем лучше, чтобы не дай бог пар-жар не вышел. Ну и, конечно, печка с открытыми камнями, чтобы на них было удобно лить воду. Так вот, если все сделать именно так, как принято, то быстрая потеря здоровья вам гарантирована. Еще при царе Александре III издавался указ, согласно которому запрещалось делать парные в общественных банях из дерева. А почему? Потому что дерево подвержено гниению, сгоранию и вообще это пористый материал, который впитывает в себя антропотоксины.
— Честно говоря, я тоже считал, что парная должна быть из дерева. А если не из дерева, то из чего? Из камня?
— Камень – это вообще самый лучший материал для парной. В принципе можно использовать и дерево, но чтобы исключить появление грибка, его нужно заготавливать только в определенный промежуток времени, лучше всего в феврале — марте, и выбирать следует не всякое дерево, а жизнеспособное, которое стоит не в гуще леса, не на опушке, не на пригорке. В общем, целая наука.
— А кто-то вообще понимает все эти тонкости? Востребован ли сегодня этот русский пар?
— Все зависит от потребностей. Есть люди, которые с удовольствие пьют коричневую жидкость с запахом ванили и искренне считают ее коньяком. Кто-то смотрит «Дом-2» и думает, что любовь должна выглядеть именно так, а женщины должны быть именно такими. Если человеку нравится ходить в псевдофинскую сауну, чтобы развлечься с девочками, то спорить я с ним не собираюсь. В споре истина не рождается. Я и сам попадал в ситуации, когда приходишь в общественную баню, хочешь сделать как лучше, а тебе говорят: ну и зачем? Кому, мол, это надо? Но я точно знаю, что хороший пар ищут и не могут найти очень многие. Одних только моих знакомых вполне достаточно, чтобы обеспечить клиентами большой банный комплекс. Это люди, которым сейчас по 40-50 лет и они еще помнят те бани, которые были когда-то в Омске. В тех банях был отвратительно организован быт с этими ужасными лавками, кранами и шайками, было архаично организовано пространство, не отвечавшее никаким требованиям, был буфет с пивом разбавленным, но при этом люди находили там хороший пар.
— Насколько я помню, пару лет назад ваше предприятие начиналось с идеи изготовления печей. Что, на российском рынке вообще нет правильных печей?
— Практически все, что сегодня предлагается, — это сковородки, приваренные к буржуйкам, и предназначены они только для нагрева воздуха. Правильная русская печка – она как мартен. Она собирает тепло внутри себя и отдает его только в момент образования пара.
Есть, правда, одна фирма, которая предлагает настоящие печки для русских бань, но они, во-первых, получаются дороже, чем наши, во-вторых, не отвечают всем требованиям коммерческого использования.
— Кто разрабатывал конструкцию ваших печей?
— Придумал конструкцию я сам, а осуществили идею в чертежах инженеры-технологи из производственного объединения «Полет».
— Не опасаетесь, что украдут идею?
— Украсть при желании можно все, но вообще-то конструкция моей печи и ее техническое решение защищены патентами. У меня есть патенты и на изобретение, и на полезную модель.
— Сколько сегодня производится вариантов печей?
— Готовые печи мы не продаем, каждая модель изготавливается индивидуально, под конкретную баню, под конкретное проектное решение. А изготовить можем множество вариантов как по мощности, так и по размеру. Практически на любой вкус и цвет. Можем построить и самую изысканную русскую баню с нуля. Несколько таких мы уже построили. Не в Омске, к сожалению, а в Москве. Есть у нас и франшиза, которая называется «Царский двор». Но самая главная моя цель на сегодняшний день – сделать в Омске большую общественную баню, чтобы показать на ее примере, какой вообще должна быть русская баня. Я не хочу просто торговать оборудованием или строить элитные бани для частных заказчиков. Я хочу вернуть идею русской бани в массы.
— Какова цена вопроса?
— От двух миллионов рублей до двух миллионов евро. Цена вопроса зависит от места расположения и площади бани. Самый минимум для бани на 20 человек – это двести квадратных метров площади и два миллиона рублей на оборудование. В эту цену, понятно, не входит оборудование комплекса дополнительных услуг.
— А сколько стоит ваша франшиза «Царский двор»?
— Для первого омского партнера франшиза не будет стоить вообще ничего. Покупатель, если у него уже есть подходящая недвижимость, купит только оборудование и отделочные материалы. Проект, дизайн, компоновка пространства, все бизнес процессы, в том числе процесс обучения персонала – мы все это берем на себя. А бизнес-процессы в бане – это не так просто как кажется. Во-первых, должно быть соответствующее обслуживание. Во-вторых, кто-то должен готовить пар, а это уже не просто процесс, а почти искусство.
— Помещение для хорошей бани любое подходит?
— Практически любое. Главное, чтобы коммуникации были подведены – вода, канализация, электроэнергия. Желателен потолок выше 3,5 метра, и место презентабельное, чтобы людям нетрудно было туда приезжать. Если помещение уже есть, то на изготовление печки уйдет месяц, еще пять-шесть месяцев необходимо для установки, для выполнения отделочных работ.
— Партнер может быть просто человеком с деньгами или он сам должен ценить банный досуг?
— Деньги в данном случае не главное. Нужен партнер понимающий. Чтобы он хотел построить хорошую русскую баню с настоящим паром. В противном случае весь проект просто завалится. Если человек что-то не будет знать, то это поправимо. Я готов научить. Главное, чтобы душа лежала к такому бизнесу. И было желание.