Бывший сотрудник администрации города Омска Иван СЫСОЕВ обратился в горпрокуратуру с заявлением, в котором предлагает проверить правила землепользования и застройки города на соответствие федеральному законодательству в части обеспечения сохранности городских лесов. Сам Иван Васильевич уже более 30 лет занимается городской экологией, еще в конце 80-х годов он возглавлял при Октябрьском райкоме партии штаб по охране окружающей среды. Его последняя должность в муниципалитете была в департаменте дорожной деятельности и благоустройства. Проблема, о которой рассказал он «КВ», касается так называемых городских лесных участков.
Омские леса инвентаризировали и описали
В 2006 году был принят новый Лесной кодекс РФ. Среди его нововведений было положение о том, что леса в границах муниципальных образований стали называться городскими лесами. Они относятся к защитным лесам, в которых запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. При этом на органы местного самоуправления возлагается разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, которые должны быть утверждены в соответствующем порядке.
До введения в действие нового Лесного кодекса леса в границах города Омска входили в состав государственного лесного фонда Омской области, госинвентаризация которых была проведена в 1993 году. Они были включены в государственный реестр, и Главное управление лесного хозяйства через свои службы осуществляло уход и содержание этих лесов. Но после того как изменилось законодательство и Лесной кодекс объявил их городскими лесами, форма собственности на лесные участки автоматически не изменилась. Это произойдет лишь после того, как земельные участки под лесами будут сформированы, поставлены на кадастровый учет и будет зарегистрированы право муниципальной собственности. В противном случае они становятся государственной собственностью.
— Возникает коллизия: с одной стороны, ряд федеральных законов (131-ФЗ «О местном самоуправлении», Лесной кодекс) обязывает органы местного самоуправления осуществлять разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов в отношении земель с городскими лесами, но права собственности муниципалитета на них нет, — говорит Иван СЫСОЕВ. — А органы местного самоуправления до формирования права собственности на землю не имеют права тратить бюджетные деньги на эти лесные участки.
Тем не менее городская администрация все же пошла на это и полтора года назад заказала работу по инвентаризации городских лесов и разработку лесохозяйственных регламентов лицензированному государственному предприятию – ФГУП «Рослесинфорг» (омский филиал). В 2009 году была проведена инвентаризация городских лесов, расположенных на территории Омска. Материалами инвентаризации подтверждено наличие 2 561 лесного участка, показаны границы этих участков, сделано их таксационное описание.
Ценные посадки не вписались в зеленые зоны
Поскольку до этих событий последняя государственная инвентаризация лесов в границах города Омска уже была проведена в 1993 году Главным управлением лесного хозяйства, было известно местоположение лесов и их границы, состав, категория и так далее. Все эти леса были включены в государственный реестр лесов Омской области. Но при разработке и утверждении генерального плана Омска, а также правил землепользования и застройки, по словам Ивана СЫСОЕВА, наличие многих лесов на территории города просто не учли. То есть при утверждении в 2008 году Правил землепользования и застройки не были учтены материалы инвентаризации лесов 1993 года. В результате многие лесные участки оказались вне рекреационных территориальных зон и попали в другие зоны, что позволяет их предоставлять под застройку и для других целей, никак не связанных с охраной лесов.
Кроме того, в Правилах землепользования и застройки отсутствует понятие «лесной участок», предусмотренное федеральным законодательством. Не был решен вопрос формирования и постановки на кадастровый учет 88 участков под особо ценными городскими лесами.
Как утверждает г-н СЫСОЕВ в своем заявлении в прокуратуру, теперь, основываясь на Правилах землепользования и застройки, департамент архитектуры отрицает сохранение лесных участков вне указанных зон. При этом оказывается давление на государственного инвентаризатора в части приведения материалов государственной инвентаризации городских лесов Омска в соответствие с действующими правилами землепользования и застройки.
— Я лично был в департаменте архитектуры на двух совещаниях, которые проводил главный архитектор Омска Анатолий ТИЛЬ, — поясняет Иван СЫСОЕВ. — И его позиция, на мой взгляд, совершенно дикая, когда он, отсылаясь на принятые Правила землепользования и застройки, говорит, что остальное нужно приводить в соответствие с ними. То есть они не признают наличие лесов еще где-то вне утвержденных рекреационных зон. Как бывший работник департамента благоустройства, я инициировал переписку, где нам отвечают, что нужно привести все границы существующих лесных участков в соответствие с границами территориальных зон, установленных Правилами застройки. То есть привести то, что сто лет произрастало, в соответствие с «бумажными» зонами. Это совершенная дикость и недопустимость. Но главное противоречие в том, что Правила землепользования и застройки не учитывают примерно две трети городских лесов.
Кроме того, в своем ответе (копия письма есть в редакции) Анатолий ТИЛЬ сообщает, что для утверждения материалов лесоустройства, постановки лесных участков на кадастровый учет и оформления их в муниципальную собственность следует определить только те лесные участки, которые бесспорно соответствуют Правилам землепользования и застройки и их территориальным зонам.
Но на этот счет есть письмо ФГУП «Рослесинфорг», в котором сообщается, что общая площадь лесных земельных участков, отнесенных к городским лесам, по данным лесоустройства 2009 года, составляет 2 193 гектара. Из них в границах рекреационных зон (Р1-Р6 по градостроительному зонированию), по данным лесоустройства, расположены лишь 676,1 гектара городских лесов. В остальных территориальных зонах учтено 1 516,9 гектара городских лесов, в том числе насаждений с преобладанием наиболее ценных пород (хвойных, дуба, липы) – 71,7 гектара. Какова же судьба этих лесов, которым «не посчастливилось» попасть в рекреационные зоны?
Леса застраивают коттеджами и гаражами
— Если эти участки оказались вне рекреационных зон, их можно использовать по другому назначению – строить дома, дороги, использовать для промышленных, деловых целей и так далее, — говорит Иван СЫСОЕВ. — То есть впервые в истории города Омска были созданы законные основания для сноса городских лесов при предоставлении земельных участков под различные нужды.
Такая ситуация сложилась, например, по улице Фиалкова в Кировском округе, где был предоставлен гектар леса под коттеджную застройку из 10 домов. Фактически там уже вырыты котлованы.
Другой пример касается самовольного строительства гаражных боксов в березовом лесу при расширении гаражного кооператива «Мотор-88» по улице Молодова на Московке. В этом случае лес вошел в состав рекреационной зоны, ее границы были утверждены Правилами землепользования и застройки, но не поставлены на кадастровый учет. В апреле 2010 года было вынесено решение суда о сносе боксов и освобождении участка, позже его обжаловали, но решение устояло в апелляции и сейчас находится на исполнении Ленинского отдела судебных приставов. Однако боксы пока стоят, а в дальнейшем могут быть узаконены при внесении коррективов в Правила землепользования и застройки.
В микрорайоне Московка-2 напротив дома по улице Молодова, 8 был предоставлен земельный участок в городском лесу (квартал № 49) площадью до 1 гектара под строительство многоэтажного гаража-стоянки с овощехранилищем. В настоящее время территория обнесена бетонным забором. На этом участке более 300 берез, которые могут быть в скором времени вырублены. При этом не учитывается, что сносить защитный лес запрещено федеральным законодательством, а также то, что остатки этого леса еще в какой-то степени защищают жилой район от негативного воздействия ленинской свалки, а также от производств ООО «Оша». Но в ответе департамента архитектуры значится, что документы для предоставления участка оформлены в установленном законом порядке, он был продан с аукциона в апреле 2010 года. Сформированный земельный участок согласно Правилам застройки и землепользования расположен в границах территориальной зоны П3 (зона производственно-коммунальных объектов).
Кроме того, в жилмассиве Московка-2 в городском лесу были размещены три АЗС. Городской лес был и на месте участка под строительство пожарного депо по улице 6-я Станционная, он остался в материалах инвентаризации. Но по документам здесь появилась деловая зона, под депо заняли большой земельный участок и снесли порядка 150 деревьев хорошего леса, хотя рядом были пустующие территории.
Аппетиты застройщиков ведут к дальнейшему уничтожению городского леса в районе улицы 6-я Станционная. По проектам здесь предполагается строительство спортивных, досуговых и торговых комплексов. Так, недавно стало известно, что здесь будет предоставлен земельный участок под строительство спортивно-досугового комплекса с гостиницей и аквапарком.
— Участок под строительство гостиницы представили на согласование в плотном лестном массиве, — говорит Иван СЫСОЕВ. — Там остатки леса, это экологически важный объект, который защищает поселок от вредных выбросов. Далее уже построили торговый центр «АТ-Маркет», а до того там также были посадки сосны и березы. Еще есть последняя информация о лесном участке по ул. 3-я Молодежная в районе бывшего тепличного хозяйства Омскшины. Этот кусочек леса отделяет поселок 40 лет Октября от сажевого завода. Там большая загазованность, невозможно жить, и этот лес хотят отдать под вырубку для строительства коммерческого объекта. Разве можно людям создавать такие условия?
В других округах в качестве примера можно привести лесозащитную полосу по улице Энтузиастов, где началось строительство гипермаркета «О`КЕЙ». При этом снесли около 1 500 деревьев. Правда, лесополоса не имела статуса санитарно-защитной зоны и состояла в основном из старых аварийных тополей, но когда-то высаживалась для защиты от вредных выбросов нефтезавода.
— Анатолий ТИЛЬ утверждал на одном из совещаний, что земля под многими лесными участками является резервом развития города, — продолжает Иван СЫСОЕВ. — Возникла такая ситуация, что городские леса Омска оказались незащищенными, хотя их защищает федеральный закон. Это вынудило меня написать обращение в городскую прокуратуру, причем дважды, с просьбой рассмотреть этот вопрос. В ответе мне сообщили, что принято решение по возможности рассмотреть этот вопрос во втором полугодии 2011 года. Будем ждать юридической оценки законности решения горсовета о правилах застройки и землепользования в части обеспечения сохранности городских лесов.
Мнения
Владимир КАЗИМИРОВ,
директор департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации города Омска:
— Городские леса были, есть и будут. До прошлого года они находились в государственном лесфонде. Два года назад администрация города начала эту работу, и сегодня проведена инвентаризация лесов из гослесфонда в объеме 2 156 гектаров, вся документация уже есть. Мы будем оформлять леса, которые находятся на муниципальных землях, в собственность. В конце прошлого года внесены изменения в Лесной кодекс, мы запросили профильные министерства, чтобы они дали нам разъяснения по нововведениям, что значит положение о том, что муниципалитет ведет контроль за лесами, находящимися в границах муниципального образования. Леса же произрастают на землях федеральных, муниципальных, частных и неразграниченных. Как себя вести по отношению к лесам, которые находятся на землях других собственников? Работа ведется очень большая, и сейчас в стадии готовности находится лесохозяйственный регламент.
Вячеслав ИВАНОВ,
директор Главного управления по земельным ресурсам Омской области:
— Законодательством предусмотрены соответствующие меры защиты зеленых насаждений. Все правила, которые касаются использования земельных участков, должны быть разработаны на уровне документов территориального планирования. И леса, скверы, парки должны находиться в соответствующей рекреационной зоне, которая запрещает хозяйственную деятельность. Кроме того, как из вариантов – это создание особо охраняемой природной территории, если она требует особой защиты. Пример – Птичья гавань, особо охраняемая природная территория регионального значения. Для города также вполне возможно создавать особо охраняемые территории муниципального значения.
Светлана ШЕВЧЕНКО,
заместитель директора департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска:
«Сегодня в крупном мегаполисе человеку нужны не тайга и дубинка»
— Обязательные градостроительные документы для планирования любых территорий России определены Градостроительным кодексом РФ. Правила землепользования и застройки разрабатываются на основе генплана и являются основным правовым документом для его реализации. Такие Правила для города Омска утверждены в 2008 году. Для того чтобы обеспечить в интересах города и собственников правовые условия с нужным разрешенным использованием земельных участков на всей территории, ведется постановка территориальных зон на кадастровый учет. По генплану зеленые территории должны составить более 20% от всех территорий города за счет существующих городских лесов и новых парков, скверов.
Омская лесостепь не слишком богата лесами, нет никаких сомнений, что лесные участки надо сохранять. Градостроительство – это строительство города, где главным является Человек. И сегодня в крупном мегаполисе ему нужны не тайга и дубинка. Для полноценной жизни ему нужны место работы, дом, дороги, больницы, театры, школы. А для отдыха нужны парки, скверы, бульвары, причем с хорошим уровнем благоустройства, озеленения и сферой услуг.
У городских лесов, которые входят в городские рекреационные зоны, должен быть хозяин, который отвечает за их содержание и сохранение. В пределах городской черты, исходя из логики и законодательства, – это город. Действительно, право муниципальной собственности на леса может возникнуть тогда, когда земельные участки с лесами будут сформированы и поставлены на кадастровый учет. С этой целью и были заказаны материалы лесоустройства с разработкой лесохозяйственных регламентов ФГУП «Рослесинфорг». К сожалению, можно констатировать, что инвентаризация лесов в составе этих материалов выполнена недостаточно полно и качественно. К примеру, указаны лесные участки там, где уже более 20 лет находится застройка, либо их уже давно нет, зато не отражены существующие лесные участки – хвойные лесные насаждения в районе городского Дворца детского и юношеского творчества по ул. Красный Путь, по ул. Гашека, защитные леса в районе Омсктехуглерода и так далее.
Но главное в другом. В расстановке приоритетов. Ведь и градостроительным, и земельным законодательством установлено, что городские леса должны входить в состав рекреационных территорий города, которые определяются документами территориального планирования и градостроительного зонирования (Правила). Известен и Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 19.04.2007 № 106, где сказано, что основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства и документы территориального планирования. Нельзя же доходить до абсурда, когда «лесной участок» из 2-3 деревьев не позволит построить общегородскую магистраль с шестиполосным движением транспорта, либо развязку в двух уровнях по ул. Лукашевича –Волгоградской. А таких примеров в материалах лесоустройства достаточно много.
Лесохозяйственные регламенты нужны, но они должны быть увязаны с градостроительными регламентами. А лесные участки в рекреационных зонах должны быть поставлены на кадастровый учет, а затем переданы на баланс муниципального образования.
Совершенно не хочется отвечать ни на «дикую позицию ТИЛЯ», ни на «бумажные зоны, определенные Правилами». Даже на то, что «Правила не учитывают две трети городских лесов». Но зато есть яркий пример господина СЫСОЕВА по «предоставлению гектара леса под коттеджную застройку по ул. Фиалкова». Если бы вовремя территориальные зоны Правил и лесные участки были поставлены на кадастровый учет, определены градостроительные и лесохозяйственные регламенты, то коттеджи не появились бы там, где по генплану определена рекреационная зона.
Еще хочу отметить следующее. Истеричные стенания по сохранению зеленых насаждений — тема далеко не новая, популистски беспроигрышная. Я хорошо помню, как в 80-х годах «благодаря» борцам за экологию «Партии зеленых» так и не появился в Омске мусороперерабатывающий завод, на десятилетие отодвинулось начало строительства метрополитена.