«Давайте жить хорошо», — в очередной раз провозгласил наш президент, одним глазом подглядывая в свой американский планшетник, изготовленный в Китае. «Давайте», — дружно закивали чиновники в итальянских костюмах и побежали скупать японские внедорожники (в других автомобилях проехать с относительным комфортом по нашим разбитым дорогам уже нельзя). Впрочем это не абстракция, а аберрации сознания. Абстракция – это омский сити-менеджер, которого никто не видел, но в него уже многие готовы поверить. Или многоуровневый подземный торговый комплекс «Модная площадь» под несуществующей даже в долгосрочной перспективе станцией «Торговый центр» совершенно абстрактного Омского метрополитена, само существование которого еще под большим вопросом. Однако под эту абстракцию никому неизвестная омская фирма уже готова занять у кого-нибудь щедрого 287 млн долларов США.
А когда один чиновник подвергает другого резкой критике – это уже абстракция второго порядка (то есть одна абстракция критикует другую за неисполнение абстрактных функций), и не хочется даже разбираться, кто из них не прав. А зачем, если все они – лишь одиночные проекции комплексной абстракции, так называемого регионального бренда, на разработку которого областное ОАО «Агентство рекламно-выставочной деятельности» подписало в марте десятимиллионный контракт с ЗАО «Международный пресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг». Как раз на прошлой неделе эксперты в области низких абстракций (территориального маркетинга) собирались в Омске, чтобы отчитаться, что «процесс пошел».
Столичные брендостроители гордо сообщили провинциальной омской общественности, что сейчас они проводят «аудит общественного мнения» о сибиряках, на основе которого разработают медиапортрет омичей, потом вплотную займутся «общей платформой для разработки бренда» с учетом анализа экономических особенностей региона, поработают над созданием «визуальной и вербальной символики», после чего активно возьмутся за разработку программ «по продвижению бренда в информационном пространстве коммуникативной поддержки». Поможет ли эта маркетологическая феня увеличению инвестиций в регион и повышению уровня довольства омичей – пока не ясно. Но работа кипит, мозги скрипят, мнения сталкиваются. И на усталых лицах московских гостей недвусмысленно читается желание раскрутить лохотрон на полную катушку.
А я думаю так: если уж наполнять свою жизнь абстракциями, то высокого порядка (математические, метафизические, онтологические). Либо уж давайте генерировать забавные абстракции. Японцы, например, на минувшей неделе искренне порадовали своими планами по выращиванию из имеющегося генетического материала юных мамонтов, которых они собираются транспортировать за свой счет в Сибирь и здесь выпускать на волю, в пампасы. И это уже не «вербальная символика», а совершенно конкретные мамонтята. И хотя Сибирь для японцев – это тоже полнейшая абстракция, но я бы на месте наших региональных властей выдвинул ответное предложение японским ученым и выделил им где-нибудь в Усть-Ишимском районе землю под мамонтовый заповедник. Мамонт, как ни крути, – это самый старый и дорогой сибирский бренд. За мамонтами интурист в любую дыру потянется. Надо только не упустить момент, а то тюменцы или томичи идею перехватят.