Омский союз предпринимателей провел Межрегиональный форум бизнес-объединений азиатской части России в Барнауле

Дата публикации: 25 мая 2011

Двадцать девятого и тридцатого апреля в Барнауле состоялся второй Межрегиональный форум бизнес-объединений азиатской части России. Его тема звучала как «Новые возможности развития инвестиционного потенциала региона». Соорганизаторами форума выступили Омский областной союз предпринимателей (ООСП) и Алтайский союз предпринимателей (АСП). В омской делегации, насчитывающей 19 человек, были представители от ООСП, ОРО «Деловая Россия», омского отделения «Опора России», городской администрации. Более 130 представителей деловых союзов и общественных организаций из Омска, Новосибирска, Красноярска, Томска, Кемерова, Бийска и Барнаула собрались, чтобы выслушать и услышать друг друга, обозначить не только точки проблем, но и точки роста. Генеральный директор Межрегиональной Ассоциации руководителей предприятий (МАРП г. Новосибирск) Юрий БЕРНАДСКИЙ в своем выступлении назвал проблемы, которые актуальны сегодня для делового сообщества большинства российских регионов. Затем участники форума совместно выработали возможный механизм их решения.

Гарантийные фонды и «кредитное плечо»
На первом месте — недостаток финансовых ресурсов у малого бизнеса для развития и удержания позиций на рынке. По мнению БЕРНАДСКОГО, стоит создать ряд гарантийных фондов поддержки малого и среднего бизнеса, которые обеспечили бы стартующие инновационные предприятия залогом. Для поддержки средних и крупных предприятий необходимо создать фонды модернизации промышленности в регионах на основе паритетных взносов и привлечения банковской системы, которая может предоставить под эти средства «кредитное плечо».

Налоги должны платиться раз в год
Второй основной причиной, не дающей бизнесу возможности быть конкурентоспособным, по мнению участников форума, является неадекватное современным условиям налогообложение. В связи с этим предприниматели считают, что налоги должны платиться раз в год — как в большинстве стран мира. В противном случае конкурентоспособность предприятия, вынужденного восполнять оборотные средства из заемных денег, будет низкой. Возможным решением проблемы, позволяющим избежать негативных социально-экономических последствий принятия ФЗ № 212, может стать введение компенсационных мер для малых и средних предприятий, занимающихся производственной и инновационной деятельностью. Участники форума считают, что целесообразно распространить на упрощенку и вмененку льготные размеры страховых взносов на переходный период, например, 20% на вторую половину 2011 года и 2012 год, а затем 26,1% — на 2013-й и 2014 год (по аналогии с плательщиками единого сельскохозяйственного налога). Справедливо снизить налоговые ставки по УСН и ЕНВД, исключив из них долю, причитающуюся по действующему порядку государственным внебюджетным фондам. Идея введения патентов для индивидуальных предпринимателей показалась участникам форума перспективной, однако ее реализация, по их мнению, выглядит непроработанной. Одним из негативных факторов является отсутствие патентов для наиболее распространенных видов предпринимательской деятельности, например для розничной торговли. Кроме того, предлагаемый в законопроекте размер потенциально возможного дохода установлен без учета реальной экономической обстановки и характера конкретных видов деятельности.

НДС — наказание за деловую активность
НДС участники форума расшифровали как «наказание за деловую активность». Он ложится дополнительным бременем на фонд оплаты труда. В итоге на рубль зарплаты предприятие выплачивает государству дополнительно 52 копейки, уничтожая тем самым свой фонд развития. ФЗ № 272, по мнению бизнес-сообщества, имеет несколько значительных ограничений. Предложено было существенно изменить некоторые статьи этого закона: убрать требование иметь штат не менее 50 человек и долю дохода от реализации IT-продуктов (услуг) не менее 90%, а также убрать получивших госаккредитацию. Также предложено было установить УСН для компаний, выбирающих объектом налогообложения доходы в размере 4-6%. Проверки необходимо устраивать только тогда, когда есть нарушения. При этом налоговая должна получать разрешение на проверку только через суд.

Нужен общественный контроль за деятельностью монополий
Третья причина — сложность подключения к сетям и тарифы. Сложность процедур, затягивание сроков, низкая прозрачность и монопольное давление на бизнес в процессе технологического присоединения. Предлагается ввести общественный контроль со стороны бизнес-объединений, например торгово-промышленных палат, за деятельностью монополий. Ввести систему контроля за правильностью подключения малого и среднего бизнеса, а также упростить договоры подсоединения. Внедренная в 2009 году Правительством РФ мера «Установление платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, в размере не более 550 рублей», по мнению участников форума, оказалась неэффективной. Масштаб использования меры значительно ограничен небольшим объемом присоединяемой мощности, потому из потенциальных бенефициаров можно исключить предприятия обрабатывающей промышленности, строительства, крупные торговые предприятия. Предлагается повысить объем мощности минимум до 100 кВт и ввести рассрочку платежа за подсоединение. Информацию об эффективности работы этой меры необходимо постоянно мониторить и вывешивать на региональных сайтах поддержки предпринимательства.
Бухучет не пригоден для оперативного управления
Четвертая причина — излишняя отчетность. Сейчас предприятие должно сдавать отчетность в налоговую инспекцию ежемесячно, ежеквартально и ежегодно. Участники форума считают, что правила бухучета не пригодны для оперативного и стратегического управления предприятием. Должна быть разработана система ведения учета, которая будет приниматься налоговой инспекцией и будет пригодна для управления предприятием. Отчеты должны сдаваться в ИФНС один раз в год. При этом у каждой фирмы должен быть свой финансовый год, который начинается с момента начала ее деятельности. Отчетность должна сдаваться посредством телекоммуникационного доступа.

Паспорта сделки» и валютный контроль изжили свое
Пятая причина – сложное таможенное и валютное регулирование. Таможенное законодательство в России ориентировано в основном на экспорт сырья. Экспортировать же высокотехнологичную продукцию и услуги крайне трудно. Требуются серьезные меры для упрощения ввоза — вывоза высокотехнологичной продукции, вплоть до создания специальных «зеленых коридоров» для инновационных компаний, чья репутация не вызывает сомнения. По мнению участников форума, банки должны принимать деньги за товары и услуги со всего мира, во всех валютах, открывая валютные счета или конвертируя деньги в валюту указанного счета автоматически. Бизнес-сообщество считает, что необходимо отменить так называемые паспорта сделки и валютный контроль, который, по сути дела. уже изжил свое.


Сеть координационных центров
Недостаточная информационная обеспеченность, неточности в законодательстве, отсутствие рыночной информации требуют создания координационных центров поддержки малого бизнеса. Необходима также помощь государства в организации сбытовых систем и проведении маркетинговых исследований. В итоге для того, чтобы оказывать большее влияние на процессы, происходящие на уровне регионов и федерального центра, участники форума решили объединить усилия деловых сообществ различных регионов и создать систему координации деятельности деловых общественных объединений восточной части России. А следующий, третий Межрегиональный форум деловых общественных объединений азиатской части России (Сибирь, Урал, Дальний Восток) решено было провести в Омске в ноябре 2011 года.


Алексей ПРОВОЗИН,
вице-президент ООСП:

— Я вел на форуме нормативно-налоговую секцию – это то, что беспокоит предпринимателей на критическом уровне. Реформа специальных налоговых режимов (ЕНВД и т. п.) давит на малый и средний бизнес: налоги во всех регионах выросли в два с половиной (!) раза. Законодательные проблемы малого и среднего бизнеса решаются, к сожалению, чрезвычайно тяжело. Поэтому и проблем накопилось много, но теперь с ними мы уже не останемся один на один. То, что встретились, это уже удача, учитывая напряженные графики работы предпринимателей. В итоге нам удалось утвердить текст проекта резолюции форума, где сформулировали наши предложения, она будет направлена в адрес законодательной власти.

Павел КРУЧИНСКИЙ,
президент ООСП:

— На мой взгляд, результаты форума можно оценить по двум составляющим.
Первая – то, что касается самого форума с точки зрения его содержательных вопросов: законодательная инициатива, инновационные подходы – все это на сегодняшний день очень актуально. По мере того как наши связи будут крепнуть, мы будем вычленять новые темы для обсуждения, новые узкие места. Сегодня – налоги, завтра — таможенные пошлины и так далее. Вторая – сам факт сбора общественных организаций таких разных регионов со своей спецификой, своим пониманием актуальных тем. Когда мы объединяемся, мы начинаем изучать опыт друг друга, это дает возможность выхода на новый уровень, возможность систематизировать и обобщать опыт друг друга, возможность планировать и реализовывать новые проекты. И это — уже третья составляющая.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/05/20/302412