Владимир ВЕРЕТЕНО, президент АТПП «Группа «ОША»: «Мы поставляем свою продукцию в 60 регионов России, в страны ближнего зарубежья и в Китай»

Дата публикации: 25 мая 2011

Завтра, 26 мая АТПП «Группа «ОША» отмечает свой 20-летний юбилей. Накануне праздника обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ встретился и побеседовал с депутатом Законодательного собрания Омской области и бессменным руководителем компании, которая начиналась практически с нуля, с небольшого сельхозпредприятия, зарегистрированного в Тарском районе, а выросла за эти годы в продовольственный холдинг, который входит в двадцатку крупнейших налогоплательщиков региона.

— Владимир Константинович, мой первый вопрос, естественно, связан с юбилеем «ОШИ». Какими итогами вы гордитесь? Что бы хотелось сделать еще?

— Прежде всего, двадцать лет – это очень большой срок. Эти двадцать лет, напомню, вместили в себя всю постсоветскую историю. Одно то, что мы работали эти два десятиления, и неплохо работали, если смогли создать холдинг из 9 подразделений, где трудятся сегодня почти 2 тысячи человек, холдинг с внутризамкнутым производственным циклом от выращивания зерна до реализации готовой продукции – уже говорит о многом.

Меня радует, что мы мобильны, постоянно развиваемся, прислушиваясь к рынку, внедряем новые процессы, дружим с наукой, все наши технологии производства спирта и водок разрабатывал ВНИИ пищевых биотехнологий, мы вовремя перестраиваемся, обновляем оборудование, у нас активная жизненная позиция, мы занимаем существенное место в экономике региона, мы востребованы и нужны. Чтобы добиться такого результата потребовалось, конечно, много времени. Зато другой такой компании, как наша, в Омске больше нет. Да и во всей стране таких компаний считанные единицы.

Радует, что у нас социальная политика всегда была тесно переплетена с экономической политикой. За последние десять лет только на поддержку социальных и благотворительных проектов наша компания отдала 70 млн рублей. Мы поощряем студентов, оказываем спонсорскую помощь людям и общественным организациям, активно участвуем в спортивной жизни области. С 1994 года «ОША» является официальным спонсором Сибирского международного марафона, ежегодно проводит мемориальные общегородские турниры по мини-футболу и теннису памяти Александра ВЕРЕТЕНО.

Радует и то, что юбилей мы встречаем запуском нового цеха на спиртзаводе, на котором будем перерабатывать отходы спиртового производства – барду, сухая барда является высокобелковой и очень ценной кормовой добавкой и используется в процессе приготовления комбикормов для птицеводства и животноводства. Раньше мы производили сухую барду только для себя в объеме 60 тонн в месяц, а теперь будем производить порядка 700-750 тонн. Хватит и для собственных нужд, и для реализации. Кстати, на новом производстве будет использоваться совершенно новая для России технология. Во всей стране таких производств пока считанные единицы. По моей информации, наш цех стал четвертым.

— Какие были инвестиции в новый цех?

— Инвестиции весьма значительные. Только заемных средств мы потратили на этот проект более 70 млн рублей, плюс еще наши собственные деньги, которые пока даже трудно подсчитать точно.

— Насколько я понимаю, производство сухой барды – это еще один шаг к безотходному производству спирта?

— Совершенно верно. С запуском этого цеха производство спирта становится безотходным более чем на 90%. Для полной безотходности нужно еще освоить процессы выделения из спиртовой барды дрожжей и витаминной части. В Европе и в Китае, кстати, очень большой процент доходов спиртовые заводы получают именно от переработки спиртовой барды. Во-первых, кормовая добавка – это безакцизный продукт. Во-вторых, она пользуется устойчивым спросом у производителей комбикормов.

— Спиртзавод работает на полную мощность?

— Загрузка у завода более чем полная. Сейчас мы производим 3 тысяч дал спирта в сутки, а после завершения реконструкции спиртового производства будем производить в два раза больше – до 6 тысяч дал. Новое оборудование уже частично установлено, осталось сделать еще одно бродильное отделение.

— Кто у вас самый крупный покупатель спирта?

— Новосибирское ЗАО «Сибирский ЛВЗ» группы компаний «Русский алкоголь». Это предприятие ежемесячно покупает у нас от 30 до 50 тысяч дал. Большие объемы приобретает по-прежнему ООО «Ишимский винно-водочный завод».

— Что будете модернизировать после спиртзавода? Или по остальным вашим предприятиям резервы еще есть?

— На ликероводочном заводе мощностей пока хватает. Пивное производство мы уже расширили в этом году – смонтировали установку, которая позволит увеличить объемы до 50%. А вообще у нас приоритет сместился в сторону сельскохозяйственного производства. Мы динамично растем в производстве куриного яйца, свинины, зерна. В прошлом году обрабатывали порядка 24 тысяч гектаров земли, собрали 30 тысяч тонн, около 10 центнеров с гектара, что весьма неплохо для засушливого года. Правда, зерна все равно не хватило. Нам нужно порядка 60 тысяч тонн в год, и в этом году мы расширили посевные площади, засеяли уже 40 тысяч гектаров. Для понимания – это практически треть всех пахотных земель Русско-Полянского района. Продолжаем закупать и современную высокоэффективную посевную и уборочную технику. Надеемся, что все же будем получать, используя передовые технологии, урожайность не менее 15 центнеров с гектара, и тогда надеюсь, нам хватит собственного зерна для производства спирта и комбикормов, для птицеводства и свиноводства.

— А что с крепкой алкогольной продукцией? Я слышал, что «ОША» делает ребрендинг своей премиальной марки «Монархия». Это так?

— Ребрендингом «Монархии» мы действительно занимаемся, причем уже больше года. Проект получается достаточно дорогим, порядка 30 млн рублей на него нужно, и быстро, сами понимаете, такую работу не сделаешь.

— Бутылку в Омске будете заказывать?

— Да, бутылку по нашему заказу будет производить Омский стекольный завод. Правда, формокомплекты пришлось заказывать в Германии. И колпачок будем закупать в Германии и Италии.

— Когда можно будет увидеть новую «Монархию»?

— Продажи планируется начать в августе этого года.

— Насколько я помню, раньше «Монархия» поставлялась в десятки регионов. А сейчас?

— Сейчас мы работает с 60 регионами. Поставляем туда и «Монархию», и слабоалкогольную продукцию, и свое пиво. Но продвижение новой «Монархии» будет немного другим. Мы приняли решение не распыляться. Для начала возьмем несколько основных регионов, не более десяти, и начнем там продажи с хорошей маркетинговой поддержкой. А когда получим положительную реакцию в первых регионах, будем постепенно расширять географию продаж.

— У вас же раньше был большой ассортиментный портфель недорогого крепкого алкоголя…

— Мы недорогую водку и сейчас производим, но уже не в таких количествах, конечно. Сейчас 70% в общем объеме производства – это «Монархия». Проблема в том, что в сегменте недорогой водки всем легальным российским ЛВЗ трудно конкурировать с производителями из Северного Кавказа. У легальной продукции отпускная цена с завода никак не может быть меньше 70 рублей. Кабардинскую водку продают оптом по 40-45 рублей. А на полках магазинов она стоит по той же цене, как и наша – 89 рублей. На вопрос, какую продукцию предпочтет закупать продавец, ответ, я думаю, очевиден.

— Сколько пива производит сегодня «ОША»? Я, кстати, давно не вижу в магазинах пива марки «Золотая бочка», которое вы выпускали по контракту с «САБ Миллер». Уже расторгли договор?

— Пива мы производим порядка 200 тысяч дал ежемесячно. От чужих брендов отказались полностью. Из собственных марок оставили «Бизон», «Белый ястреб», «Черный ястреб». В основном же разливаем «народные» марки – «Жигулевское», «Чешское», «Бархатное». Это те самые сорта, которые все помнят еще со времен Советского Союза. Мы сегодня не гонимся за брендами. Наша задача – загрузить пивное производство по максимуму.

— Я помню как на 15-летие «ОШИ» вам подарили глобус, чтобы он помогал ориентироваться на зарубежных рынках? Поставляет сейчас «ОША» свою продукцию в зарубежные страны?

— Конечно. Мы работаем с Казахстаном, Арменией, Азербайджаном, Грузией, Таджикистаном, Киргизией, Эстонией, Латвией. В этом году начались поставки нашей продукции и в Китай.

— Чем Китай заинтересовался?

— «Монархией». Им наша водка нравится, она им интересна, и мы в этом году уже 10 тысяч дал отгрузили.

— За свою двадцатилетнюю историю «Оша» пережила как минимум два больших кризиса…

— Три кризиса, если быть точным – в 1998 году, в 2002 году и 2008 году.

— Последствия кризиса 2008 года тяжело преодолевали?

— Да, тяжело. Пришлось напрячься. И поскризисный синдром еще не до конца преодолели. Хотя, как я считаю, последний кризис был во многом искусственным. Очень многие предприятия сошли в 2008-2009 годах «с дистанции» только из-за небрежного отношения властей к собственной экономике. Если бы предприятием вовремя была оказана банковская поддержка, отрегулированы налоговые процессы, то удар по реальному сектору был не таким сильным. Нам удалось преодолеть этот сложный период только потому, что мы вели очень гибкую политику, смогли найти общий язык со своими партнерами-дистрибьюторами, собрать вокруг себя крепкое ядро из основных поставщиков, с которыми работали практически на доверии. Но было тяжело, конечно. В отдельные моменты дебиторская задолженность доходила до 700 млн рублей.

— Никаких изменений в структуре холдинга не предполагается?

— Тот формат, который есть, он на сегодняшний день оптимален. Не думаю, что нам потребуются в ближайшее время какие-то изменения. Перед нами стоят другие задачи – дальнейшее расширение нашего присутствия на региональных рынках.

— Вы еще не все основные регионы охватили?

— На Юге России остались белые пятна – Поволжье, Астрахань. И на Кавказе еще наша продукция не представлена. Так что у нас еще есть пространство для роста.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/05/20/334495