В секциях межрегионального форума бизнес-объединений обсуждались вопросы, связанные с изменением налогового законодательства в Российской Федерации, развитием инновационного предпринимательства, межрегиональным взаимодействием в реализации инвестиционных проектов. Особо оживленная дискуссия развернулась по поводу реализации предпринимательских проектов и практики применения энергоэффективных технологий в сфере ЖКХ. Участники форума озабочены пассивностью представителей исполнительной власти на местах, при том что вопрос реализации инновационных предпринимательских проектов в сфере ЖКХ остро поставлен президентом РФ. Причинами пассивности, по мнению бизнесменов, являются: критическая изношенность технических систем ЖКХ и недостаточность инвестиций в них; в крайней степени выраженная информационная закрытость и неэффективность коммунальных монополий; фактическое отсутствие процедур и институтов решения проблем в данной области; высокие риски конфликтов и рост социальной напряженности; четко обозначенный обществом социальный заказ, но отсутствие при этом в полном объеме средств бюджетов всех уровней по данной статье.
Участники форума считают, что в сложившейся ситуации привлечение предпринимательских капиталов и поддержка соответствующих инициатив могли бы служить действенными мерами в деле реформирования ЖКХ при условии учета мнения населения. Особенный интерес представлял региональный опыт решения проблем и возможность его тиражирования на другие регионы. По итогам всего Форума была составлена резолюция и направлена в различные органы власти: Президенту России Дмитрию МЕДВЕДЕВУ, Правительству РФ, Госдуме РФ, а также губернаторам субъектов РФ, чьи представители участвовали в форуме, председателям Законодательных собраний, руководителям муниципальных и представительных органов власти городов.
Предприниматели выработали ряд предложений в сфере ЖКХ и включили их в резолюцию Форума:
1. Обратить внимание представительных и исполнительных органов муниципальных образований на неоправданно большой разброс тарифов на услуги ЖКХ между управляющими компаниями.
2. Обратить внимание на неоправданно высокое на сегодня количество ТСЖ как на схему, упрощающую получение муниципальным образованием федеральных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов в рамках № 185 – ФЗ.
3. Обратить внимание УФС Роспотребнадзора по Омскому, Алтайскому, Новосибирскому и Томскому регионам РФ на некачественные услуги ряда управляющих компаний как на пример недобросовестной конкуренции с участниками рынка, соблюдающими ГОСТ.
4. Обратить особое внимание ФАС РФ на проблему формирования тарифов монополистов-поставщиков коммунальных услуг, требовать от ФАС РФ рекомендаций, выработанных с учетом действующего законодательства РФ, активно взаимодействовать с ФАС РФ в обеспечении конкурентоспособности рынка коммунальных услуг.
5. Обратить внимание Прокуратуры РФ на проверку законности практики регулярного банкротства управляющих компаний в ЖКХ – регулярная смена учредителями УК юридических лиц при фактическом сохранении контроля за обслуживаемым жилым фондом.
6. Обратить внимание ФАС РФ, а также соответствующих региональных законодательных и муниципальных представительных органов власти на проблему формирования тарифов на ЖКХ по причине роста последних темпами, значительно опережающими инфляцию.
7. Обратить внимание региональных советов ректоров на проблему отсутствия как кафедр в вузах по специальности «Управление в ЖКХ», так и курсов повышения квалификации по данной профессии.
8. Выработать в среде участников форума или привлечь на внешнем рынке методики подготовки профессиональных кадров в сфере ЖКХ.
9. Вырабатывать и продолжать совершенствовать технологии вовлечения активной части населения в сферу управления ЖКХ, обеспечивать постоянный обмен информацией по данной проблематике между участниками Форума.
10. Участникам форума обратить внимание на опыт коллег из других регионов в деле повышения эффективности управления ЖКХ.
11. Провести исследование и обмен эффективными моделями работы в сфере ЖКХ в среде участников форума. Особое внимание уделить управлению жилым фондом и тарификации услуг ЖКХ (в том числе с использованием информационных технологий). Участникам форума активизировать использование электронно-информационных технологий в сфере ЖКХ (электронные базы данных, электронные базы внешнего юридически значимого документооборота и электронные системы товарного рынка), учитывая успешный омский и томский опыт их применения.
Региональный опыт решения проблем в ЖКХ
Проблемы
Представители Красноярска назвали:
• большой разброс тарифов на услуги ЖКХ управляющих компаний;
• в процессе конкуренции управляющие компании дублируют друг друга в выставлении счетов;
• поставщики услуг незаконно довыставляют счета населению;
• большое число фиктивных ТСЖ, чтобы город смог попасть под действие ФЗ РФ № 185 по выплате федеральных средств на капитальный ремонт;
• некачественные услуги управляющих компаний;
• монополизм поставщиков коммунальных услуг;
• ограниченная платежеспособность населения;
• банкротство управляющих компаний из-за неплатежей;
• неясны источники проблем и ответственные за их решение.
Томичи:
• разнонаправленность интересов управляющих компаний и собственников жилья (цель управляющей компании – получение прибыли, цель собственника – содержание дома);
• тарифы на ЖКХ не привязаны к инфляции, растут быстрее;
• неэффективное использование средств собственников жилья управляющими компаниями (для сравнения, потери средств: управляющая компания — до 80%, ТСЖ – около 20 %, прямое управление – около 10%).
Омичи:
• в соответствии с законодательством собственником многоквартирного дома может быть только ТСЖ, в противном случае многоквартирный дом считается бесхозным (за исключением домов с прямым управлением, где собственник дома без образования юридического лица осуществляет самоуправление домом);
• отсутствие курсов повышения квалификации, кафедр в вузах по специальности «Управление в ЖКХ»;
• отсутствие профессиональных кадров в сфере ЖКХ.
Пути решения
Красноярск предложил: развивать рыночные отношения, внедрять технологии ресурсосбережения, повышать активность населения в управлении многоквартирными домами. Томск: переводить малоквартирные дома с обслуживания управляющих компаний на прямое управление собственников жилья. Омск: обучать собственников жилья самоуправлению; принять официальную политику прямого управления и организации ТСЖ в многоквартирных домах, оставить управляющим компаниям рынок услуг, но не функцию управления домами; организовать объединение собственников жилья для активизации самоуправления и самообучения собственников квартир.
Конкретные модели
В Красноярске разработана и проходит опытную эксплуатацию в городах Кольцово, Бердске и Куйбышеве электронная база данных, собственником которой является ООО «Прагматик» (г. Красноярск, разработчик – Александр ГРЯЗНОВ). Суть: Сбор всей информации об услугах и ценах на рынке ЖКХ, платежах и задолженностях плательщиков. Электронная база данных ЖКХ управляется администрацией города, к базе планируется подключить всех участников рынка ЖКХ (управляющие компании, обслуживающие организации, общественные приборы учета и т. д.).
Недостатки данной модели, выявленные в ходе обсуждения:
• принудительная форма сбора информации не обеспечит подключение всех участников;
• информация о задолженности может служить основой для развития рэкета;
• система не обеспечит достоверный сбор информации;
• система не обеспечивает удостоверение личности, которая вносит информацию в эту систему;
• существует риск нарушения законодательства о защите персональных данных;
• не проработана организационно-правовая часть системы, предполагается административное управление системой без учета интересов участников рынка ЖКХ;
• система не предполагает общественного контроля системы, что не обеспечивает доверия к ней;
• избыточный сбор информации о задолженности и показателях общественных приборов учета, так как это информация для двусторонних отношений.
Вывод: такая электронная база данных требует существенной доработки с учетом высказанных замечаний.
Томск представил модель непосредственного управления многоквартирными домами.
Суть: Собственники квартир напрямую платят коммунальные услуги, а управление жилищным фондом осуществляют самостоятельно через старших по домам и кассира, которые в свою очередь пользуются услугами аутсорсинга по управлению многоквартирным жильем некоммерческой организации. Некоммерческое партнерство, созданное Александром ОСТРОУШКО, осуществляет услуги по консалтингу, обучению, паспортному обслуживанию, расчетному обслуживанию, предоставляет базу данных поставщиков услуг.
Недостатки:
• Модель самоуправления замкнута на одном человеке.
• Модель имеет ограничения для многоквартирных домов, где число квартир в доме более 100.
• Модель не может быть использована для организации самоуправления на всей территории города.
Вывод: модель требует доработки, в частности, введения старших по домам в члены некоммерческого партнерства на условиях членства.
Омск представил модель эффективного управления многоквартирным жильем на уровне отдельного дома, административного округа, города со схемой взаимодействия с депутатами городского Совета на базе ТСЖ и закона о некоммерческих организациях. Разработчики — Эдуард ФОМИН и Юлия ФОМИНА. Суть: Собственники квартир организуют ТСЖ и на его основе осуществляют самоуправление многоквартирным домом. Для решения проблем и вопросов, не входящих в компетенцию дома, ТСЖ могут объединиться в некоммерческое партнрство: организовать консалтинг, обучение специалистов, создать интернет-представительство, лоббировать свои интересы перед депутатами и т. д. Для решения вопросов городского уровня некоммерческие партнерства округов могут объединиться в Союз некоммерческих объединений собственников жилья, которое сможет выпускать свое СМИ, лоббировать своих кандидатов в депутаты городского Совета, заключать договоры со своими депутатами по защите интересов собственников жилья.
Недостатки:
• Модель имеет ограничение для многоквартирных домов, площадь которых менее 2000 квадратных метров (в этом случае ТСЖ становится неэффективным).
Вывод: В случае совмещения омской и томской моделей это ограничение снимается. Участники форума рекомендовали Эдуарду ФОМИНУ детально исследовать томскую модель самоорганизации собственников жилья, чтобы создать более эффективную систему управления жильем, которую потом можно будет внедрить и в других регионах.