В конце мая Омск посетил президент группы компаний «Радио Сибирь» (г. Томск), академик Российской Академии Радио Константин ЗАРЕМБО. О том, как складывается ситуация на российском и омском радиорынке и о новых тенденциях в радиовещании Константин ЗАРЕМБО, а также генеральный директор «Радио Сибирь. Омск» Константин СИМАКОВ рассказали в интервью корреспонденту «КВ» Алексею ПАНТЕЛЕЕВУ.
— Какое место ваша компания как медиаигрок занимает в России? Чем вы отличаетесь от остальных радиостанций?
— К. ЗАРЕМБО. В целом охват аудитории нашей группы компаний по России – около 4,5 млн человек. Недавно на очередном заседании Федеральной конкурсной комиссии «Радио Сибирь» выиграло право на вещание в городе Улан-Удэ. Для нас это будет уже восьмая по счету станция в России, не считая маленьких городов. То есть мы — компания федерального масштаба. По итогам 2003 года «Радио Сибирь» была признана лучшей российской радиостанцией. Но, как и везде, на новой радиостанции в Улан-Удэ запланировано местное программирование, и это наша важнейшая отличительная особенность. Вся информация будет добываться местными журналистами, в эфире будут работать местные ди-джеи. Только музыкальное программирование будет производиться в Томске. Стратегия развития нашей сети — создание всесибирской радиостанции. Поэтому в наших планах выведение новых радиостанций в Новосибирске, Красноярске, Барнауле и Иркутске.
— А как медиахолдинг «Радио Сибирь» представлен в Омске?
— К. СИМАКОВ. В омском эфире «Радио Сибирь» зазвучало 4 сентября 2004 года на частоте 103,9 Fm. За основу для нашего филиала был взят формат вещания «Радио Сибирь» в Томске. ООО «Музыка и кино-Сибирь» (г. Омск) входит в состав группы компаний «Радио Сибирь», и кроме вещания «Радио Сибирь» мы являемся ретранслятором второго медиапродукта — «Радио Дача». В Омске «Радио Дача» начало свое вещание на частоте 101,0 МГц и работает примерно полтора года. Но за это время мы быстро добились большой популярности у радиослушателей и по сей день удерживаем высокие рейтинги. Это даже можно назвать феноменом «Радио Дача».
— Как оцениваются рейтинги популярности и каким образом «Радио Дача» вышло на лидерские позиции по уровню востребованности среди омской аудитории?
— К. СИМАКОВ. В 2010 году показатели вещания «Радио Дача» в независимом исследовании Radio index оценила компания TNS Gallup Media. В итоге можно сказать, что с экономической точки зрения мы обладаем очень ценной аудиторией. Если говорить о конкретных цифрах, то можно смело заявить, что нас слушает каждый пятый среднеобеспеченный житель города, более того, четверть обеспеченных омичей слушают «Радио Дача»! Мы были приятно удивлены такими показателями, ведь в Омске помимо нас вещает еще 16 радиостанций. В сутки «Радио Дача» слушают более 230 тысяч человек. Это самые высокие показатели.
В короткий срок мы обошли старых лидеров, и феномен в том, что «Радио Дача» предназначено именно для аудитории города Омска, видимо, потому, что его формат как никакой другой пришелся по душе омичам.
— К. ЗАРЕМБО. Неплохие показатели у «Радио Дача» и в целом по России. В этом случае удачно совпали формат радиовещания и структура населения, плюс удачное название – дача была, наверное, в каждой российской семье. Это оказалось близко к душе россиянина, простого человека, который любит хорошую добрую музыку. Музыкальный эфир «дачной» радиостанции заполнен эстрадными композициями 80-90-х годов и хитовыми новинками поп-музыки. Это лучшие образцы советской и российской эстрады. Подобный репертуар как нельзя лучше подходит для приятного легкого времяпрепровождения. Это настроение тепла, душевности, атмосфера домашнего уюта, радость общения с близкими, уверенность в себе и завтрашнем дне. Кроме того, старшее поколение слушателей более стабильное и лояльное, и эту аудиторию проще удержать. У молодежных радиостанций наблюдается постоянное изменение аудитории, кто-то уходит в Интернет, кто-то начинает слушать другую музыку и так далее.
— Если вы считаетесь лидером рынка, то, наверное, можете диктовать конкурентам свои условия, например, устанавливать цены на размещение рекламы в радиоэфире?
— К. СИМАКОВ. В том то и дело, что нет. В Омске почему-то сложились иные принципы работы на рынке радиовещания. Но ООО «Музыка и кино-Сибирь» – это медиаигрок, который претендует на определенную долю омского рынка. Для этого у него есть и амбиции, и все основания, а также эффективная команда менеджеров. Думаю, что мы сдвинем ситуацию с мертвой точки.
В настоящий момент цена рекламы не совсем адекватна. Участники рынка показывают демпинг и диктуют ценник, политику скидок, и все остальные компании вынуждены под это подстраивается. Мы же говорим о том, что цена за секунду рекламы у нас подкреплена реальными показателями и числом контактов с аудиторией. Но при этом завышать прайс, чтобы потом торговать скидками, – это не наша политика.
— В свое время радиостанция «Радио Сибирь» также занимала лидирующие позиции. Как вы пережили кризис и как он проходил для вас по сравнению с другими регионами?
— К. ЗАРЕМБО. Начну с того, что омский рынок до прихода «Радио Сибирь» был достаточно тяжелым. Существовал явный монополист, и я считаю, что он задерживал развитие радиостанций. С нашим приходом цены на радиорекламу возросли. Конкуренция – это всегда положительно, и омский рынок стал прогрессировать. Потом случился кризис и произошел небольшой спад, но по сравнению с другими городами Сибири не такой существенный. Сейчас налицо снова подъем медиарынка. Появляются новые станции, которые заставляют работать над собой.
— К. СИМАКОВ. Для нашей компании «Музыка и кино-Сибирь» кризис обозначил новый этап развития, в хорошем смысле этого слова. Был предпринят ряд мер и одним из таких антикризисных инструментов был ввод нового продукта – «Радио Дача». В этом смысле мы только приобрели. Что же касается «Радио Сибирь», то оно в денежном эквиваленте потеряло не больше остальных игроков на радиорынке. Но благодаря своей гибкости и мобильности «Радио Сибирь» сохранило самое дорогое, что есть у любой радиостанции, – свою аудиторию.
— К. ЗАРЕМБО. Добавлю, что на смену местным радиостанциям приходят федералы, которые навязывают свой унифицированный продукт. «Радио Сибирь» же остается единственной радиостанций, которая шагает не из Москвы, а из Сибири. Мы являемся собственниками и сами создаем свой медиапродукт. Все другие сети построены по принципу ретрансляции, они только продают чужой контент, все условия и программы им диктуют из Москвы. В плане творческого и интеллектуального развития свою модель мы видим для себя более привлекательной. Мы смогли построить собственную медиаплощадку, свое средство массовой информации, которое будет востребовано и будет расширяться для общения с городом. Мы ближе и роднее, за окном у нас – та же погода, те же события, те же люди.
— К. СИМАКОВ. Еще одна уникальная особенность «Радио Сибирь» в Омске – он-лайн вещание, и слушатели могут слушать нас в Интернете 24 часа в сутки. При этом в сети у радиостанции также уникальный контент в каждом городе. Другие радиостанции, опять же, могут предложить лишь ретрансляцию. Статистика он-лайн вещания обновляется круглосуточно и дает точное количество слушателей в любое время, а против этого уже поспорить нельзя. Мы считаем стартап интернет-вещания этого проекта в Омске в августе прошлого года успешным, и это доказывает статистика посещений. Мы увидели, что нас слушают по всему миру. Также каждый месяц мы фиксируем пользователей, подключившихся к радиопотоку из Казахстана, Латвии, Литвы, Польши, Эстонии, Украины, Белоруссии, США, даже Япония слушает. Показатели по этому ресурсу постоянно растут в связи с активным продвижением радиостанции в эфире и интернет-пространстве.
То есть мы имеем мощный ресурс для успешного будущего — более гибкий продукт, позволяющий удовлетворять потребности омичей и подстраиваться под веяния времени.
В нашей стране ситуация меняется порой резко и непредсказуемо, и лишь возможность к оперативным изменениям дает перспективы на будущее. Бизнесмены меня поймут, а «Радио Сибирь» — это как раз один из тех продуктов, который обладает такой уникальной возможностью.
В итоге на сегодняшний день у нас есть два взаимодополняющих друг друга продукта, и при такой интеграции мы имеем все основания полагать, что наша компания будет динамично увеличивать свою долю на омском радиорынке.