Двадцатого мая 112 профессоров, доцентов и лаборантов из восьми городов Россиинаправили открытое письмо президенту страны Дмитрию МЕДВЕДЕВУ. Одним из инициаторов письма выступил доцент Омского института водного транспорта Олег КУРНЯВКО.
Профессиональное сообщество жалуется на недостаточное финансирование учебного процесса и низкую оплату труда, «которая побуждает преподавателей заниматься бесполезной деятельностью в ущерб учебной и научной работе». Но главное — у них нет возможности повлиять на чиновников, чьи указы противоречат представлениям работников вузов о смысле и целях высшего образования.
В письме описаны первые шаги к созданию механизма контроля: проведение экспертной оценки ныне действующей системы образования, формирование наблюдательного совета, проведение открытых всероссийских собраний.
— Учитывая возможности on-line технологий, не будет большой проблемой раз в год собрать в каждом вузе всех преподавателей, заслушать в прямом эфире отчет министра и выставить оценку его работе. Совокупная оценка по всем вузам должна дать ответ на вопрос об удовлетворительности работы министра и его ведомства, — считает доцент Олег КУРНЯВКО. — Важно в ближайшее время провести первое открытое всероссийское собрание профессорско-преподавательского состава вузов России, дать оценку деятельности Минобрнауки и собственно г-на ФУРСЕНКО и определиться с тем, как должна развиваться отечественная система образования. Озабоченность преподавателей понятна: министерство образования под управлением Андрея ФУРСЕНКО в сентябре 2011 года собирается ввести федеральные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС III). По мнению подписавшихся, они являются «набором непроверенных педагогических гипотез» и допускают к высшему образованию тех, кто не готов к полноценной учебе.
Кроме того, насильственно вводится чуждая традициям российской высшей школы двухуровневая система образования, о которой первоначально говорили лишь как о разумной альтернативе специалитету на некоторых специальностях. Тем не менее Андрей ФУРСЕНКО в начале этой весны заявил о массовом переходе российских вузов к разделению студентов на бакалавров и магистров в 2011 году.
? Переход на бакалавриат — это конец инженерной подготовке, — уверен заведующий кафедрой «Машины и аппараты химических производств» ОмГТУ профессор Вячеслав КАЛЕКИН, подписавшийся под письмом президенту. — Может быть, есть шанс подготовить таким образом экономиста или юриста, но зачем же лезть в технику? У нас все отлажено со времен Ивана Грозного, и мы всегда давали качественное образование. С первого курса велась подготовка именно инженера. Теперь же никто не уверен — кого мы выпустим в итоге. Профессионалов своего дела заставляют подстраиваться под нелепые нововведения в погоне за Западом, не оставляя выбора. Я считаю, что все еще можно исправить, если сохранить специалитет. А вот ФУРСЕНКО как раз давно пора гнать из министерства.
Сбор подписей в Интернете продолжается.
Ирина БОРОДЯНСКАЯ