СибАДИ как Азиатский университет

Дата публикации: 15 июня 2011

Вузов все больше и больше. Такое ощущение, что там ждут каждого выпускника российской школы плюс, сколько удастся, из СНГ. Но востребованы ли обладатели этих дипломов на рынке? Есть ли на них спрос, или их ждет грустная тропинка на биржу труда?
В пятницу в СибАДИ состоялась очередная презентация кандидатов на пост ректора. 17 июня эти выборы состоятся. Претендуют три серьезных человека, все трое – доктора наук, у каждого за плечами внушающий уважение опыт преподавательской, научной и административной деятельности. Новый ректор – новый курс. Насколько он будет близок тому, что действительно необходимо производству, что нужно сегодня стране?
Мнения
Юзеф МОСЕНКИС, председатель правления СРО НП «Межрегиональный союз проектировщиков и архитекторов Сибири»:
— Строительные вузы сегодня готовят сырых проектировщиков. Каждый год они защищают курсовую работу по тому или иному проекту, и в этом хоть чуть-чуть разбираются. Практики на строительных объектах у них за пять лет обучения набирается от силы месяц. Поэтому строителями как таковыми они становятся лет через 5-10 после окончания вуза.

Владислав МАЦЕЛЕВИЧ, президент совета СРО НП «Первая гильдия строителей»:
— На мой взгляд, у нас сегодня слишком много людей пытается получить высшее образование. Далеко не всем оно по плечу. На выходе мы получаем нечто невразумительное, но с дипломом. Ни он этой профессии не нужен, ни она ему не нужна – ну, не может он ею овладеть.
Это – в общем. Что же касается строительных вузов, в том числе СибАДИ, то они чрезмерно увлечены теоретизированием. Производству же нужны подготовленные практики, со свежим взглядом, с азартом, с куражом. Этого – нет.
Евгений ФЕДЯНИН, начальник СМУ-5 НПО «Мостовик»:
— «Мостовик», как и любая серьезная фирма, исповедует вдумчивую кадровую политику. Мы присматриваемся к студентам СибАДИ начиная со второго курса. Лучших приглашаем на практику. Приглядываемся и к тем, кто приезжает к нам в составе студенческих строительных отрядов. А затем уже ведем будущего молодого специалиста до самого выпуска, предлагая ему заманчивое место работы. Хочется пожелать успехов и остальным выпускникам. Но мы работаем только с лучшими. Таков стиль НПО «Мостовик»: ставка на талантливую молодежь.

Три кандидата, три программы. За правильными словами не слышно готовности понять биение современного пульса жизни за стенами вуза. Итак, на пост ректора претендовало семеро. Министерство образования выбрало троих. Однако программа одного из отвергнутых, на наш взгляд, заслуживает повышенного внимания со стороны будущего ректора. Это программа Петра КАЗАКОВА, кандидата архитектуры. Так сложилось, что его подход был известен общественности задолго до выборов нового ректора (см. газету «Новое омское слово» № 51 за 28.12.2010)

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СибАДИ
(Основные тезисы)

1. СТРАТЕГИЯ
Основной проблемой высшего образования в настоящее время является разрыв между стандартами подготовки специалистов высшего звена и реальным рынком труда, на изменения которого заблаговременно не могут и не умеют реагировать ориентированные по инерции на работу в советских, а не рыночных условиях высшие учебные заведения страны.
Сегодняшняя степень самостоятельности и свободы, предоставленная со стороны государства, коммерциализация образовательных услуг без опробованных на практике «организационных инструментов» приводит к деградации сознания профессорско-преподавательского состава и формирует логику выживания, разрушая профессионализм и меняя приоритеты с качества преподавания и подготовки специалистов на сохранение своих мест и получение денег любой ценой.
В советское время, когда заказчиком на образовательные услуги выступали отраслевые министерства, а их качество в той или иной степени регулировало Министерство высшего образования на основании обратной связи с предприятиями через эти же министерства, главная задача вузов была сконцентрирована на подготовке специалистов в соответствии с образовательными программами, спущенными свыше. Баланс приоритетов «студенты – преподаватели – источники финансирования» формировался на уровне Министерства высшего образования РСФСР. В современных условиях, когда субъектом инициативы и активности является вуз, восстановление этого баланса – задача будущего руководства СибАДИ. А вот своеобразную функцию заказчика на образовательные услуги в ситуации предстоящих изменений могут выполнять долгосрочные региональные, федеральные и мировые тренды. Главное здесь – это их правильное выделение, чтобы было возможным создание новых специальностей, которые через цикл обучения будут востребованы на рынке труда. Тогда поток абитуриентов будет всегда наполнен и вуз сможет существовать как самостоятельное учебное заведение. Для того чтобы обеспечить его работоспособность в современных рыночных условиях, руководству вуза придется совместно с будущими потребителями его услуг – крупными бизнес-компаниями и предприятиями, профессиональными и общественными объединениями делового сообщества — формировать опережающие образовательные стандарты, на основе которых разрабатывать соответствующие им учебные программы, под них комплектовать необходимый состав профессорско-преподавательского корпуса, имеющего опыт практической деятельности, и заниматься созданием новых источников финансирования. Последняя функция является нехарактерной для деятельности вуза, но ее тоже придется осваивать и создавать под все вышеперечисленное необходимую инфраструктуру. Все это – цена самостоятельности в современных рыночных условиях.
Кроме того, необходимо будет переорганизовать работу учебного заведения, введя три параллельных процесса: подготовку специалистов, востребованных в настоящее время, создание новых специальностей на основе выделенных трендов и утилизацию образовательных услуг, не имеющих спроса на рынке труда. Такая логика действий позволит решить основную проблему современности – обеспечить разумное соотношение между функционированием и развитием.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Выделение трех основных мировых трендов — захват Китаем лидерства экономического развития, дестабилизация международных логистических потоков, вызванных действиями НАТО в Северной Африке и на Арабском Востоке, а также «формирование» неконтролируемых миграционных потоков, с которыми уже практически столкнулась Европа и может столкнуться Россия в зависимости от развития событий в Японии, в совокупности с двумя федеральными трендами — процессом модернизации экономики и освоения Арктики в контексте специфики СибАДИ, уже дают основания для возможности плановых изменений. Если же их дополнить региональным трендом — инвестиционно-кластерным подходом развития территории, который требует особого внимания к созданию современной экономической и материальной инфраструктуры региона, то реорганизации СибАДИ в Азиатский университет транспорта, инфраструктуры и жилых поселений становится необходимым замыкающим элементом для придания осмысленности и логичности действиям нового руководства СибАДИ в рамках предложенной стратегии.

Программу подготовил: КАЗАКОВ П.Н. (консультант – ГАНЧАРУК С.Н.), 25 мая 2011 года.

Дело вуза – связать между собой специалистов разной направленности и создать качественно новый продукт
Мы попросили Петра Николаевича КАЗАКОВА прокомментировать основные положения его программы
— Российские вузы сейчас оказались в ситуации рыбы, выброшенной на берег. Среда поменялась, а средства и методы остались старыми, то есть понимание, для кого мы готовим специалистов, кому это нужно, пока явно ограниченно. При этом еще и распределение государство отменило.
Если нет распределения, значит, вуз должен сам думать, что сегодня нужно рынку, каковы основные тенденции и тренды. Мировой экономический кризис затронул всех, строительство встало, упал и набор на строительные специальности. И в то же время Европа столкнулась с такими катаклизмами, как неуправляемые миграционные потоки. Неконтролируемые потоки могут хлынуть в Россию с Востока. Как сказал президент, если к нам поедут японцы, давайте дадим им высокотехнологичное предприятие и будем использовать их на благо России.
Когда мы сможем научиться создавать поселения нового типа, где жители будут жить в логике самости – самостоятельности, самодеятельности, самоорганизации, то Россия будет подготовлена к такого рода вызовам. В связи с развитием Китая возрос его интерес к Северному морскому пути как к новому логистическому коридору мировой экономики. Почему этим не заняться СибАДИ — как транспортному вузу? Здесь мы можем использовать опыт России в освоении Арктики. У России есть и другие яркие решения в сфере транспорта: Транссиб, КВЖД. Опыт Харбина как самоорганизации русского населения вдали от метрополии можно зеркально использовать для организации китайских поселений внутри России.
В прошлом году недобрали 200 студентов, планируемых по коммерческому набору, и нас сразу стало лихорадить. Таковы реалии: вуз сегодня должен научиться зарабатывать сам, и не только за счет коммерциализации образования.
За счет чего можно поднять качество образовательного процесса? Нужно учиться осваивать опыт Запада: появилась проблема — находится спонсор и на неделю-другую из разных вузов съезжаются преподаватели, аспиранты, студенты самых разных специальностей. Мозговой штурм, коллоквиум, семинар – не важно, как это называется, главное, что на выходе есть ряд предложений, подчас неожиданных, с которыми можно работать дальше. Главное здесь – принцип межвузовского общения. Этот принцип мы попробовали использовать в Омске в качестве летней архитектурной школы, когда уже дважды собирали в Прииртышье студентов архитектурных факультетов из разных городов и ставили перед ними конкретные задачи, в том числе и разработку поселений нового типа.
И именно в летней архитектурной школе была создана интернет-лаборатория по дизайну автомобиля. Есть первые, довольно интересные студенческие наработки. Дело вуза – связать между собой специалистов разной направленности и создать качественно новый продукт, который никто, кроме него как интегратора, создать пока не может. А если к этому процессу подключить возможности Михаила ПРОХОРОВА, то открываются и другие перспективы для омского студенчества.
Вполне реально и создание на базе СибАДИ омско-канадского технологического института. Канада – вторая после России северная страна в мире и передовая по энергосбережению и качеству жизни. Так на нее и нужно равняться, иначе будем догонять всегда. Необходимо наладить диалог с теми структурами, которые берут у нас выпускников. Пока они в претензии: раньше готовили строителей, которые умели и то, и то, и это, а нонешние же ничего не могут. Ну просто крик души: «Дайте нормального специалиста!».


Андрей ФЕДОТОВ

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/06/23/sibadi_kak_aziatskiy_universitet