Книжный клуб: «Волей-неволей смотреть сквозь пальцы»

Дата публикации: 15 июня 2011

Госслужба никогда сахаром не была. Для порядочного человека. 

Владимир ТЕЛЯКОВСКИЙ
Дневники Директора Императорских театров. 1901-1903. Санкт-Петербург
М.: Артист. Режиссер. Театр. 2002 год. — 703 стр.
Тираж 2 000 экз.

Этот том продолжает публикацию, начатую книгой «В.А. Теляковский. Дневники Директора Императорских театров. 1898-1901. Москва». Вошедшие в него пять дневниковых тетрадей представляют два петербургских сезона — 1901-02 и 1902-03 годов — первые после того, как ТЕЛЯКОВСКИЙ в 1901 году занял новый пост и переехал в Петербург. Здесь изменились условия его жизни, расширился круг служебных обязанностей, неизмеримо увеличился объем работы. В ведении ТЕЛЯКОВСКОГО оказались четыре петербургские труппы, каждая со своим лицом и своими проблемами. Кроме того, директор ТЕЛЯКОВСКИЙ должен был организовывать спектакли благотворительные, юбилейные, парадные и пр. Параллельно новый петербургский директор ежемесячно ездил в Первопрестольную, чтобы не упустить ход театральных дел в Москве, где он прежде работал.

Чтение подобного рода дневников интересно не только и не столько театральным деятелям, как может показаться вначале. Хотя бы потому, что, день через день скрупулезно записывая происходившее за день, Владимир ТЕЛЯКОВСКИЙ дал интереснейший срез нравов, установлений и привычек России столетней давности, которая, как оказалось, никуда не делась. Те же интриги, взятки, безалаберность и бесхозяйственность. Великий князь Владимир Александрович в разговоре с директором Императорских театров Владимиром Аркадьевичем прозрачно намекнул, что если бы ему предложили такую должность, то он предпочел бы лучше повеситься на первой осине: «Затем он меня предупреждал, что надо с самого начала поставить себя так, чтобы никто не мог бы мешать делать дело, иначе интриги заедят. Говорил, конечно, не называя имен, и про Кшесинскую, и инцидент с князем Волконским. Причем я сказал, что меня не это беспокоит — а беспокоит плохая администрация. Капризы артистов, а в особенности премьеров, будут и были всегда, и на это приходится волей-неволей смотреть сквозь пальцы, но интриги и подвохи, которые устраивают бездарные и ничего не понимающие служащие, которыми я окружен, это обстоятельство гораздо важнее, и борьба с ними гораздо труднее и утомительнее».



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/06/23/voley-nevoley_smotret_skvoz_paltsi