У оборонщиков только один путь – брать кредиты и ограничивать заработную плату персоналу

Дата публикации: 13 июля 2011


Шестого июля, в первый день работы выставки ВТТВ-Омск-2011, состоялось совместное заседание совета при полномочном представителе президента РФ в Сибирском федеральном округе и совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Разговор был «О совершенствовании государственного управления и мерах поддержки развития оборонной и гражданской промышленности Сибири».
Как сообщил в своем вступительном слове полномочный представитель президента в СФО Виктор ТОЛОКОНСКИЙ, на первое июля более трети предприятий не имели оформленного госзаказа. А значит, эти предприятия ожидает вымывание оборотных средств, и все они будут поставлены в крайне сложное положение по срокам выполнения. В связи с этим он предложил увеличить срок госзаказа с одного до трех лет:
— Министерство обороны стремиться минимизировать цены, купить за выделенные средства больше изделий. Но если не обеспечивать устойчивой рентабельности этой продукции, нам никогда не добиться технологического прогресса и крайне трудно будет выходить на новые разработки. Если заказчик минимизирует рентабельность до такого уровня, что ничего не остается, не будет и никаких новых разработок и никакой модернизации. К сожалению, госзаказом рентабельность обеспечивается в размере 2-3 %. В пример можно привести Иркутский авиазавод, валовая стоимость продукции за 2010 год составила порядка 50 миллиардов рублей, прибыль – около 1 миллиарда. Конечно, такая цена вряд ли может быть эффективной. Правительство планирует вывести рентабельность предприятий ОПК на уровень 12-15 %.
По словам представителя президента, в текущем году серьезно обострилась проблема работы военных приемок: «Ко мне обратились руководители десятков предприятий в связи с директивой о сокращении военных приемок. Понятно, что оптимизационные процессы должны идти и в министерстве обороны, но нельзя подходить к этой задаче формально. Сокращение численности приводит к замедлению выпуска той или иной продукции, замедлению сдачи заказчику и негативным производственным результатам».
ТОЛОКОНСКОГО поддержал генеральный директор концерна «Орион» Айтеч БИЖЕВ:
— Заключение контрактов по гособоронзаказу и получения аванса во втором квартале вынуждает предприятие обращаться в кредитные организации, что значительно увеличивает расходную часть бюджетов предприятий. Кроме того, это технически уменьшает сроки выполнения контрактных обязательств. Выполнение НИОКР стало низкорентабельным, а по некоторым видам работ и вовсе убыточным. Также актуальна проблема размещения конкурсных заявок при проведении конкурса. Недавний пример: мы участвовали в конкурсе на государственный контракт на 10 миллиардов рублей, обеспечение заявки подразумевало, что каждый участник конкурса должен был перевести на счет заказчика по 293 миллиона рублей. В итоге конкурс был объявлен несостоявшимся, а указанные суммы были заморожены в течение полутора месяцев. Таким образом, предприятия, участвуя в конкурсе потеряли по 3 миллиона рублей в виде процентов, уплаченных за пользование кредитом.
О том же говорил и генеральный директор Красноярского машиностроительного завода Владимир КОЛМЫКОВ:
— Авансирование осуществляется с задержкой. Это принуждает исполнителей брать кредитные ресурсы. При этом в типовых контрактах министерства обороны не предусмотрена ответственность за несвоевременное перечисление средств поставщику. Зато предусмотрен штраф в размере 5 % от суммы контракта за несвоевременную поставку продукции и нецелевое использование бюджетных средств. Еще смешнее то, что типовые контракты требуют от поставщика предоставления финансового обеспечения заказа. Существует же органы, проверяющие предприятия на состоятельность, зачем усугублять ситуацию для надежных поставщиков?
Рост цен на продукцию, поставляемую единственным поставщиком по государственному оборонному заказу, директивно ограничен индексом Ф5. В этих условиях отсутствие государственного контроля за ростом цен продукции естественных монополий: энергетики, водоснабжения, нефтепродуктов, предприятий металлургии не способствует повышению финансовых показателей предприятий ОПК. Так за 2010 год индекс роста цен на машины и оборудование составил 6,3 %, а фактический рост цен на ресурсы используемых при выполнении ГОЗ составил 15,4 %. Все понесенные затраты имеют индекс выше, чем индекс, установленный для оборонной продукции.
Для оборонщиков остается только один путь – брать кредиты и ограничивать заработную плату персоналу. В результате уровень зарплаты в оборонке не дотягивает до среднего уровня по промышленности в регионе, идет отток высококвалифицированного персонала, растет социальная напряженность, увеличивается средний возраст работников.
По итогам обсуждения было принято решение из 11 пунктов с обращениями и предложениями в адрес минобороны, минпромторга, минфина и в челом правительства России.


 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/07/27/215825