Александр ГОРБУНОВ, министр промышленной политики транспорта и связи Омской области: «Военная техника – зрелищная вещь, любому мужчине она греет душу, и запах пороха должен быть ему мил и приятен, мне тоже»

Дата публикации: 13 июля 2011

8 июля состоялась пресс-конференция, посвященная подведению итогов работы международной выставки высокотехнологичной техники и вооружения «ВТТВ-Омск-2011». На вопросы журналистов ответил министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области Александр ГОРБУНОВ. «КВ» публикуют наиболее интересные его ответы.

— Какие соглашения были подписаны на ВТТВ-2011?

— Все понимают, что на выставке контракты не заключаются, либо его подписание специально подтягивают, чтобы заключить во время выставки в торжественной обстановке, либо выставка — один из этапов подведения к этому контракту. Тем не менее министерство промышленной политики, транспорта и связи подписало два контракта с Ростелекомом в рамках реализации проекта «электронного правительства» — предоставление государственных услуг в электронном виде. Кроме того, была подписана программа развития производства между правительством Омской области и холдингом «Орион». Такая программа дает большие возможности предприятиям холдинга, находящимся в Омской области. Фактически речь идет о формировании целых направлений производства. Сейчас как раз мы определяемся с этими направлениями. Однако понятно, что развитие систем связи будет основным направлением нашей совместной деятельности. Кроме того, как я знаю, ряд компаний, в том числе зарубежных, интересовались автономными источниками энергоснабжения. Были и другие переговоры. Но надо понимать, что подписанные соглашения зачастую носят стратегический, а не инструментальный характер: мы сегодня с вами подпишем контракт, завтра вы поставите мне два болта, а я их оплачу. Соглашение может предусматривать развитие целого комплекса производства. В частности, на основе такого соглашения производится масштабная реконструкция завода Баранова, которая позволит омскому заводу через некоторое время смотреться не хуже «Полета».
— Программа была подписана на выставке?
— Нет. Эта программа предусматривает существенное техническое реформирование предприятия, перевод в Омск объемных заказов с постепенным переходом к производству завершенных моделей. Сейчас завод делает только части двигателей, но эта амбициозная программа предусматривает возможность делать и обкатывать двигатели полностью в Омске.
? Минпром помогает предприятиям в продвижении их продукции?
? Для иллюстрации приведу пример с программой «Сибирское машиностроение». Многие участники через эту программу нашли своих заказчиков. Понятно, что чиновники министерства не будут бегать по заказчикам, теребить их за рукав: слушай, давай, эту продукцию купи. Область подписала масштабные соглашения с ТГК-11, с РЖД вот-вот будет подписано – мы его уже согласовали, и через эти соглашения мы выходим на крупных заказчиков, что позволяет предприятиям-участникам программы подписывать конкретные контракты. Основная задача, чтобы конкретная модель и конкретная организация-разработчик попали в листинг поставщиков корпорации, занимающей крупную долю рынка. Все они используют ступенчатый вход: экспертные советы пройти, техническую оценку и только потом в этот лист попасть. Далее уже попадаешь в планы закупок и работаешь спокойно и ритмично.
? Сибмаш существует не первый же год. Кто дальше всех здесь зашел по тому пути, который вы нам обозначили?
? Из самого свежего – НПЦ «Динамика» с системой отслеживания состояния сложных технических объектов. С «Газпром нефтью» и Газпромом уже подписаны соглашения – они попали в список поставщиков. И ими интересуется уже РЖД и ЛУКойл.



— Как идут дела в ОАО «КБТМ»?
— 6 июля исполнилось 35 лет, когда был поставлен на вооружение Советской Армии танк Т-80. Конструкторское бюро транспортного машиностроения имеет заказы на модернизацию танков, которые производились на Трансмаше – Т-55, Т-62, Т-80. В основном это зарубежные заказы. Объединение площадки произошло. Это сейчас единая площадка. Предполагается далее развивать вагонную тематику, в ближайшее время я рассчитываю, что начнутся работы по выпуску деталей для вагонов. По крайней мере все необходимые решения подписаны и нет оснований сомневаться, что они не будут выполнены. Там будет вестись литье, собираться скелет вагона: подвагонная балка, тележки и прочее. Я думаю, что на первых порах полностью собирать вагоны на КБТМ не будут, потому что в этом случае придется развернуть масштабное производство, сразу это сделать невозможно, все будет происходить поэтапно.

? В предыдущих выставках участвовали дружественные белорусы и соседние казахи, почему их не было в этот раз?
— Дружественные белорусы и соседние казахи, как вы изволили выразиться, посещали выставку. Некоторые представители и до сих пор здесь.
— Я имею в виду белорусские и казахстанские предприятия.
— В данном формате выставка предполагала размещение продукции предприятий Сибирского федерального округа. Поэтому как только Белоруссия или Казахстан войдут в СФО, я подозреваю, они будут четко в этот формат попадать. Это шутка, и прошу политических выводов не делать из того, что я сказал. Компании, которые могли здесь появиться, должны были выходить либо в один из федеральных холдингов, который здесь присутствует, например, холдинг «Росэлектроника» – это 82 предприятия, где работает более 30 тысяч человек, представляете масштаб. Но зарубежных предприятий у Росэлектроники нет, как их нет ни у «Салюта», ни у «Хруничева». Вторая часть участников – предприятия регионов, Сибирский федеральный округ, Белоруссия и Казахстан в такой формат не попадают.
— Выставка же называется международной, а не межрегиональной? Международную часть кто представлял?
— Во-первых, выставка — это не только те, кто выставляется, но и те, кто посещает. Представители ряда европейских стран здесь были – Бельгия, Великобритания, Германия, Франция и т.д. Из предприятий представленных здесь мы очень плотно общались с немецким концерном Rohde & Schwarz, стенд у них на выставке был. Как и нескольких других немецких компаний. В радиоэлектронных конференциях наших активно участвовали французы.
— Во время совещания с ТОЛОКОНСКИМ обсуждалась проблема военной приемки, речь шла о том, что некоторые образцы возвращаются с рекламацией. Для омских предприятий эта проблема актуальна?
— На этом совещании разговор был очень жестким и претензий к Минобороны было очень много, они касались не только размещения государственного оборонного заказа, но и того, как через Минобороны проходят новые разработки и как они встают на вооружение. Правда, в противовес хочу заметить, что ругаем-ругаем Минобороны, а тем не менее платформа «Арктика», которая уже несколько лет выпускается на КБТМ и поставляется заказчикам гражданским, сейчас, по информации, поставлена на вооружение в Российскую армию.
— То есть имеется в военных частях или есть госзаказ?
— Я имею в виду: поставлена на вооружение и это уже много.
— Грузовая платформа?
— Пассажирская. Что касается военной приемки, мне как технарю было странно слышать: ведь если образец принят военной приемкой, поступил в войска и пошла какая-то рекламация, так это вопрос к тому, кто его принимал: как же ты его принял, дружище? Если от войск идут вопросы к технике, что она якобы военных не устраивает, то, извините, кто разрабатывал техзадание. Давайте откроем техническое задание и сравним по пунктам: скорость у образца должна быть такая. Выполняется? Да — ставим галочку. Вооружение должно быть такое? Выполняется – ставим еще галочку. Прошли по списку, если везде стоят галочки, значит, вы получили образец, который соответствует техническому заданию. А военная приемка его приняла. Какие могут быть рекламации. Если вы сами не знаете, что у вас в войсках требуется, то узнавайте и давайте уже другое задание промышленникам. Промышленность в состоянии выполнить любой заказ Российской армии, это совершенно точно, по крайней мере, омская часть оборонпрома. У омской оборонки нет отдельных проблем, есть общие для всего российского оборонроома, и состоят они в том, что гособоронзаказ не оплачивается или оплачивается очень поздно, загоняя этим предприятия в жесткие рамки кредитования, и второй момент – зачастую армия не может определиться со своими потребностями, по крайней мере, снаружи, это так выглядит. И соответственно, не определившись с потребностями не заказывает новых разработок Если убрать эти проблемы, все будет отлично.
? За всю историю ВТТВ самым ярким экспонатом, представленным на выставке, был омский танк «Черный орел». Все говорили, что этот танк нового поколения, у которого нет аналогов, этот проект закрыт или развивается?
? Коллеги, я предлагаю говорить о той технике, которая представлена на выставке. Что вы все про танки? Что касается «Черного орла» — это одна из разработок КБТМ, которая получила дальнейшее развитие. Этим и объясняется то, что «Черного орла» вы не видите на вооружении – это один из этапов. Рассчитываю, что в следующие этапы поступят на вооружение, вы их увидите и будете рады. Что касается того, что это самый яркий экспонат, хочу сказать, что военная техника – зрелищная вещь, любому мужчине это греет душу, запах пороха должен быть ему мил и приятен, мне тоже, но я считаю, что для нашей промышленности больше практической пользы в том, что на этой площадке показываются новейшие разработки наших предприятий, привлекающие потенциальных заказчиков.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/07/27/369004