Сергей ГАНЧАРУК: генеральный директор ООО «Индустриальные системы» рассказал о сыне Александре:
— Настоящий интерес и увлеченность делами у него появились при столкновении с практической деятельностью. Любые теоретические знания, если они не востребованы, улетучиваются. Развитие интеллекта состоит не в накоплении этих знаний, а в методе, который позволяет эти знания схватывать и при необходимости к ним возвращаться. Если у человека не возникает внутренних вопросов, ему бесполезно что-либо навязывать по этому поводу. А вот когда такие вопросы возникают, здесь уже можно помочь, что-то объяснить и показать.
Когда сыну было 10 лет, мы вместе смотрели фильм «Хищник». Я всегда старался смотреть с ним фильмы, пусть не всегда самые лучшие, не просто так, а чтобы найти в них скрытый смысл. Вот и в тот раз мы обсуждали, почему герои фильма – профессиональные убийцы, всегда готовые к смерти, — вдруг стали так бояться. Дело в том, объяснял я, что они настроены на смерть в других условиях. Быть убитыми непонятным существом – совсем не то же самое, что в привычной обстановке. Поэтому и бороться у них не получается – ведь страх парализует.
Значит, необходимо научиться действовать в системе неопределенности, ориентироваться в неизвестном. В этом помогает определение цели – если у человека есть серьезная цель (будь то выживание или осуществление мечты), он обязательно будет ее во что бы то ни стало добиваться. И не нужно бояться – чего бояться-то? От этого ведь самому будет только хуже.
Когда он был совсем маленьким, я старался, как мог, отучить его бояться каких-то элементарных вещей. Когда он звал меня в кино, я говорил ему, чтобы он сам пошел и купил билеты. То есть деньги я, конечно, давал, но обращаться к кассиру приходилось ему, иначе мы бы вернулись домой. Если ему действительно хотелось в кино, была у него такая цель, он рыдал, но шел и покупал билеты. Зато потом этого социального страха в нем уже не было – он уже это умел.
В нашем мире очень сложно привить будущему мужчине бесстрашие, самостоятельность, ответственность. Раньше было множество социальных институтов, которые этим занимались. Допустим, после армии бывший разгильдяй приходил настоящим мужчиной, готовым к женитьбе, готовым к ответственности за себя, за семью, за страну. Главным были не боевые навыки, а мужская дружба, взаимопомощь, умение обустроиться в сложной ситуации. А сейчас где взять все эти навыки, которые создают мужчину? Поэтому я старался, как мог, привить эти качества – и многое мне удалось.
Хотя я прекрасно понимаю, что, пока воспитывал сына, взрослел сам, и сын меня воспитывал в не меньшей степени. Благодаря ему я преодолел вечный конфликт отцов и детей, когда своего ребенка воспринимаешь, как старший младшего. По сути это те же самые отношения «начальник-подчиненный», которые исключают партнерство. Мы же, во многом благодаря супруге, которая старалась нас сблизить, сумели построить равноправные отношения. Ему было сложно прекратить бунтовать, мне – отнестись к нему, как к взрослому свободному человеку. Но у нас получилось. Нужно научиться прислушиваться к тому, что говорят дети. Им есть что сказать. Понимание возможно, тем более в семье, где уместно обсуждать любые вопросы.
Конечно, если дать детям свободу, они станут чаще совершать ошибки, но если они не приобретут собственного негативного опыта, никогда не поймут, что к чему на самом деле. Принять на веру можно все что угодно – любой совет, но по-настоящему оттолкнуться можно только от того, что испытал сам. Нельзя гасить инициативу, пусть она стоит денег и обречена на поражение, зато человек научится не бросать дело и идти до конца. Деньги – далеко не самое ценное. Поэтому так важно принимать детей как равных. К тому же, часто они оказываются правы, потому что больше чувствуют современность. Я сам люблю общаться с молодежью – они дают почувствовать время, чего не скажешь о людях моего возраста.