Светлана ШЕВЧЕНКО, заместитель главного архитектора города Омска: «Я не согласна с позицией некоторых экстремистов-краеведов, что в историческом центре ничего больше строить нельзя»

Дата публикации: 20 июля 2011

О застройке в историческом центре города Омска в последнее время идет особенно много споров, часто звучит критика в адрес самих архитекторов и их архитектурных решений. Недавно состоялись публичные слушания по вопросу утверждения проекта планировки исторической части города. Теперь в ближайшее время этот документ должен утвердить мэр Омска Виктор ШРЕЙДЕР, однако многие вопросы общественности и жителей города остаются без ответа. О наиболее спорных моментах корреспондент «КВ» Алексей ПАНТЕЛЕЕВ спросил заместителя главного архитектора Омска Светлану ШЕВЧЕНКО.

— Сегодня продолжают разрабатываться и утверждаться градостроительные документы, определяющие развитие городских территорий. Что же должно быть утверждено по историческому центру города?

— Что входит в утверждаемую часть проекта планировки, определено градостроительным законодательством. Это зоны объектов различного назначения (именно зоны, а не отдельные участки), где возможно строительство жилья, общественных объектов, дорог, скверов с определенными параметрами, красные линии и коммуникационные коридоры. Проект планировки – это градостроительный документ, определяющий перспективу развития. Непосредственно строительство ведется на основании проектной документации, в которой учитываются основные положения проекта планировки.
К утверждаемой части выполняются материалы по обоснованию. На публичные слушания по проекту планировки центра институт «Омскгражданпроект» представил макет. Это объемная версия, понятный и интересный материал. Именно макет и вызвал споры. Но представленные на макете перспективные градостроительные решения (высотные акценты, площадь Победы и т.д.) являются всего лишь возможными вариантами. В утверждаемой части проекта планировки записано, что любое строительство в центре должно быть исключительно на основе архитектурных конкурсов. Кроме того, каждый ответственный в градостроительном отношении проект застройки проходит рассмотрение на архитектурных советах Союза архитекторов и на архитектурно-градостроительных советах города и области.
Здесь, безусловно, должен соблюдаться важнейший принцип «семь раз отмерь…». Так что все главные споры и решения впереди. Но принципиальные позиции, например участки под дороги, которые должны быть зарезервированы в красных линиях, зоны где можно строить жилые дома, а где – общественные здания, должны быть обозначены в утверждаемой части проекта планировки. Таким образом, закрепляются основные направления градостроительной политики, но остается свобода для будущего творчества и принятия решений. Кстати, площадь Победы оставлена на макете белым пятном, поскольку ранее на областном градостроительном совете было принято решение о необходимости проведения на нее архитектурного конкурса. Но теми, кто хотел «бросить камень» в разработчиков, это подано как «уничтожение зеленого кольца скверов центра». По той же причине неконструктивны высказывания высоких чиновников от культуры о недопустимости в центре «высотных доминант». Этот градостроительный документ не является субъективным мнением нескольких проектировщиков, поскольку в нем обобщены многочисленные градостроительные решения, разработанные разными архитекторами, рассмотренные на архитектурных и градостроительных советах.

— Сохраняются ли исторические здания в проекте планировки?

— Обязательным условием по градостроительному законодательству является выполнение в составе проекта планировки схемы границ территорий объектов культурного наследия. Такая схема разработана в полном соответствии с постановлением правительства Омской области от 25 июня 2008 года № 94-п, утвердившим временные границы зон охраны объектов культурного наследия на территории города и временные режимы использования земель в этих зонах.
Кроме того, в соответствии с федеральным законодательством в состав утвержденного Генерального плана города Омска входит карта «Историко-архитектурный опорный план», а в составе Правил землепользования и застройки разработана «Карта зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия на территории города Омска».
Все до единого объекты культурного наследия в проекте планировки сохраняются. Иначе и быть не может. Просто так взять и «смахнуть» памятник нельзя – они под охраной государства, а процедура исключения такого здания из государственного реестра объектов культурного наследия достаточно сложная, и на это нужны очень аргументированные основания. Уполномоченным органом по охране объектов культурного наследия является министерство культуры Омской области. По законодательству на каждое историческое здание – объект культурного наследия — должен быть разработан и утвержден правительством Омской области проект зоны охраны, где устанавливаются границы его охраны и регламенты использования.
К сожалению, проектов зон охраны до сих пор нет. Понимая, что в историческом центре такие проекты нужны как нигде, по инициативе города институт разработал несколько проектов зон охраны объектов культурного наследия, в том числе на ансамбль Любинского проспекта. Но они пока не утверждены в установленном законом порядке.

— Омские краеведы часто критикуют реконструкцию Омской крепости. Здесь совсем нет исторической правды?

— До 1998 года эта территория была занята воинской частью. Сейчас здесь находятся 10 вновь выявленных объектов культурного наследия 18-19-го веков. Десять лет все исторические здания, которые находились в крайне аварийном состоянии, продолжали гибнуть. В 2008 году принято решение по реконструкции этой территории с созданием культурно-исторического комплекса «Омская крепость». Территория очищена от мусора, защищены фундаменты – основа любого здания, выполнено мощение мелкоразмерной плиткой. И тут начались возмущения спасителей истории: все не то и не так. Якобы срыты исторические валы крепости, которые на самом деле оказались горами строительного мусора. Достоверно известно, что валы были срыты сто лет назад. А вместо плитки, оказывается, нужно было сделать покрытие «печной золой» (для восстановления исторической правды). А теперь представьте себе невесту в белом, которая пройдет по такой территории… Археологи возмущались, что не проведены археологические исследования до выполнения благоустройства территории. Привожу слова, сказанные 7 июля 2009 года в газете «НОС» уважаемым историком, археологом Борисом КОНИКОВЫМ о том, что мощение декоративной плиткой является положительным моментом: «Это может стать своеобразным защитным панцирем, который и сохранит оставшийся культурный слой. Когда будут благоприятные условия, в частности финансирование, эту плитку всегда можно будет разобрать и начать археологические исследования».
Начиная с ветхого здания денежной кладовой (1796 год постройки), к 300-летию должны быть проведены ремонтно-восстановительные работы на всех объектах крепости. С этой целью получены чертежи из Российского государственного военно-исторического архива (г. Москва). Хороший проект выполнен по восстановлению Воскресенского собора – первого каменного здания Омска. Мне очень жаль, что правительство Омской области отказалось от восстановления этого собора, который был духовным центром крепости и уникальным архитектурным произведением. По полученным из архива чертежам ведутся работы по восстановлению Омских и Иртышских ворот крепости, продолжается благоустройство прилегающей к крепости территории. Все проекты в обязательном порядке согласовываются с министерством культуры Омской области.
Еще в 2008 году в ходе общественных обсуждений жителями города поддержана идея создания культурно-исторического комплекса, где каждое здание после реконструкции должно использоваться исключительно для общественных целей: музей города, галерея ремесел, помещения творческих союзов, ветеранских объединений и так далее.

— Каркас «высотки» по улице Бударина должен быть снесен по решению суда. Но застройка со стороны улицы Гагарина портит впечатление от центра города. Каким образом должна осуществляться реконструкция этих зданий?

— По формированию этой застройки необходимо решить ряд проблем. Как архитектурных: какова должна быть этажность и стилистика фасадов зданий по улице Бударина – современной или аналогичной Любинскому ансамблю, так и градостроительных, связанных с транспортной организацией и инженерным обеспечением всего комплекса. За последние годы архитекторами прорабатывались различные концепции застройки улицы Бударина, проводились профессиональные обсуждения. Наиболее целесообразной на архитектурном совете Союза архитекторов большинством признана концепция этой застройки, представленной как единый ансамбль с современной трактовкой фасадов, формирующих улицу Гагарина. Учитывая примыкание этой застройки к Любинскому ансамблю, со стороны Оми необходим тщательный градостроительный анализ для определения оптимальной этажности и стилистики фасадов, корректных по отношению к существующему историческому ансамблю. А разница в отметках улиц Гагарина и Бударина позволяет разделить транспортные и пешеходные потоки застройки улицы Бударина путем создания платформы над улицей.
Конечно, реализация такой концепции возможна по единому проекту, для чего собственники зданий должны объединиться. Эта концепция получила принципиальное одобрение министерства культуры Омской области и вошла в проект планировки центра.

— В городе еще сохранились памятники деревянного зодчества, но все они находятся в удручающем состоянии. Неужели им грозит неизбежная утрата?

— К сожалению, срок жизни здания из дерева намного короче, чем кирпичного. Оно подвержено горению, и для его сохранения необходима пропитка антипиренами, а против гниения нужны антисептики. Где-то нужна замена либо восстановление резных элементов, усиление конструкций здания. Все это требует средств. Хорошо, если собственником или арендатором здания является юридическое лицо, имеющее такие средства. А если это жители, причем не самые богатые?
Но если это здание включено в государственный реестр объектов культурного наследия, думаю, что без государственной финансовой поддержки их сохранение проблемно. Учитывая, что все памятники деревянного зодчества являются объектами культурного наследия регионального значения, видимо, оптимальным вариантом могло быть принятие областной целевой программы по их сохранению.

— В истории Омска присутствуют все эпохи и стили трех столетий. Какие градостроительные подходы возможны для сохранения исторической среды при строительстве новых зданий в центре?

— Не согласна с категоричной позицией некоторых экстремистов-краеведов, что в историческом центре ничего больше строить нельзя. «Дома пониже, да асфальт пожиже»? В крупнейшем российском мегаполисе такое сегодня невозможно. И здесь намерения собственников должны регулироваться градостроительными документами, а талант омских архитекторов позволит найти архитектурные решения, которые, бережно сохраняя уникальный исторический облик города, создадут новый уровень города 21-го века. Любой город интересен многообразием архитектурных форм и стилей, которые мастерски вплетены в городскую ткань, создавая гармонию и его неповторимое лицо.
Давно никого не смущает в Омске острая форма Музыкального театра рядом с историческим зданием Думы. Достаточно распространен и оправдан прием, когда на фоне стекла современного здания отражается изящный исторический объем. Можно много привести примеров, когда в результате приспособления для современного использования здание-памятник как бы встраивается в деликатную оправу. При этом оно не только сохраняется, но и обретает новую жизнь и первозданную красоту.
Зная возможности омских архитекторов и сложившуюся систему профессиональных обсуждений каждого проекта, я уверена, что новая застройка, реконструкция существующих зданий не только не испортят центр, но и создадут такой архитектурный облик, которым будут гордиться наши дети и внуки.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/07/28/392287