Максим КНОЛЬ, магистрант ОмГТУ: «Чтобы спасти человека, часто не хватает нескольких минут, а наша система может своевременно подать сигнал о помощи»

Дата публикации: 20 июля 2011

Три бакалавра Омского государственного технического университета Федор ВАГИН, Александр ЕВДОКИМОВ и Максим КНОЛЬ разработали прибор, который может многое рассказать родителям об их детях. Специальный браслет сообщает, когда ребенок испытывает стресс и что в это время происходит вокруг него. Как работает новинка, когда ее можно будет купить и сколько она будет стоить, разбирался корреспондент «КВ» Максим ДУБОВСКИЙ.

— Расскажите о своем проекте, как он называется и что собой представляет?

— Федор ВАГИН. Проект называется «Система своевременной аудио- и видеозаписи окружения объекта при помощи сигнализации пороговых устройств и жизненных показателей, а также способ ее реализации для контроля над объектом наблюдения»
— Максим КНОЛЬ. Мы фиксируем у человека эмоциональное возбуждение и выявляем, на основе каких факторов оно возникло. Мы хотим создать браслет, который будет сигнализировать, что человек испытывает стрессовые переживания. Изначально этот проект был рассчитан на детей дошкольного и начального школьного возраста. Дело в том, что дети не всегда могут рассказать родителям о тех проблемах, которые у них есть. Часто бывает так, что ребенка в школе или детском саду обижают, а он боится об этом рассказать.

— Расскажите о принципе работы вашего прибора. Как система понимает, что у ребенка стресс, может быть, он просто бегает?

— Федор ВАГИН. При физических нагрузках частота сердцебиения нарастает планомерно, а при стрессовых ситуациях – скачкообразно. Мы фиксируем показатели и минимизируем число ложных срабатываний за счет ввода дополнительных условий. Второй признак – мы выявляем гармоники эмоционального возбуждение в спектре звуковых частот. То есть мы раскладываем голосовой спектр и находим те гармоники, которые характеризуют эмоциональное возбуждение, например страх.
— Максим КНОЛЬ. Во время стрессовой ситуации производится звуковая запись того, что происходит вокруг ребенка. Также мы планируем добавить функцию онлайн-прослушивания: если происходит что-то необычное, устройство посылает вызов на мобильный телефон, и отец или мать могут услышать то, что творится рядом с их ребенком.
— Федор ВАГИН. На самом деле для реализации этой функции нужно подождать, чем завершится скандал с прослушивающими устройствами. Сейчас непонятно что является незаконной прослушкой, а что — нет. Попытаемся сделать так, чтобы наш прибор не попадал под ограничения, если этого сделать не удастся, мы реализуем принцип действия по-другому. Например, у ребенка произошло что-то со здоровьем, доверенному лицу отправляется смс-сообщение.

— В идеале – целевая аудитория – все, у кого есть дети?

— Максим КНОЛЬ. На самом деле целевая аудитория гораздо шире: этот прибор может быть актуальным и для пенсионеров, и для молодежи, и для людей среднего возраста. Мы рассматриваем, как один из вариантов, оборудование нашего прибора кнопкой экстренного вызова: когда нет возможности воспользоваться телефоном, наша разработка сможет вызвать экстренную службу.
— Федор ВАГИН. Эта функция будет незаменима, если на человека напали. Пострадавший сможет вызвать полицию, нажав на кнопку или произнеся кодовое слово.

— Как будет выглядеть это прибор?

— Федор ВАГИН. Изначально опытный образец нам виделся как браслет для обеспечения контактов с датчиком ЧСС (частоты сердечных сокращений). В течение этого года должен появиться бесконтактный датчик ЧСС, поэтому наш прибор может быть изготовлен в форме брелока на шею.

— Считается, что GSM-связь более вредна, чем другие форматы. Может быть, нужно использовать что-нибудь другое?

— Максим КНОЛЬ. Мобильный телефон сейчас есть у всех. Зачем использовать какую-нибудь сырую разработку, если существует реально работающая? Если мы будем делать безвредный передатчик, покупателю придется покупать еще и приемник, а если использовать GSM-связь, можно обойтись и без него.

— Сколько времени потребуется, чтобы запустить ваш прибор в серию?

— Федор ВАГИН. Год- два. Сейчас мы не можем плотно заниматься этой темой, потому что заняты учебой. Думаю, осенью будет больше свободного времени и мы закончим исследования.

— Авторов у этой разработки три, как вы решали, кто пойдет защищать проект на У.М.Н.И.Ке?

— Максим КНОЛЬ. Мы решили, что все будем делать по очереди: Федор пойдет на У.М.Н.И.К., если выйдем, на старт пойду я, если нас пригласят на какую-нибудь конференцию, проект представит Александр.

— Сложно ли было заинтересовать своим проектом членов экспертного совета?

— Федор ВАГИН. На самом деле мы очень хорошо продумали выступление на У.М.Н.И.К.е, каждый день встречались и вносили что-то новое в презентацию. Мы старались ужать текст так, чтобы в нем содержалось максимальное количество информации и сведения были интересными. Думаю, нам это удалось.

— Сколько будет стоить ваш браслет в рознице?

-Максим КНОЛЬ. Первое время он будет стоить дорого, потому, что сразу организовать массовое производство вряд ли получится. Если говорить о цене элементной базы, она не будет высокой. В идеале мы будем создавать браслет с множеством отсеков, если вам нужны только основные функции, вы платите меньше, если вам требуются дополнительные опции, вы можете купить их сразу или приобретать отсеки, которые отвечают за ту или иную функцию. Думаю, что бюджетная версия будет стоить около тысячи рублей
— Федор ВАГИН. Также построение по отсекам, по нашему мнению, оправдывает себя при дальнейшем усовершенствовании прибора, грубо говоря, мы что-нибудь апгрейдим, человек приходит к нам и приобретает отсек, который улучшает характеристики прибора.

— Какие функции будут доступны в топовой версии?

— Максим КНОЛЬ. У нас много идей, мы хотим сделать GPS-навигацию, видеомониторинг. Также была идея создать сайт, на котором родители смогут в режиме реального времени наблюдать за тем, что происходит с ребенком.
Кроме того, с каждым годом сердечно-сосудистые заболевания получают все большее распространение. Наш браслет может работать в качестве мини-холтер-монитора. В медицине он вряд ли буде т использоваться, но тревожный звоночек может дать.

— Как будет организовано питание вашего прибора? Не придется ли человеку таскать с собой кучу аккумуляторов?

— Федор ВАГИН. Этот браслет не будет потреблять много энергии. Как вариант можно рассматривать наноаккумуляторы, но они очень дороги, поэтому вряд ли мы будем использовать их в нашем приборе. Все упирается в оптимизацию.

— Как вы думаете, будет ли ваша разработка востребованной?

— Федор ВАГИН. Мы на это надеемся.
— Максим КНОЛЬ. Как рекламу проплатим.

— То есть еще и на рекламу понадобятся деньги?

— Максим КНОЛЬ. Об этом пока рано думать. Если мы создадим макетный образец, который будет работать, можно смело выходить на Старт. Там финансирование поприличнее. По-моему, в первый год сейчас выделяется миллион рублей, во второй – 4, а в третий – 6 миллионов. Тогда средств нам хватит. Понятно, что во всех ситуациях это устройство помочь не сможет, но часто бывает так, что не хватает нескольких минут, чтобы спасти человека: например, кто-нибудь упал и сильно поранился, пока он лежит и истекает кровью, наша система может своевременно подать сигнал о помощи.

— Вы планируете продолжить обучение в аспирантуре?

-Максим КНОЛЬ. Все зависит от того, как будет развиваться наш проект, если дело пойдет, зачем нам в аспирантуру? Мы хотим совместить науку и бизнес. Сейчас инновационный бизнес – один из самых быстроразвивающихся и выгодных.
Федор ВАГИН. Я планирую после магистратуры идти в аспирантуру на заочное отделение. В это же время буду работать на заводе. Мне хотелось бы перед тем, как попробовать себя в бизнесе, применить знания, полученные в университете, на практике.

— Увлечения, кроме изобретательства, у вас есть?

— Федор ВАГИН. Если честно, нам сейчас не до увлечений: защищаем бакалаврские диссертации, готовимся к вступительным экзаменам в магистратуру. Когда есть свободное время, любим поиграть в настольный теннис.

— Как будете делить прибыль от этого проекта, ведь у него три автора?

— Максим КНОЛЬ. Поровну. Если этот проект удастся завершить, будем придумывать еще что-нибудь. На самом деле придумать не так сложно, как воплотить в жизнь. Бывает – идешь по улице и идеи одна за одной возникают.

Биографии
Федор Анатольевич родился 30 декабря 1989 года в Омске. В 2007 году окончил школу № 49 и поступил в Омский государственный технический университет на радиотехнический факультет на специальность «Радиотехника». В 2011 году окончил бакалавриат. В настоящее время готовится к вступительным экзаменам в магистратуру.
Не женат.

Максим Геннадьевич родился 16 июня 1990 года в Омске. В 2007 году окончил школу № 4 и поступил в ОмГТУ на радиотехнический факультет на специальность «Радиотехника».
Женат.
Александр Владимирович родился 9 января 1990 года. Окончил школу № 101 и поступил в Омский государственный технический университет на радиотехнический факультет на специальность «Радиотехника»
Не женат.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/07/28/411480