Начиная с мая 2011 года заботы по управлению Омским региональным отделением Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» легли на плечи Андрея МАШАНОВА, по настоящее время исполняющего обязанности председателя правления. Когда же будут новые выборы, почему ушел прежний руководитель, Александр МАКАРОВ, и как живется омским художникам, об этом с новым руководителем творческого союза беседовала корреспондент «КВ» Юлия ФИЛОНЕНКО.
— Андрей Николаевич, почему ушел Александр Сергеевич?
— На самом деле МАКАРОВ сейчас в творческом отпуске. И по бумагам он является председателем союза, но де-факто все его функции выполняю я. В конце мая было очередное собрание членов Омского отделения Союза художников России. Оно показало, что ситуация в организации напряженная, есть некоторые трудности, и художники думают, что в этом виновато руководство. А мы просто не можем сделать больше, чем нам позволяет государство. Например, те же творческие мастерские, которые нам безвозмездно предоставляет город. С художника не берут аренду, но он платит за коммунальные услуги по тарифам как для предприятия. Мы неоднократно обращались в энергетические компании с просьбой изменить оплату, пока ответ только отрицательный. Вот такие вещи копятся, и в результате появляется какое-то недовольство. Сначала мы хотели провести досрочные перевыборы. Но по результатам протокола в секретариате правления Союза художников России в Москве нам отказали в этом. Они решили, что веских причин у нас для этого нет, поэтому мы вполне можем провести выборы, как и было запланировано, в апреле следующего года. И чтобы они прошли нормально, без ненужного «базара», чтобы не накалять ситуацию, Александр Сергеевич ушел до апреля следующего года в творческий отпуск. Но это не значит, что он совсем не принимает участия в жизни организации. По каким-то вопросам я все равно обращаюсь к нему. Мы функционируем, дом стоит, и никакого конца света из-за этого не случилось. А все потому, что у нас хорошая административная команда.
— И кто теперь будет новым председателем? Вы?
— Председателем может стать любой желающий член союза. Для этого ему нужно подать заявку, написать свою программу, и все. Выборы решат, кто будет следующим. У меня есть мысли, чтобы баллотироваться на этот пост. Оставшееся время до апреля я могу как раз почувствовать на себе, что значит быть председателем. И если пойму, что это не мое, то не буду участвовать. Для меня главное творчество. Важно грамотно совместить работу председателя и художника.
— И каковы ваши планы на этот год?
— Буду честно исполнять свои обязанности. Посмотрю все плюсы и минусы этой должности. Также есть очень много проектов, которые бы хотелось осуществить. Самое главное, нужно сплотить наши творческие союзы. Во-первых, в Омске наладить связь с союзами архитекторов, дизайнеров и пр. Делать какие-то совместные выставки. Во-вторых, активно сотрудничать со всеми союзами художников нашей страны. Участвовать в иногородних проектах, привозить их работы к нам, придумывать что-то новое, общее. Я хорошо общаюсь с председателями союзов Красноярска, Новосибирска и ряда других сибирских городов. Теперь надо сделать так, чтобы и наши художники наладили контакты, может чему-то учились друг у друга. Из организационных вопросов хотелось бы решить проблему с творческими мастерскими. Хотя бы сделать так, чтобы художники напрямую оплачивали услуги ЖКХ, а не через нас. Тогда у нас появится возможность накопленные средства направлять на поддержку наших проектов.
— Откуда берутся средства в союзе, это только членские взносы или что-то еще?
— Денежные средства в союз поступают от членских взносов, от сдачи выставочного зала под коммерческие выставки, то есть для выставок не членов нашей организации, а также сдачи в аренду помещения, которое находится в собственности Союза художников. Но, к сожалению, фактически прибыли от этого нет, так как все уходит на погашение коммунальных услуг.
— Творческие мастерские находятся в собственности Союза?
— В собственности только здание Дома художников и, соответственно, те мастерские, которые находятся в нем. Их мы предоставляем художникам бесплатно. Остальные 56 мастерских-студий отдаются администрацией города Омска в безвозмездное пользование художникам по решению Омского горсовета ежегодно сроком на один год. То есть художник платит только за услуги ЖКХ. И здесь тоже неудобно. Каждый год сидеть и думать, будет аренда или нет.
— А кому в первую очередь дают творческие мастерские для работы?
— Тем художникам, которые творчески активны. Мастерская не должна простаивать. Мы должны знать, что человек трудится, готовится к выставкам. Кстати, комиссия из Москвы отметила, что у нас один из самых высоких показателей по степени обеспечения художников мастерскими.
— Что собой представляет Омское отделение союза сегодня?
— Если формально, то это 137 художников и творческие мастерские по всему городу (ул. Ленина, Косарева, Лермонтова и пр.). В выставочном зале Дома художников проходят постоянные выставки. Также мы участвуем в таких крупных проектах, как «Пастель России». Та же комиссия обратила внимание, что в творческом плане у нас одна из сильнейших организаций в стране. Даже в новосибирском союзе чуть больше 80 человек. Хотя, с другой стороны, членство в нашей организации еще не гарантия того, что художник продолжает развиваться и совершенствоваться. Многие занимаются коммерческой деятельностью, прекращают участвовать в выставках. И это нормально. Творчески активных людей всегда не больше 20%. В то же время есть много ярких художников, которые не входят в союз. От этого они ничуть не теряют.
— А почему эти художники не вступают? Союз дает его членам какие-то преимущества?
— У каждого своя причина. В большинстве случаев им это просто не надо. Нет таких, которые бы не вступали, потому что мы им сильно не нравимся. Плюсы, которые есть у членов союза, только то, что с организацией проще работать. Через нее легче пробиться. А такого, как было в советское время, чтобы поступали госзаказы, конечно, уже нет.
— А каков возраст художников союза?
— Разный. Не могу сказать, что это люди только старшего поколения. У нас есть и молодые мастера. Например, Елене БОБРОВОЙ будет только 28 лет. Для тех, кто хочет стать членом организации, но по некоторым параметрам еще недотягивает, создано кандидатское объединение, в которое принимаются талантливые художники, активно принимающие участие в выставочной и общественной деятельности отделения.
— Как живется омским художникам? Активно ли покупают их произведения искусства?
— Все зависит от самого художника. Если он не сидит на месте, а крутится и вертится, ездит на выставки, участвует в конкурсах и т. п., то его работы покупают. В сфере культуры тоже необходим активный пиар. Нужно ездить по городам, нужно, чтобы тебя знали.
— Возможно ли прожить только на средства от продажи собственных работ?
— Вполне возможно. Я до 2009 года работал только как график, и на жизнь мне хватало. Правда, потом был экономический кризис, который подкосил все сферы деятельности и культуру в первую очередь. Тогда я пошел преподавать. Все опять зависит от самого человека. Волка ноги кормят. Либо ты сам будешь заниматься продвижением своих работ, либо у тебя будет специальный менеджер, который будет на тебе зарабатывать. Но последних у нас пока мало. Просто сидеть и ждать пока тебя заметят – такое себе могут позволить единицы.
— А как же коллекционеры?
— Их очень мало. Покупка картины или любого другого произведения искусства — это тоже бизнес. То есть коллекционер должен рассчитать, сколько ему нужно сейчас вложить, чтобы потом это окупилось. И, может быть, его праправнуки продадут эту картину уже за несколько миллионов. Это не значит, что таких людей не будет вообще. Есть шанс, что со временем они появятся. В 1990-х было время, когда к нам приезжали иностранцы и скупали все подряд только потому, что это из Сибири, этакая диковинка. А теперь этим никого не удивить, так что нужно искать что-то новое. Художник должен привлекать не тем, что он из глубинки, а своей манерой писать, своим видением мира. Он должен быть яркий, талантливый и неповторимый.
— Кто в вашем понимании может считаться художником? Только человек с профессиональным образованием? Сейчас ведь очень много тех, кто рисует, полагаясь на свою интуицию.
— Художник – это состояние души. Можно получить образование, рисовать по всем правилам, но так и не стать художником. Это не определяется наличием или отсутствием диплома. Иногда смотришь на картину и аж слезы наворачиваются от того, как это трогательно и классно сделано.
— Вы можете назвать пятерку лучших омских художников?
— Нет, даже десятка будет очень мало. Многие омичи заслужили российское и мировое признание как художники. Я только из союза могу назвать человек двадцать, а сколько есть еще тех, кто работает сам по себе. Плюс у каждого своя сфера деятельности. Например, если взять стандартно живопись, графику и ДПИ, то уже наберется 15 человек. А там свои есть разделения, кто-то рисует исключительно акварелью, я занимаюсь гравюрами, и вот так в каждой технике и получится немало художников. Явно это не пятерка. Одно могу сказать точно: омские мастера прочно заняли свою нишу. Не буду говорить о какой-то омской школе, у нас нет какого-то своего направления. Конечно, накладывает отпечаток и город, и место учебы, но каждый по-своему талантлив. Если художник яркий и самобытный, то какая разница — откуда он.
— Каковы критерии, по которым вы определяете лучших?
— Их несколько. Это известность не только у зрителей, но и у галерейщиков, результаты творческих конкурсов. Ведь если ты слышишь постоянно одни и те же имена, это о чем-то говорит.
Юлия ФИЛОНЕНКО