Выпускник ОмГТУ создал компрессор уникальной конструкции. Новинка не издает шума, к тому же срок эксплуатации незаменимой машины увеличился в несколько раз. За эту разработку Андрей ПРОХОРЕНКО получил грант У.М.Н.И.Ка. На что будут потрачены деньги, когда новый компрессор появится в продаже и сколько он будет стоить, выяснял корреспондент «КВ» Максим ДУБОВСКИЙ. Также молодой изобретатель рассказал о своих увлечениях, трудностях, с которыми сталкивается на работе и в семейной жизни – недавно семья ПРОХОРЕНКО отпраздновала полгода совместной жизни.
— Андрей, расскажите, за что вы получили грант У.М.Н.И.Ка?
— Мы разрабатываем поршневой безвибрационный компрессор без смазки. Этот компрессор при работе не будет издавать шума и вибраций. Отличие нашей разработки от существующих в том, что на выпускаемых сегодня компрессорах установлен кривошипно-шатунный механизм, который создает боковые усилия на поршень и неизбежные вибрации. Наша конструкция сведет практически на нет эти недостатки, и компрессор не будет создавать шума при работе. Новое в этой конструкции – оригинальный механизм привода с кулисой и двумя кривошипами, которые вращаются синхронно и в противоположных направлениях. Это позволит полностью исключить боковые усилия на поршне и силы инерции второго порядка, которые в обычных компрессорах уравновесить невозможно.
Второе преимущество – наша конструкция компрессора позволит сжимать «чистые» газы и не загрязнять их продуктами износа и парами смазки, так как смазывать наш компрессор не нужно – поршень не трется о стенки цилиндра.
Некоторые люди говорят, что для очистки газов, которые сжимаются обычными компрессорами, можно использовать фильтры. Это так. Но никаким фильтром невозможно полностью очистить газ от паров масла, и сами фильтры обладают большим сопротивлением, которое существенно снижает экономичность компрессора. Кроме того, их нужно периодически менять.
— Сколько лет он может работать без поломок?
— Ресурс поршневых компрессоров и так не маленький, но наш будет работать дольше. Срок службы обычного компрессора без смазки – до 10 тысяч часов при неоднократной замене фильтра. Это около одного года непрерывной работы. Наш компрессор сможет работать в 2-3 раза дольше, и никаких фильтров ему не нужно.
— Андрей, как вы считаете, ваша разработка заинтересует покупателей?
— С развитием промышленности ужесточаются требования к сжимаемым газам, поэтому мне кажется, наш компрессор будет востребован. Он может применяться и в медицине – привод пневматического инструмента в стоматологии, в химической промышленности и даже в парфюмерной, там, где особое внимание уделяется чистоте технологических газов.
— Часто бывает так, что уникальную разработку не пускают на рынок, примером может служить стиральная машина, которая не использует моющих средств. Не боитесь, что ваш компрессор ожидает такая же судьба?
— Мы не собираемся становиться монополистом. Сначала будем выпускать компрессор небольшими партиями. Можно с уверенностью сказать, что наша машина будет конкурентоспособной – я уже говорил о его преимуществах — и востребованной, благодаря широкому спектру применения. Грант от Фонда содействия развитию МП НТС – неплохая финансовая поддержка, которая позволит воплотить наш проект в жизнь. По предварительным подсчетам денег должно хватить на математическую модель и опытный образец. Если средств не хватит, есть другие программы, такие, как «Старт».
— Сколько времени вам понадобится, чтобы доделать проект?
— Мы планируем по окончании двух лет создать опытно-промышленный образец, готовый к производству. Для этого нужно провести все расчеты, испытания, нужно на практике подтвердить теоретические преимущества нашего компрессора.
— В производстве ваш компрессор не будет сложнее существующих моделей?
— Мы сами будем изготавливать только поршень, направляющую и кулису. А ресивер, клапанную крышку, цилиндр и электродвигатель можно брать из серийного производства. Можно купить даже готовый компрессор, изготовить кулису и поршень и собрать из этих деталей нашу машину. Наш компрессор будет стоить на 2-3 тысячи дороже, но у него будет целый ряд преимуществ.
— Если я правильно понял, инновация вашей разработки в механизме привода. Кому принадлежит идея?
— Нельзя сказать, что идея принадлежит кому-то одному, над этим компрессором мы трудились всей кафедрой «Гидромеханика и транспортные машины» ОмГТУ. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить заведующего кафедрой «ГМиТМ», доктора технических наук, профессора Виктора Евгеньевича ЩЕРБУ и доктора технических наук, профессора Александра Павловича БОЛШТЯНСКОГО, они мне очень помогли в работе над этим проектом. Когда именно возникла идея, сказать не могу. Первый патент был получен нами в 2007 году.
— Андрей, у вас не было желания после окончания университета устроиться работать по специальности?
— Такой вариант даже не рассматривался. Я уже сроднился с вузом, когда получал диплом, мне очень не хотелось отсюда уходить. Когда поступило предложение остаться на кафедре, я сразу согласился. Конечно, меня звали на работу туда, где я проходил практику, но мне ближе научные исследования.
Кроме того, политех помог мне устроить личную жизнь: здесь я познакомился с супругой, 15 января 2011 года у нас была свадьба. Я хочу сказать своей жене Янине большое спасибо, она поддерживает меня, видя, что я люблю свою работу. На зарплату ассистента очень сложно прожить, поэтому, чтобы оставаться в вузе, нужно защитить диссертацию. Иногда, если честно, появляется желание все бросить и уйти, но куда, если мне здесь нравится?
— Сколько, если не секрет, сейчас зарплата ассистента?
— Около семи тысяч рублей. Но здесь есть перспективы карьерного, духовного и финансового роста. Я хочу получать знания, совершенствоваться в духовном плане.
— Есть такая пословица: плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Если говорить о науке, какая конечная цель: стать доктором наук или вам хватит кандидатской степени?
— Никогда нельзя останавливаться на достигнутом, человек должен стремиться к самосовершенствованию. Он должен ставить перед собой задачи и разрешать их. В ближайшее время я хочу поступить в аспирантуру, заняться наукой более плотно и защитить кандидатскую диссертацию, но как будут развиваться события, покажет время. Конечно, мне бы хотелось стать доктором наук.
— Чем вы занимаетесь в свободное от науки время?
— Мое основное хобби – музыка. Когда я учился в школе, брат научил меня играть на гитаре, мы создали группу и выступали на различных мероприятиях. Когда переехал в Омск, стал заниматься творчеством более серьезно. Мы с братом создали рок-группу с философским названием «ОКNО». В этой группе брат был вокалистом, я играл на бас-гитаре, друзья – на соло-гитарах и ударных. Мы выступали с концертами по районам области. В общем, интересно проводили время. Сейчас времени на хобби нет, я стал более взрослым, у меня изменились интересы, появилась семья. Теперь моим любимым занятием стала наука и работа в университете.
— У вас не было желания профессионально заняться музыкой?
— На самом деле я не могу похвастаться абсолютным слухом. Я получал удовольствие от того, чем мы занимались, но связывать жизнь с музыкой я не хотел.
— Ваша группа исполняла собственные песни или произведения других музыкантов?
— Мы играли как собственную музыку, так и чужие произведения. В наш репертуар входили песни таких известных групп, как «Кино», «Алиса», «Ария». Брат сочинял собственные песни, мы делали аранжировки и исполняли их.
— А вы песен не писали?
— Да, конечно, я сам тоже писал тексты и музыку, пару песен посвятил своей супруге. Со сцены они не исполнялись, я играл их только для нее.
— БИОГРАФИЯ
Андрей Леонидович родился 20 марта 1987 года в селе Кошевом Октябрьского района Тургайской области Казахской ССР. В 1998 году вместе с семьей переехал в село Маргенау Исилькульского района Омской области. В 2005 году окончил школу с серебряной медалью и поступил в Омский государственный технический университет на факультет транспорта нефти и газа. В 2009 году окончил бакалавриат и получил диплом с отличием по направлению «Эксплуатация транспортных средств». В это же время прошел курсы переподготовки по специальности «Менеджмент организации».
С 2009 года работает на кафедре «Гидромеханика и транспортные машины». В 2011 году окончил специалитет ОмГТУ и получил диплом инженера с отличием по специальности «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования». В настоящее время готовится к поступлению аспирантуру.
Женат.