1 августа вступил в законную силу ФЗ № 242 (от 18 июля 2011 года), который внес изменения в ФЗ № 69 «О пожарной безопасности» (от 21 декабря 1994 года) и ФЗ № 294 «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля и муниципального контроля» (от 26 декабря 2008 года). Начальник нормативно-технического отдела ГУ МЧС России по Омской области Управления надзорной деятельности Игорь БЕЛОУСОВ рассказал судебному обозревателю «КВ» о том, как эти новшества отразятся на работе его ведомства и на жизни предпринимателей:
— Что изменилось в проведении плановых проверок?
— Во-первых, хотел бы отметить, что скоро в названии нашего ведомства — Государственный пожарный надзор — появится еще слово «федеральный». Видимо, это связано с появлением еще нескольких надзоров в области обеспечения пожарной безопасности: ФГПН в лесах, на горных выработках и на объектах, где хранятся, используются и утилизируются взрывчатые вещества. Теперь о плановых проверках. Если раньше на строящихся объектах либо на объектах, где изменено их функциональное назначение, проверки планировались не ранее чем по истечении трех лет с момента, когда было зарегистрировано соответствующее юрлицо либо предприниматель, то сегодня согласно новым изменениям — по истечении трех лет с момента ввода объекта недвижимости в эксплуатацию. Видимо, по логике законодателя, нет смысла проверять объект сразу же после его ввода в эксплуатацию, раз строительный надзор уже дал свое соответствующее разрешение. В этом плане я лично с законодателем полностью солидарен.
— А внеплановые проверки?
— Теперь мы выезжаем на них, если в орган ГПН поступает в письменном виде информация о вводе объекта в эксплуатацию, либо об окончании капитального ремонта или реконструкции, либо об изменении функционального назначения объекта, от его собственника либо лица, уполномоченного владеть или распоряжаться имуществом. Также поводом для внеплановой проверки может послужить информация о каких-то нарушениях на объекте, опубликованная в СМИ.
— Такие внеплановые проверки вам нужно согласовывать с прокуратурой?
— Этот вопрос сейчас уточняется. Хотя по логике, раз законодатель уже предусмотрел, что ГПН проводит проверку, то вроде ее и согласовывать ни с кем не надо. В других случаях, не предусмотренных ФЗ№ 69, внеплановые проверки подлежат обязательному согласованию с прокуратурой. Еще одно изменение появилось в законе, опять же не в пользу предпринимателей. Раньше ГПН проводил внеплановые проверки только после выхода соответствующего распоряжения Правительства РФ. Например, произошел где-нибудь пожар в общежитии, а после этого правительство издает распоряжение о том, чтобы органы ГПН проверили все общежития на территории РФ. А теперь право инициировать такие проверки появилось и у органов прокуратуры — они могут наделить нас самостоятельными полномочиями на проведение проверки в любое время. До этого прокуратура могла проверять объекты только самостоятельно с привлечением специалистов ГПН и строго в рамках ФЗ «О прокуратуре».
— В каком случае теперь вы можете приостанавливать деятельность пожароопасного объекта на 5 суток?
— ФЗ № 242 внес изменения и в КоАП РФ. Раньше мы имели право в случае, если выявляем нарушения, которые создают непосредственную угрозу возникновения пожара, составить протокол об этом и направить его в суд. Затем суд в течение 5 дней выносил решение. Никаких обеспечительных мер до вынесения решения мы не могли принимать, а теперь с 1 августа 2011 года законодатель предоставил нам право самостоятельно приостанавливать деятельность юрлица или предпринимателя на 5 суток — накладывать пломбы, опечатывать помещения и т. п. Минус таких обеспечительных мер в том, что, если суд все же примет решение не в нашу пользу, то предприниматель может потребовать от нас возмещения причиненного ущерба или упущенной выгоды. Это может привести к тому, что сотрудники ГПН будут обращаться в суд только тогда, когда на 200%будут уверены в положительном решении. Например, в 2008 году был пожар в Омском химико-механическом колледже, где чудом никто не пострадал, хотя степень сложности развития пожара была очень высока. Так вот после этого пожара мы направили в суд материалы о временном запрете деятельности этого колледжа, так как там обнаружено было 56 нарушений. Однако суд не усмотрел в них наличия угрозы возникновения пожара и гибели людей и ограничился тем, что наложил на ответчика штраф. В сентябре будет повторная проверка. Кроме того, законодатель предоставил нам право обжаловать решения суда, чего ранее мы делать не могли. Помимо этого, введено было такое понятие как режим постоянного госконтроля (надзора). В связи с этим Правительством РФ будет определен перечень объектов, на которых будет осуществляться такой режим. Ст. 13.1 ФЗ № 294, где об этом говорится, вступит в законную силу только с 1 января 2012 года. В перечень войдут критически важные объекты (гидростанции, атомные станции, крупные объекты общественного назначения и т. п.), которые можно будет проверять хоть каждый день.
— Какие изменения были внесены в КоАП РФ?
— Например, 17 июня 2011 года вступила в законную силу ч. 12 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В ней говорится, что «невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего госпожнадзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей».