Шведы выбрасывают ноутбуки и закупают мусор из Польши

Дата публикации: 10 августа 2011

Продолжение, начало в № 29, 30

Весной с компанией единомышленников на двух автомобилях «Лада-Приора» мы осилили весьма нетривиальный маршрут: Омск-Питер-Хельсинки-Турку-Стокгольм-Мальмо-Копенгаген-Осло-Копенгаген-Лейпциг-Гамбург-Прага-Брест-Омск. Все путешествие уложилось в 20 дней, за которые мы посетили 8 стран. Итак, в прошлом номере мы рассказывали о том, как погуляли по Хельсинки, а затем из Турку на 12-этажном пароме прибыли в Стокгольм, где провели два замечательных дня.

30 апреля
День девятый.
Стокгольм – Мальмо (около 650 км)

В Мальмо к нашей знакомой Светлане мы выехали в 10 утра. Не торопились и по дороге не отказывали себе в удовольствии остановиться возле красивого озера с прозрачной водой или какого-нибудь памятника. Кстати, на пути к Мальмо мы впервые за все путешествие по Скандинавии заправились. Стоимость бензина была 1,6 евро за литр. В Швеции нам не встречались октановые указатели, а бензин обозначался какими-то названиями. Мы решили, что «супер-экстра» (или что-то типа того) – это и есть наш АИ-95. «Приора» проходила с баком в 43 литра около 660 км пути.
Проехав примерно 200 км, решили устроить себе пикник возле памятника двум куда-то убегающим обнаженным мужчинам. Наше знание шведского языка не позволило корректно прочесть табличку. Мы отлично провели время на пикнике и даже побаловали себя получасовым валянием на траве. Стояла жара, и мы загорали.
По дороге встречалось бесчисленное множество ветряков. Они были повсюду. Что говорить – шведы умеют работать с альтернативными источниками энергии. Кстати, чтобы быть до конца справедливым – в Башкирии мы видели три аналогичных ветряка!
Также на пути попадались целые поля, состоящие из солнечных батарей. Выглядело это футуристично.
Мальмо встретил нас уже под вечер. На улочках этого симпатичного городка с населением в 330 тысяч человек заметили редких прохожих. Навигатор нас вел только в район, где жила Светлана, а ее дом и улицу нам предстояло найти самостоятельно. Мы удивлялись, что на улицах почти никого не было. Оказывается, практически все горожане были на городском празднике, который проходил где-то на берегу Балтийского моря.
Как известно, язык до Киева доведет, так и мы, поговорив с местными, нашли нужную улицу и нужный дом. Поскольку Светлана тоже была на празднике, мы отправились гулять по городу. Побродив по незнакомым улочкам, уселись в кафе под названием «Папа Джо». Звонок Светланы известил нас о том, что она дома и ждет нас. Потом был торжественный ужин и разговоры-разговоры-разговоры…
На следующий день у нас были грандиозные планы. В обед мы собирались поехать поездом в Копенгаген (Дания), а оттуда – на вечернем пароме переплыть в Осло (Норвегия). В Осло мы останавливались на день, а потом на том же пароме возвращались в Копенгаген. Оттуда снова поездом в Мальмо. Маршрут нам разработала Света. Стоило это путешествие четыре тысячи рублей с человека. Считаю, что по две тысячи рублей на страну – это недорого.

Мы плывем в джакузи в Норвегию!

1 мая
День десятый.
Мальмо (Швеция) – Копенгаген (Дания)

Утром Фрэдрик — муж Светы — пожелал прокатиться на «Приоре». Ему понравились русские авто, и он об этом говорил неоднократно. В итоге он прокатился на моей «Приоре» (впервые в жизни), а я на его БМВ – тоже впервые. Несколько раз я предлагал ему поменяться машинами насовсем – без доплаты! Но он только улыбался.
Наша компания, сытно позавтракав, во главе со Светланой отправилась на вокзал. До Дании комфортабельным поездом (наподобие нашей приличной электрички) ехать было не больше 40 минут. «Приоры» остались в Швеции на парковке гостеприимного шведского дома.
Описывать Копенгаген не буду – это бессмысленно. Мне он очень понравился! И вот именно в Копенгагене в одном из магазинов я наткнулся на тот самый розовый самокат, который теперь колесит по родным омским улочкам. Но сразу я его не купил – решил взять на обратном пути.
Чисто случайно мы попали на авто-ретро-шоу и были в нереальном восторге. Шикарных раритетных автомобилей там было около сотни! Затем гуляли по Копенгагену до самого отплытия парома. А потом по привычной схеме – duty-free, ресторан, клуб. После ресторана наша компания решила сходить в сауну. Стоило на пароме это 5 евро.
В парилке сидели немногословные финны, шведы, датчане, норвежцы и прочие лица скандинавской национальности. Реагировали они на нас молчаливо-осуждающе. Все сидели молча, глядя перед собой и по-любому ни о чем не думали. Я в этом практически уверен. А мы ввалились, закатываясь от смеха, что-то громко вспоминали и эмоционально обсуждали наше путешествие. Европейцы были явно недовольны этим. Но мы, как порядочные туристы, поутихли, дабы никому не портить отдых.
Потом лежали в джакузи, смотрели через огромный иллюминатор на море и Славик опять нас развеселил:
— Помните, я говорил, что мы едем мимо омского мясокомбината в Швецию?
— Да, было забавно.
— Так вот, сейчас новая фишка – мы плывем в джакузи в Норвегию!

2 мая
День одиннадцатый
Осло (Норвегия)

В Осло было солнечно, но дул ветер. Не пронизывающий, но слегка некомфортный. Город нам понравился. Мы прогулялись по центру, а потом решили осмотреть фьорды. Небольшой прогулочный катер за 35 евро с человека в течение двух часов кружил вокруг маленьких островков, где были пришвартованы десятки яхт, сотни всевозможных катеров и лодок. Ветер подул еще сильнее, и нам выдали пледы, которые чуть-чуть облегчили жизнь. Но Славик предложил, как и подобает норвежскому моряку, выпить бакарди. Откуда-то пришла мысль, что именно ром спасал моряков от простуды и качки. А учитывая, что у нас была целая бутылка, в нашу команду моряков записалась еще пара итальянцев, которые просто были поражены, когда узнали, что мы приехали в Швецию из Омска на автомобилях.
И, между прочим, итальянцы, как и многие другие иностранцы, полагали, что мы весьма состоятельные люди, раз можем себе позволить такой длинный и такой «многострановый» отпуск. Нам так не казалось. Особенно в Норвегии. Эта страна, на мой взгляд, стоит как бы особняком от всех скандинавских стран. Во-первых, она однозначно богаче своих соседей. Резкий контраст с Финляндией. Во-вторых, норвежцы, как мне думается, никогда не откажутся от своей национальной валюты. Евро у них в ходу, но сильного восторга не вызывает. Сдачу в евро никогда не сдадут. Нам показалось, что для среднестатистического россиянина, к которым мы себя относим, Норвегии – дорогая. Или в Осло дорого. Но норвежцы чувствуют там себя получше, чем значительная часть наших сограждан на родине. В Норвегии также ярко выражена забота о детях. Это читается во всем – в детских площадках, количестве занимающихся спортом детей, созданными условиями для самореализации, даже детской одежде. Я уж молчу про игрушки.
Осло – красивый, спокойный северный город. В нем как-то тихо, несмотря на то, что это столица. Пространство и сама среда города рационально продуманы, все правильно и сделано с умом.
Но пришло время возвращаться на свой «ледокол», который стоял в порту и терпеливо ожидал возвращения своих пассажиров.

Экскурсия на «помойку»

3 мая
День двенадцатый.
Копенгаген (Дания) – Мальмо (Швеция)

Копенгагенское утро было теплым. Мы шли по знакомым местам и планировали купить сувениры. Я, как ярый противник всякого сувенирного скарба, представил себе лица своих друзей и знакомых и решил все же, что надо что-то привезти. Хоть бы и из Дании. Опять же, подарок дочке я уже выбрал – розовый самокат. Самокат мы нашли очень быстро. Стоил он 40 евро и был успешно приобретен в количество двух штук. Макс тоже не удержался от подарка племяннице. По Копенгагену гуляли около двух часов, а потом пришли на вокзал, где погрузились в поезд до Мальмо.
В Мальмо нас встретила Света и накормила вкусным обедом. После этого мы поехали на неформальную экскурсию по Мальмо и в небольшой шведский городок Лунд. Ездили везде на БМВ Светы. Она, собственно, нас и возила. Поскольку экскурсия была неформальной, то мы сразу поехали на «помойку».
Вернее, в некое место, куда свозился мусор. Там его сортировали и отправляли на переработку. Когда мы увидели здоровую телегу, доверху набитую ноутбуками и серваками, возникло острое желание что-нибудь оттуда прихватить… Там было навалом телевизоров, мониторов и всевозможной бытовой техники. Как вы понимаете, если бы мы смогли остаться там хотя бы на ночь, то количество неработающей техники резко уменьшилось бы. Уж 3-4 сервака мы точно собрали бы, а уж про ноутбуки – вообще молчу. Но шведы все это выкидывают – проще купить новое. Понятно, что мусор они сортируют – стекло отдельно, бумага отдельно, металл отдельно и т.д. Там же мы узнали, что Швеция закупает в Польше мусор! И, сжигая его, отапливается им.
Потом мы посетили Лунд и офис «Сони Эриксон», где работает Света.
Возвращались мы под моросивший дождик. Последний торжественный ужин в доме Светы был восхитительным. Как же все-таки хорошо, что даже в Швеции есть свои!

Гамбург: русские пацаны и «ТРАВОЛТА»

4 мая
День тринадцатый.
Мальмо (Швеция) – Дания — Гамбург (Германия) – около 550 км

Прощались на автозаправочной станции, где заправили по полному баку (стоил бензин около 1,5 евро за литр). Путь лежал в Гамбург, где нас тоже ждали свои! Ждал нас Валера – одноклассник Славика, бывший омич, который много лет назад уехал на родину НИЦШЕ и ГЕТЕ. Предстояло проехать по территории Дании, а потом попасть в Германию. Сразу скажу, что нигде в Европе и Скандинавии мы не видели хоть какого-нибудь подобия границ или хоть какого-то шлагбаума. Ни одного пограничника, ни одного поста, никаких досмотров. Не верьте тем, кто говорит другое! Мы даже полицию не видели… Камер там, конечно, много, но полицейские нам не встречались! Мы там даже не видели каких-то вывесок и столбов, типа – Германия или Дания. Понимание того, что мы переходили границу, приходило только с помощью оператора связи МТС, который, не переставая, приветствовал нас то в Финляндии, то в Норвегии, то в Германии.
Два красивейших и достаточно длинных моста (более 15 км) были испытанием. Первый связывал Швецию и Данию. То есть въезжаешь на мост ты в Швеции, а съезжаешь с моста – уже в Дании! Испытанием для нас была невнятная перспектива оплаты, так как мосты были платные. Мы не знали, сколько платить и в какой валюте. Но на въезде ситуация прояснилась. Платить можно было либо национальной валютой Швеции (на первом мосту), либо датскими кронами – на втором. Евро тоже принимали, но по такому невыгодному курсу, что мы были в бешенстве. В общей сложности за оба моста мы заплатили около 90 евро на всех.
Данию проскочили, как показалось, довольно быстро, и появились первые немецкие автобаны. Что про них скажешь? Дороги широкие, ровные, асфальт прекрасный. В «Приоре» сидишь, как в мерсе.
До Гамбурга не добрались, а долетели. Средняя скорость – 140-150 км/ч. На такой скорости «Приорка» съедала 7 литров на сотню км. На автобанах понравились еще нормальные указатели, понятные даже на немецком языке, отличные парковки в виде карманов, в которые заезжаешь с автобана. На парковках – отличный туалет, где можно даже умыться нормальным мылом из дозатора. Также нередки кафешки.
И выезд на автобан тоже удобный. Есть длинная полоса для разгона, с которой на высокой скорости можешь спокойно перестроиться в общий поток. Да что там говорить — Европа! В Гамбурге снова заправились. Бензин отличный. Стоимость – 1,4 евро за литр.
В Германии навигатор нас слегка подвел и мы не смогли найти место встречи, которое предлагал Валера. В итоге заплутали в каком-то отдаленном райончике и встали у станции метро. Сообщили Валере название станции, и он обещал прибыть в течение 40 минут.
…Неожиданно показалось, что мы в России! Мы оглядывались и начинали искать, что именно здесь нам кажется таким родным.
Возле хлебного магазина стояли три пацанчика с «семками»… Лузгали они их и плевали прямо здесь – не сходя с места. Одеты были соответствующе – во все темное. Пялились эти джентльмены на нас тоже соответствующе – в Европе так никто не смотрит – пристально и с вызовом. Потом появились бабушки в платочках! В спальных районах Омска они обычно царственно восседают на скамейках и все про всех знают. Отличить омских бабушек от гамбургских я бы не взялся. А потом послышался русский мат… Я не выдержал!
— Не, ну вы это все видите?
— А то! Мы в России, мужики!
— Да ладно, что происходит-то? Русское гетто?
Объяснил все нам подоспевший к тому времени Валера. Вернее не так. Сперва я увидел Джона ТРАВОЛТУ, подходящего к нашей машине и распахивающего руки, чтобы обнять Славика! Смотрите сами – сходство с голливудским актером потрясающее!
Валерий нам объяснил, что мы припарковались в конкретно русском районе. Поэтому здесь все нам такое «близкое и родное». Именно сюда заселяли иммигрантов из бывшего СССР.
Валера упал на переднее сиденье, и неутомимая с самого Омска «Приора» повезла нас к нему домой. Чуть позже подтянулся еще один русскоговорящий парень – Игорь. Он принес свежую мысль о том, что нет ничего лучше, чем гулять по ночному Гамбургу, а перед этим выпить настоящего немецкого пива в каком-то пабе. Возражать против такого плана мог только сумасшедший.
Ночной Гамбург, по количеству людей на улицах ничем не уступал дневному. А может, даже превосходил. Мы вдыхали сочный портовый воздух и пытались хоть немного почувствовать той, совсем не нашей жизни…
Пиво в маленьком немецком ресторанчике оказалось отменным! Оно пахло горелым хлебом, хмелем, какими-то полевыми травами и еще бог знает чем. Там же к нам подсела интернациональная компания из двух девушек и парня – немцев, одной еврейки и латышки. Надо сказать, мы весело посидели. На каком языке все говорили – помню плохо, но понимание было исключительным. Даже анекдоты рассказывали.
Потом шумной компанией вывалились на пестрые улицы Гамбурга. Валера что-то пытался показать нам, но мы ни черта не могли разглядеть, кроме Эльбы и разрушенной церкви. Вернулись домой на такси и сразу уснули.

Окончание следует.


Максим АЛАЕВ
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/08/31/shvedi_vibrasivayut_noutbuki_i_zakupayut_musor_iz_polshi_