Сергей ЗВЯГИНЦЕВ, заместитель директора компании «Юнис-Лада»: «Водители снимут шашки, и город останется с 1 января без легального такси»

Дата публикации: 17 августа 2011

Крупнейшая таксомоторная компания «Юнис-Лада» (ежедневно на линии около 600 машин, а всего договоры заключены с тремя тысячами водителей) работает на омском рынке уже около десяти лет. О том, как руководство организации оценивает новый федеральный закон, регулирующий деятельность такси, обозревателю «КВ» Ольге УМОВОЙ рассказал заместитель директора компании «Юнис-Лада» Сергей ЗВЯГИНЦЕВ.
— Сергей Евгеньевич, таксисты компании «Юнис-Лада» уже подают заявки на получение лицензий?
— У нас в собственном таксопарке 28 машин, мы подали документы на лицензирование и уверены, что получим соответствующие разрешения. До сведения водителей, работающих с нами на своих машинах, мы довели список необходимых документов, приняли на работу консультантов, которые помогают водителям составить заявления. Кроме того, мы приняли решение возместить водителям ИП пошлину за лицензирование (1 000 рублей). То есть по факту мы уже несем эти расходы. Но, несмотря даже на такие условия, я уверен, что немалая часть таксистов города просто не станет получать разрешения.
— Откуда у вас такая уверенность?
— Я каждый день общаюсь с водителями, знаю их оценку происходящего. Каждый водитель согласно закону должен открыть ИП или устроиться на работу к юрлицу. У нас 70% водителей работают по договору, имея другое основное место работы, и выезжают на линию в удобные для них часы, чаще всего пиковые. Им нет смысла открывать ИП, так как налоги будут съедать весь небольшой их доход, и они не могут устроиться к нам на работу. Не у каждого есть возможность стать предпринимателем, у кого-то, к примеру, машина оформлена на жену или других родственников. И все они вынуждены будут уйти из легальных перевозок, потому что штраф за отсутствие разрешения в размере 5 000 рублей никому платить не захочется.Дело в том, что как только водитель снял с крыши шашки и положил их в салон, он становится безличным, и доказать его участие в коммерческих перевозках практически невозможно. В жесткие рамки поставлены и мы, ведь еще одна норма этого закона заключается в том, что, если компания присылает машину, которая не имеет разрешения, организацию штрафуют в размере 150 000 рублей.
— Но штрафы ведь начнут выписывать только с 1 января 2012 года?
— Протоколы об административном нарушении, заключающемся в отсутствии разрешения, предполагается составлять уже с 1 сентября, хотя любому понятно, что с этого дня только начинается выдача лицензий. А с 1 января будут введены штрафы. На получение необходимых разрешений дано три месяца. По истечении этого времени и начнутся проблемы на рынке.
— Кто будет контролировать исполнение закона и насколько жестко, на Ваш взгляд, будут относиться к нарушителям?
— Пока у нас нет четкого понимания, кто будет контролировать исполнение закона. Раньше функции контроля за рынком такси выполняло УГАДН, разумеется, будет участвовать ГИБДД. Реализация положений закона приведет к тому, что водители, образно говоря, выбросят шашки и припаркуются на остановках, чтобы ловить с колес. Лицензированную машину из службы такси будет невозможно дождаться. А вот если бы начали наводить порядок именно с бомбил, положительный результат не заставил бы себя ждать. Так что в положениях нового закона мы усматриваем новый всплеск незаконных перевозок.
— Как вы относитесь к необходимости устанавливать на все машины таксометры?
— Это абсолютно нерабочая идея. Да, мы купим таксометры по цене 1 000 рублей за штуку, но пользоваться ими не имеет смысла – диспетчер при получении заказа по специальной программе рассчитывает стоимость поездки по кратчайшей дороге. Следить за таксометрами нереально – водитель может накрутить там что угодно, установить стоимость километра самостоятельно, и проконтролировать его будет трудно. А мы называем клиентам стоимость поездки еще до приезда машины, и какие-либо наценки со стороны водителя в этом случае исключены. У нас в Таре, в Калачинске открыты службы такси, и проезд, к примеру, в Калачинске стоит 50 рублей в любую точку. Скажите мне, пожалуйста, зачем там таксометры? Еще обязывают ездить с шашками. Но есть водители, которые берегут свои автомобили и не хотят ставить шашки, чтобы не поцарапать крышу, есть клиенты, которые просят прислать им машину без шашек, и это тоже их право.
— Как вы считаете, в ближайшее время стоимость проезда в такси из-за законодательных нововведений изменится?
— К новому году стоимость проезда в таксомоторных компаниях обязательно вырастет. За вчерашний день ко мне пришли пять водителей с просьбой: возьмите меня хоть грузчиком, хоть механиком, на линии работать мне скоро станет невыгодно. Вот какая оценка закона у водителей. Исполнителей заказов станет меньше, и компании неизбежно поднимут цены.
— Получается, что таксисты против уплаты налогов?
— Вовсе нет, мы не против уплаты налогов и вообще готовы поддержать разумные инициативы. Так, мы двумя руками за введение патентной системы на рынке такси. Заплатил раз в квартал за патент — работай спокойно. Но мы против таких инициатив, как ежедневное заполнение путевого листа, с прохождением медосмотра и техосмотра. Это просто неподъемные расходы для таксистов при нынешних расценках. У нас механики в день осматривают сто машин, при этом на линии находится порядка 600 машин, а всего их у нас около 3 000 в городе. То есть каждую машину мы минимум раз в месяц проверяем. Новый закон предполагает ежедневное составление путевого листа и осмотр машины, а также медицинское освидетельствование перед выходом водителя на линию. Но это нереальные затраты, которые придется нести именно водителям, а значит, их клиентам. Для водителя услуги медика будут обходиться примерно 800 рублей в месяц, и эти затраты придется закладывать в тарифы. Как будут работать те, кто выходит на линию ночью, в шесть утра? Нам круглосуточно держать на работе десяток медиков? Хочу заметить, что за годы существования компании я не припомню случаев, чтобы состояние алкогольного опьянения было зафиксировано у кого-нибудь из наших водителей.
— Но ведь путевой лист введен еще и для того, чтобы отслеживать время нахождения водителя в работе, ведь часто таксисты работают более 10-12 часов, утомляются, и это небезопасно.
— Есть такие водители, которые в течение целого дня не могут работать по состоянию здоровья – сахарный диабет, проблемы с желудком. Есть водители, которые предпочитают работать лишь в часы пик, и это удобно и для нас, поэтому мы не ограничиваем такие инициативы. Если таксист в долгах и ему нужны деньги, он просидит за рулем 15 часов и найдет возможности уйти от ответственности. За пять лет моей работы в этой должности не было ни одного случая, когда наш водитель уснул за рулем. Надо понимать, что все медосмотры и техосмотры сведутся к формальностям. Если водитель пьян и его остановил сотрудник ГИБДД, он просто не покажет путевой лист, зачем ему подставлять медика. Вы не задумывались, почему все оставшиеся от советских времен таксопарки умерли? У них были необоснованные расходы из-за содержания большого количества механиков. Невозможно путевой лист оформлять каждый день.
— И все-таки, Сергей Евгеньевич, дайте предварительный прогноз развития событий на рынке после 1 января 2012 года.
— Общий итог зависит от того, насколько рьяно контролирующие органы возьмутся исполнять закон. Если будут строчить протоколы один за другим, водители, как я уже сказал, снимут шашки. Город останется без официального такси. Пострадают и жители города, потребности которых не смогут удовлетворить таксомоторные компании по доступной цене. Кому-то просто придется пересесть на общественный транспорт. В итоге те, кто вечером возвращается домой, будут ехать в тех же маршрутках, и о какой безопасности омичей может идти речь. Или пассажиры будут ездить с бомбилами, спрос с которых по определению невелик. Стоимость поездки может в итоге вырасти на 30-40%.
— Но вы же можете делать ставки на сервис, на безопасность, и клиенты пойдут к вам, а не на остановку ловить машину.
— Мы-то можем, но что мы сделаем, если у нас не будет водителей? Мы вынуждены будем поднять цены, чтобы отсеять часть клиентов и справиться с оставшимися. Нам бороться с теми, кто стоит на остановках, ожидая клиента, в этих условиях будет нереально. Любой из них может получить лицензию. Но если произойдет какая-то ситуация, связанная с безопасностью пассажиров, какой с одинокого ипэшника спрос? А у крупной компании между тем есть ресурсы, есть возможности разрешить какой-либо вопрос. И вообще хочу отметить, что у нас в компании на сегодня требования к водителям намного жестче, чем в новом законе. Это касается и состояния машины, и уровня сервиса, и контроля по стоимости.
— Так каковы тогда ваши предложения, какие изменения в законодательстве вы считаете необходимыми?
— Наше пожелание в заключается в следующем: нужно действительно вести политику по открытию ИП или дать возможность таксистам оплачивать патент. А вот риск получить пять тысяч штрафа лишь приведет к уходу водителей с рынка. Без шашек едешь – автоматически получаешь такой штраф в случае контрольной закупки. Или возьмем другую ситуацию: водитель зашел в кафе, в это время конкурент снял шашки с его авто, все, пожалуйста, штрафуйте и никому ничего не докажешь. Если и пополнять бюджет за счет таксистов, то нужно продумать ситуацию так, чтобы и таксистам был от этого какой-то резон. Я вообще считаю, что в Омске идеальная ситуация с такси, которая сложилась благодаря высокой конкуренции. И сервис на уровне, и цена ниже, и ДТП с участием таксистов все реже происходят.
— В каких регионах присутствует компания «Юнис-Лада» и как обстоят дела там?
— В Новосибирске мы присутствуем с сентября прошлого года, за последнее время туда пришел ряд компаний из других регионов. Кроме того, у нас есть филиал в Екатеринбурге, который работает в течение трех лет, а еще раньше мы открылись в Тольятти. Везде, по сути, ситуация схожая – положения нового закона не применимы на практике. Но чьи-то интересы все равно лоббируются. В Екатеринбург уже пригнали из Москвы изношенные «Волги» желтого цвета, на которых не одно поколение таксистов отработало, и ждут, когда их начнут скупать. В Новосибирске уже приняли решение с 2015 годадопускать на рынок перевозок только машины белого цвета, и там очевиден частный интерес крупного местного перевозчика.
— Какие-то еще города вам интересны с точки зрения открытия филиалов?
— Планы по охвату регионов у нас серьезные – хотим зайти в Кемерово, Новокузнецк, нам интересны также Самара и Казань.
— Ждете, когда выяснится там ситуация с реализацией нового законодательства?
— Нет, останавливает нас другое. Вопрос только в «красивых» телефонных номерах – как только мы найдем в каком-нибудь из городов легкозапоминающийся номер, сразу откроемся там. Вообще номер – это самое ценное в такси. Вот недавно Ростелеком продал омский номер из шести троек за 750 000 рублей. К сожалению, мы не смогли его купить, а если бы тендер был открытым, мы бы, наверное, заплатили больше и забрали его.
— Каковы финансовые условия работы таксистов в вашей компании?
— Наши водители платят нам только с заявки – 25-30 рублей. Это так называемый диспетчерский процент за обработку заказа. В «Юнис-Ладе» стоимость проезда складывается из стоимости минимального проезда (до 2 км включительно) в размере 90 рублей и 8 рублей за каждый последующий километр, под другими нашими брендами («Копейка», «Империя», «Пуля», «Чудо») стоимость составляет соответственно 90 рублей и 6 рублей. У нас когда-то была цена и 10 рублей за километр, но не смогли работать по ней из-за конкуренции. Предполагаю, что после вступления положений закона в силу у всех служб такси ценник будет100 рублей минималка и 10 рублей километр, и не ниже.
— Во сколько обойдется водителю исполнение требований закона?
— По нашим подсчетам, только налогов ипэшники будут платить в год порядка 24 000 рублей. Еще 15-20 тысяч потратят на медика и механика. Простой подсчет даст таксисту надежду на то, что вероятность попасться на проверке и получить штраф в 5 000 рублей меньше, и этот вариант не такой затратный.
— А разве раньше не платили таксисты штрафы за незаконную работу?
— Все новое – это хорошо забытое старое. Вообще весь порядок работы таксиста давным -давно прописан в законе о пассажирских перевозках, но административной ответственности там не было предусмотрено, за исключением незаконного предпринимательства. Многие водители были индивидуальными предпринимателями, но закрыли ИП из-за внезапно выросших налогов. В том случае если таксист не является ИП и не устроен на официальную работу в таксомоторную компанию, по старой норме он платит штраф в размере 500 рублей. Но никто и это требование закона не исполнял. А теперь, по сути, компания будет платить за то же нарушение штраф 150 000 рублей. С одной стороны, есть предположение, что и сейчас будет так — водители получат разрешение на пять лет, а через год власти о нем забудут. Да и смысл давать разрешение на пять лет? Какая машина выдержит в такси столько? Обычно таксисты, которые работают на автомобиле постоянно, меняют машину каждые два-три года.
— На ваш взгляд, таксистам еще не поздно попытаться внести изменения в новый закон?
— Мы надеемся, что власти все-таки не допустят гибели легального такси. Мы пытались обсуждать эти вопросы в региональном минпроме, но там лишь разводят руками – таков федеральный закон. Насколько мне известно, до 4 сентября принимаются в Госдуму РФ на рассмотрение поправки к закону и в октябре не исключены какие-нибудь изменения в сторону совершенствования норм. Однако у власти по-прежнему слабое понимание ситуации в регионах. Закон писан под московский рынок и призван навести порядок на нем, а возможно, еще и учесть чьи-то интересы. В большинстве регионов на рынке такси порядок, разобраться-то законодатели, очевидно, хотели в Москве, а получилось так, что в регионах от этого могут пострадать рядовые граждане.
— Работа таксиста неизбежно станет менее доходной?
— Дело даже не в доходе. Водитель, тем более тот, который работает сам по себе, найдет, на чем сэкономить. Завтра он не заедет на мойку, послезавтра вовремя не поменяет резину. Мы не против, пусть выдают разрешения, пусть учитывают опыт водителя, пусть учитывают марку и состояние машины и определяют ценовой сегмент, в котором она может работать. Ведь и ВАЗ-2106 может быть исправным, а иномарка, наоборот, убитой. Но пусть сначала решат вопрос с бомбилами. Тогда те же самые бомбилы придут к нам и будут работать законно. Мы говорили об этом на собрании в ГИБДД, нам ответили, что лоббировать наши интересы они не будут. Что ж, ради бога, только когда рынок уйдет в тень, потеряет прежде всего покупатель услуги.
— Таким образом, будете надеяться, что рьяного контроля за исполнением закона не будет?
— Есть такая вероятность, что водители сделают разрешения, их погоняют месяц-два, а потом все успокоится. Оштрафуют для вида пять-десять человек, отчитаются об исполнении закона, и все. Это неправильно, это только лишние затраты и никакой пользы для рынка, но так у нас в России обычно происходит.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/08/32/573990