Светлана ТИТОВА заняла второе место в рейтинге лучших омских финансовых директоров, чему она сама несколько удивилась: «Я работаю в ГК «Титан» всего полтора месяца». Впрочем безупречную репутацию Светлана Иосифовна заработала ранее — еще работая финансовым директором Омскгоргаза и заняв на этой должности в 2008 году в предыдущем рейтинге лучших финансовых директоров опять же второе место. Корреспондент «КВ» Лев АБАЛКИН поинтересовался, что предшествовало столь высокой оценке.
— Светлана Иосифовна, значит, вы и двух месяцев не работаете в «Титане»?
— Зато компанию я знаю очень давно, даже, как выяснилось, знала еще до переезда в Омск.
— Были какие-то взаимоотношения еще в Казахстане?
— Когда я приехала в Омск и работала в банке, где «Титан» был клиентом, выяснилось, что у них есть казахстанский бизнес и что название этой компании мне знакомо, потому что я работала в управлении межгосударственных расчетов Центрального банка Казахстана. Эти компании достаточно крупные, и они там тоже были на слуху. Более того, я там, в ЦБ, видела старшего СУТЯГИНСКОГО, и когда увидела его здесь, вспомнила о той встрече.
— В чем разница между работой в Омскгоргазе, ПРП «Омскэнергоремонт» и здесь?
— Горгаз – это на стыке бизнеса и государственного регулирования. ПРП 95% выручки дают отношения с материнской компанией – ТГК-11. А «Титан» – это в чистом виде бизнес-структура.
— Но до вас же кто-то работал на этой должности, если вас пригласили, значит, что-то не устраивало в этой работе, и вам должны были сказать, что от вас ждут.
— На мой взгляд, от меня ждут организации системности в работе с дочерними и зависимыми обществами, в том числе и с точки зрения контроля за финансовым состоянием и финансовыми потоками. Компания достаточно крупная, и она требует большей формализации в работе с дочерними компаниями, формализации управленческих решений, в оценке инвестиционных проектов.
— Формализация? А как же творческая составляющая? Талант финансиста?
— А формализовать – это не так-то просто. У меня первая профессия – математическое моделирование. Могу рассказать по этому поводу историю с предыдущей моей работы в ПРП «Омскэнергоремонт». Было там такое понятие — формирование резерва на ремонт основных средств в бухгалтерском учете. Ты собираешься, скажем, у себя провести ремонтов на 100 миллионов рублей и, соответственно, в годовой план ставишь эти 100 млн. Потом по концу года считаешь, сколько сделал фактически, сколько планировал, и разницу относишь на доходы или на расходы. Когда в организации, как, например, в материнской ТГК-11, большой объем ремонтов, в этом есть смысл.
— ПРП ведь сама ремонтная организация…
— Что нам себе ремонтировать? Здание? Такого большого объема ремонта нет. У нас основная доля в расходах была зарплата и материалы. А остальное – копейки. А каждый месяц надо было считать факт, доли высчитывать, бумажки оформлять, по концу года по каждой позиции корректировать все это -, это было очень хлопотно и непонятно зачем. Я очень долго пыталась убедить ТГК-11 отменить эту бессмысленную, на мой взгляд, работу. А потом с 1 января 2011 года произошли изменения в российском законодательстве – и эти резервы отменили.
— Для всех?
— Для всех. А вы думали, только для ПРП? Потом я в беседе с сотрудниками ТГК пошутила, что с Государственной думой было легче договориться, чем с ними. Однако сейчас я как раз нахожусь в другой позиции над дочерними предприятиями. И выясняется, что, когда ты в роли дочерней компании, тебе кажется, что они там высоко сидят и не понимают всех твоих чаяний. А когда ты переходишь наверх, то приходит понимание, что есть что-то в том анекдоте про физика и математика, которым поставили задачу вскипятить чайник. Физик говорит: надо взять чайник, налить воду и поставить его на огонь. А если в чайнике уже есть вода? Значит, просто поставить на огонь. Математик в первом случае говорит то же, что и физик. А вот на вопрос: если в чайнике уже есть вода, — отвечает совсем по-иному: надо вылить воду и свести решение задачи к первому алгоритму. Иногда какая-то унификация, стандартная с точки зрения консолидации всего, теперь я понимаю, может быть важней, чем трудозатраты отдельного предприятия.
— Пусть безобразно, но однообразно.
— Да в однообразности есть свой плюс для больших холдингов. Это говорит еще о том, что надо социально адаптировать свои решения. Если ты потратишь несколько минут на пояснения, зачем так сделал, а не иначе, для них это уже не будет бессмыслицей. Я стараюсь своим подчиненным эту или другую мысль обязательно донести. Тем более мне всегда симпатичнее талантливые сотрудники, понимающие, что они делают, а не просто исполнители. Помню, когда работала руководителем департамента в администрации города, брала сотрудника на уровень замначальника отдела. Он спросил: а какая у меня перспектива карьерного роста? Я ему ответила: есть перспектива подсидеть меня. Совсем так не получилось, но было близко к этому: он потом стал заместителем директора департамента. Когда берешь бестолковых, на их фоне, может быть, и радужно выглядишь, но меня это не вдохновляет.
— Сколько человек под руководством?
— Ко мне относится финансовая служба, экономическая, бухгалтерия, IT-департамент и отдел консолидированной отчетности и налогового планирования. Всего получается около 50 человек.
— В прошлый раз, три года назад, я вас спрашивал о взаимоотношениях финансового директора с главных бухгатером.
— Когда я в ПРП пришла, то поняла, что они готовились к моему приходу, даже распечатали наше с вами прошлое интервью 2008 года. В этой организации главбух как раз не подчинялся финансовому директору, и я поняла, что они очень подробно изучили мой ответ на этот вопрос, и даже видела настороженность в глазах главного бухгалтера.
— Но должен все-таки главбух подчиняться финансовому директору?
— С моей точки зрения, должен. В прошлый раз мы с вами говорили, что согласно российскому законодательству главбух подчиняется генеральному директору. Поэтому многие главные бухгалтеры считают, что должны выходить на директора напрямую.
— Что удалось сделать за эти полтора месяца?
— Сразу не скажешь… Ну снизили ставку по кредиту одного очень крупного банка, летали в Москву. Сейчас хотим оптимизировать кредитный портфель.
— Да, всем известно, что группа компаний «Титан» весьма закредитована.
— Что значит закредитована? Когда в прессе пишут о каких-то претензиях к компании, скажем, на 30 миллионов, то надо соизмерять их с выручкой, каковая у нас свыше миллиарда в месяц. То есть надо соотносить цифры, которые озвучивают, с размером компании. Безусловно, мы кредитуемся. Я не знаю в Омске крупных компаний, которые бы не кредитовались. Вы даже рейтинг свой составляете исходя из банковских оценок.
— Что за сегодняшний день вы сделали?
— Мы проводили совещание и структурировали несколько сделок, потому что там предполагаются инвестиционные проекты, и нам надо понимать, как и что делать. Эта одна история была, а вторая — мы готовимся к балансовой комиссии, я смотрела отчеты за полугодие каждого нашего предприятия в отдельности, ведь надо сформулировать вопросы и задачи, которые надо будет поставить на этой балансовой комиссии. А это требует времени. Плюс обсуждали экономическое состояние одного из дочерних предприятий, думали, как реструктуризировать его обязательства. Плюс утверждение сводного финансирования на день – распределение денежных средств.
— Именно вы утверждаете распределение финансов по холдингу?
— Конечно, но без детализации. Однако платежи – это некая конечная инстанция. Мне всегда симпатичнее заниматься построением системы контроля за возникновением обязательств, а не тем, что на выходе. Сам процесс вхождения или невхождения в тот или иной проект, заключение договоров. Эти вещи для меня более значимы. Ведь если договор заключен, все уже сделано, все подписано, все обязательства зафиксированы, то потом платежи уже вторичны. Кроме того, переход на новое место работы — это всегда адаптация и меня к новому коллективу, и коллектива ко мне, что отнимает немало времени. К сожалению, пока не удалось поехать на завод, хотя мы уже договорились с технической службой.
— Чтобы своими глазами посмотреть?
— Мне кажется, если ты говоришь об экономике предприятия, безусловно должен понимать производство. Ты, конечно, не должен подменять инженера-технолога, но представление о производственном процессе у тебя должно быть четкое.
Я в Горгазе читала правила ведения газового хозяйства и достаточно хорошо ориентировалась. Поэтому, когда защищали тарифы, видела, что другие предприятия приходят с техническими специалистами, а я ходила в РЭК одна, потому что мне казалось, что на том уровне, какой нужен для защиты тарифов, я могла рассказать и о производственном цикле, и что где когда должно происходить у нас и какие технологические процессы и потери происходят. В ПРП я тоже ездила на объекты и смотрела, как производятся работы и саму технологию, чтобы правильно понимать и оценивать, да мне это просто интересно.