Думаю, 2 сентября 2011 года следует навсегда внести в омский календарь в качестве красной даты. В этот день открылся долгожданный подземный пешеходный переход на перекрестке Красного пути и улицы Фрунзе. Иначе говоря, первая часть вестибюля первой станции первого пускового участка первой линии омского метрополитена имени понятно кого. Сразу предупреждаю, я не разделяю мнение отдельных остроумцев, которым только дай повод позубоскалить над стройкой века. Мол, в Омске уже есть метромост, торговый комплекс «Метромол», гипермаркет «Метро», а теперь к этому списку присоединился и метропереход, вот только самого метро не видать даже на горизонте. Да разве в этом дело, господа?
Столько лет нам мозолил глаза этот безобразный забор в самом центре нашего любимого города, а теперь его убрали наконец и никогда (я очень надеюсь) не поставят обратно. Разве это не праздник? Праздник, однозначно. К тому же не просто одним забором в Омске стало меньше, а еще и совокупная кубатура подземных сооружений, которыми лично я пользуюсь в ежедневном режиме, существенно приросла. Как сообщают официальные власти, длина перехода, имеющего четыре выхода, с учетом вестибюльной части станции составляет 183,5 метра, ширина – 6 метров, высота – 3 метра (общий объем – 3 303 кубометра!). Причем переход располагает и всеми необходимыми помещениями, и технологиями, которые входят в систему жизнеобеспечения метрополитена.
А еще где-то там, совсем рядом, за неприметной серой фальшстеной находятся настоящие посадочные платформы станции «Библиотека им. Пушкина» и вход в тоннели. Пусть они еще скрыты от посторонних глаз, но они есть. Не успеем оглянуться, как наполнятся эти тоннели шумом первых в России футуристических электропоездов без машинистов и помчатся стремительные сдвоенные вагоны без пассажиров от фальшстены на станции «Библиотека им. Пушкина» к фальшстенам на станциях «Заречная», «Кристалл» и «Соборная».
А если кому-то показалось, что на церемонии открытия подземного перехода власти немного переборщили с пафосом, так это ничего. Это бывает. Такова природа любой власти на евразийских просторах. Когда я месяц назад был в столице Украины, приятель-киевлянин рассказывал историю многократного торжественного открытия осенью 2010 года одной той же линии скоростного трамвая от вокзала до кольцевой автодороги, которая перманентно строилась с 1979 года. Часть этой линии сдали в эксплуатацию в 2000 году, потом часть этой части разобрали, а оставшуюся часть решили в 2008 году кардинально переделать, совместив с городской электричкой.
В октябре прошлого года киевская власть за две недели торжественно открыла 11 станций скоростного трамвая, и почти сразу эти станции стали по очереди закрываться на комплексную реконструкцию, после которой их открывали еще более торжественно. Я вас умоляю, половина жителей Киева надорвала животы от смеха, так что не нужно мне рассказывать, будто ничего более странного, чем омское метро нет. Мне только немного жаль подрядчика метро – НПО «Мостовик». Годовая выручка компании Олега ШИШОВА уже сравнялась с годовым бюджетом Омской области, и «Мостовик» мог бы, я думаю, весь Омск продырявить за два года, а его заставляют ковыряться детской лопаткой в песочнице.