Омичам посоветовали брать пример с Диснейленда

Дата публикации: 07 сентября 2011

На первом форуме «Ледовые дворцы России» высказывались самые смелые бизнес-идеи

2 и 3 сентября в Омске проходил форум «Ледовые дворцы спорта России: инвестиции, управление и развитие». На этом мероприятии чиновники из министерств спорта сибирских и уральских регионов и девелоперы обсуждали, что нужно сделать, чтобы инвесторы начали вкладывать деньги в строительство и содержание спортивных сооружений. В качестве экспертов на форуме присутствовали директор-распорядитель чемпионата мира Хельсинки-2012, руководитель крупнейшего в Финляндии ледового центра Юкка ТЕНХУНЕН и генеральный директор инвестиционной компании Nai Becar Давид ГОДШО. Иностранцы заверили гостей, что в Европе и Америке спортивные объекты приносят собственникам прибыль, хоть и небольшую. В России же строительство и содержание спортсооружений по-прежнему статья расходов федерального и местных бюджетов. Чиновники, строители и бизнесмены попытались найти рецепт дешевого спортсооружения, привлекательного для капиталовложений.
Заместитель министра по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области Виктор БАБКИН отметил, что строительство спортивных объектов – одна из важнейших задач не только для федерального центра, но и в регионах.
Федералы выделяют огромные средства для подготовки к Универсиаде, Олимпиаде и чемпионату мира по футболу, которые в ближайшие годы пройдут в России. Однако строительство спортивных объектов ведется не только в Казани, Сочи, Москве и Санкт-Петербурге. Омская область также занимает одно из лидирующих мест по количеству спортивных объектов, введенных в эксплуатацию: за 6 лет в городе и области построено 9 крытых ледовых катков, 7 стадионов и несколько комплексных спортивных объектов. Чиновник отметил, что форум, посвященный строительству и эксплуатации ледовых дворцов, нужен для того, чтобы еще более эффективно расходовать федеральные и региональные средства:
— В Омской области практически 15 лет действует губернаторская программа строительства спортивных объектов. Ежегодно областные спортивно-культурные праздники «Королева спорта» и «Праздник Севера» собирают все муниципальные образования Омской области. Два раза в год к этим событиям строятся либо реконструируются комплексные спортивные объекты. Мы ожидаем, что объединение наших интеллектуальных усилий позволит нам выполнить федеральную целевую программу, она предусматривает строительство 4 000 крупных спортивных объектов к 2015 году.
Генеральный директор аналитической компании на рынке коммерческой недвижимости Nai Becar Давид ГОДШО отметил, что в мировой практике очень мало примеров коммерчески успешных спортивных объектов. Но деньги в этой сфере заработать все-таки можно: нужна эффективная бизнес-концепция и грамотный менеджмент. ГОДШО считает, что россиянам нужно брать пример с Диснейленда:
— Вчера мы посетили Дворец спорта им. Кожевникова. Качество постройки и оборудования соответствуют мировому уровню, но концепция не соответствует: это хорошее место, чтобы заниматься спортом, но оно не прибыльное — огромное количество свободной площади, неиспользуемые коридоры, проблема в том, что если вы захотите найти инвестора, это будет сложно.
Нужно брать пример с Диснейленда: они продают мечту, хорошее настроение, с любым спортивным объектом можно сделать то же самое. Они зарабатывают на хот-догах, чашечках, масках, футболках. Если люди придут на спортивное мероприятие, они потратят деньги.
Генеральный директор инвестиционно-промышленной компании «Жилстрой» Виктор ПОЛУКАРОВ уже научился зарабатывать на спортивных объектах, правда, пока не как эффективный собственник, а как застройщик. Его компания уже построила 6 крытых ледовых катков, сейчас занимается проектированием еще трех. Каждое сооружение стоит 250 миллионов рублей. Виктор Николаевич считает, что для успешного управления бизнесом, в том числе в области эксплуатации спортсооружений нужен глобальный подход:
— Много лет назад, когда мне была нужна квартира, я не стал решать проблему локально: я создал строительную компанию. Меня не устраивали автомобильные центры, я организовал собственный, не всегда устраивала еда в омских ресторанах, я построил свой, с детства люблю хоккей – мы начали проектировать и строить ледовые арены. Нужно мыслить более глобально, масштабно.
Виктор ПОЛУКАРОВ отмечает, что спортивные объекты в России стоят дорого, потому что стандарты, по которым ведется строительство, давно устарели:
— Стандарты существуют со времен царя Гороха. Мы очень хотим сделать так, чтобы ледовые арены были не только социальными, но и прибыльными, есть законодательная проблема: строительные нормы и правила не дают нам это делать: гость отметил широкие неиспользуемые коридоры, но мы обязаны их проектировать, потому что этого требует законодательство.
Юкка ТЕНХУНЕН рассказал, за счет чего ледовый дворец, которым он руководит, зарабатывает деньги: аренда помещений и жесткая экономия – вот финский рецепт получения прибыли с спортивных объектов. Спорткомплекс не пустует ни часа: на арене проводятся различные мероприятия – выставки, концерты, бизнес-форумы, презентации, всего около 130 событий в год. Тренировочную площадку арендуют хоккеисты-любители, также в дворце спорта сдаются складские помещения, прачечная, сушилка, кафетерий, парковка, — все это приносит прибыль. Кроме того, штат обслуживающего персонала всего три человека, они отвечают за исправность оборудования, заливку льда, освещение. Уборку и, например, заточку коньков выполняют работники на аутсорсинге, это также позволяет экономить.
Во дворце спорта установлено только современное электрооборудование – светодиодные лампы, что позволяет снизить энергопотребление. Юкка ТЕНХУНЕН призвал омичей строить еще больше крытых катков:
— В Омске 9 катков, а население — миллион двести тысяч, у нас в Хельсинки население меньше миллиона и 25 крытых арен. С помощью большего количества спортивных залов мы можем найти больше перспективных хоккеистов и фигуристов.

Насколько эффективно прошел форум, сразу сказать сложно: потребуется несколько лет, чтобы увидеть результаты этого мероприятия. Но, как известно, истина рождается в споре, на этом форуме высказывалось множество точек зрения на то, как коммерциализировать спортивные объекты, получится ли у омских чиновников совместить социальную функцию спортсооружений и привлечь инвесторов – увидим.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/09/35/omicham_posovetovali_brat_primer_s_disneylenda