Вакенцы — это такие общественные сепаратисты

Дата публикации: 14 сентября 2011

О путешествии в Германию на самый знаменитый и самый жесткий фестиваль хэви-метала на планете «Wacken Open Air», «КВ» рассказал гендиректор группы компаний «Аврора» Александр УШАКОВ. Интервью с Александром о его музыкальных предпочтениях мы опубликовали в прошлом номере, а в этом читайте рассказ о самом фестивале.

В августе 2011 года фестиваль «Вакен» проходил в 22-й раз. Собираются туда не только европейцы — около ста тысяч человек со всего света добрались до деревушки Вакен (в ее честь и назвали фестиваль), что в 70 км от Гамбурга. Рядом с поселением, число жителей которого вряд ли превышает тысячу человек, расположено поле, ежегодно становящееся площадкой для самого масштабного отрыва металлистов всей планеты. Четыре дня подряд на шести сценах фестиваля выступали 126 команд. В числе исполнителей был и отец хэви-метала Оззи ОСБОРН.

Досталось только траве
Когда мы добрались до основной площадки, поле там было покрыто сочной зеленой травой — сам бы ел. Стоит ли говорить, что, спустя четыре дня, когда фестиваль закончился, земля была утрамбована до неузнаваемости: только ветер гонял по оголившемуся пространству кусочки сена. Для наглядности организаторы огораживают зеленые зоны, куда никого не пускают: участники стотысячной толпы, уходя, имеют возможность осознать всю «тяжесть» своего присутствия.
Хоть поле и притоптано, участники «Вакена» не ведут себя по-скотски. Помимо того, что человеческое в людях поддерживается грамотной организацией, гости фестиваля искренне любят свой фестиваль и всех, кто оказался с ними на одной волне. Поначалу у нас были опасения насчет мирности собравшихся, но они быстро отпали: даже весьма перебравший пива участник, случайно наступив кому-то на ногу, будет полчаса извиняться и чувствовать себя неловко — он ведь доставил неудобство «брату» по металлу. Дело в том, что за свою более чем 20-летнюю историю «Вакен» из просто музыкального феста превратился в своеобразную субкультуру, где все друг другу родня.

На своих не наживаются
Пребывание на фестивале стоит 130 евро — это цена билета, по которому ты получаешь ленточку на запястье, имея которую, можно за 4 дня исходить все концерты и мероприятия. Эти ленточки истинные вакенцы потом не снимают и очень гордятся ежегодным приростом знаков посещения фестиваля на руке. У одного моего друга таких уже четыре штуки.
В начале марта (то есть за пять месяцев до феста) все билеты были распроданы. Когда мы подъезжали, то видели людей с табличками «Нужен билет». Мы шутили, что можно загнать свои билеты подороже, и наверняка кто-то догадается на этом разжиться. Но потом поняли, что человек с табличкой не поймет, если ему предложат билет не за 130, а, допустим, за 150 евро. Я не говорю, что в Германии нет спекулянтов. Слышал, на чемпионате мира по хоккею их видели во всей красе. Но на «Вакене» на своих не наживаются.

Привилегированные — только в гипсе
Что до организации, все продумано до мелочей. При прохождении регистрации каждый получает, кроме ленточки участника, специальный мешок, в котором собрано все, что пригодится в экстренной ситуации: дождевик, огромный мусорный мешок, брелок-программка фестиваля, кубик Рубика, из которого складывается эмблема фестиваля, и даже презерватив в фирменной упаковке.
Охраняется «Вакен» тщательно, но ненавязчиво. За пределами фестиваля мы видели много полицейских, а на площадке самого мероприятия секьюрити были неотличимы от простых участников – одетые в черное, как и все, они становились невидимками, и люди не чувствовали себя под надзором. Ни разу мы не заметили, чтобы кого-то выводили, заламывали руки.
Медицинская служба дежурила круглосуточно. Многие обращались с вывихами и переломами – перестарались, должно быть, с демонстрацией удали (на фесте для этого было множество мероприятий – конкурс по силовому экстриму, например). Даже те, кто после лихачеств оказывался загипсованным, не становился обделенным: покалеченные катались в колясках, их также везде пропускали, а в толпе перед сценой даже было установлено специальное возвышение для инвалидов, которые стало единственной на фестивале вип-зоной (оттуда вид лучше).

Лучше домик в деревне...
Компания наша состояла из семи человек. Кроме меня и моих друзей, на поездку отважились мама Татьяна УШАКОВА (председатель президиума и профсоюза ОАО «ОмПО «Радиозавод им А.С. Попова»), наш идейный гуру Сергей ДЕМЕНСКИЙ (заместитель директора по связям с общественностью завода) и Александр САМГИН (советник гендиректора завода). Из них троих только Татьяна Викторовна любит тяжелую музыку, а Сергей Юрьевич и Александр Сергеевич имели слабое представление о том, что их ждет. Но подготовились мы основательно. Купили билеты, забронировали в Гамбурге гостиницу и большую машину — чтобы всем вместе кататься из гостиницы на фестиваль и обратно.
По-моему, на номерах и автомобиле лучше было сэкономить. Жить в палатках, конечно, не так удобно, но с переездами и гостиничной ночевкой теряется кое-что из зрелищ и развлечений. Подавляющее большинство участников никуда не выезжают, а живут в кемпинге, устроенном вокруг фестиваля. Он занимает территорию, раз в десять большую, чем площадь основного мероприятия.
С другой стороны, старшее поколение немало утомил бы круглосуточный шум. Так что, пожалуй, оптимальный вариант — это снимать домик в самой деревне.

Нарядиться можно на месте
Постарались мы и над экипировкой, в особенности для Сергея Юрьевича и Александра Сергеевича, совсем далеких от мира хэви-метала. Это было тоже лишним, потому как в Омске хорошая униформа в дефиците, а на рыночных рядах «Вакена» нас встретили бесконечные ряды с одеждой, обувью и прочими прибамбасами для подлинных металлистов — причем одежда с фирменными лейблами продавалась со скидками. Каждый уважающий себя вакенец считал долгом приобрести официальную футболку фестиваля. Раскупают их в считаные часы, и к началу мероприятия уже ни одной не осталось. Считается, что чем старее дата на твоей футболке, тем ты круче. В первые дни встречаются единичные экземпляры из 90-х («Wacken Open Air 1998», например), но в основном люди ходили в футболках последних лет (2009, 2010). На третий-четвертый день все как по сговору наряжаются в одинаковые,
с цифрой «2011».
Впрочем, даже оставаясь в своей обычной одежде, можно не опасаться недопонимания агрессивно одетой, но мирно настроенной общественности — если уж добрался до «Вакена», значит, ты свой, в любом обличье. Правда, одежду лучше выбрать походную, а обувь — непромокаемую, иначе ежедневные утренние дожди промочат ноги, а чужие мартенсы — отдавят.

Бодрые металлисты поют караоке
Погода радовала стабильными переменами. Каждое утро шел дождик, на смену которому приходило в буквальном смысле жгучее солнце: в первые дни многие обгорели. К ним на помощь приходили постоянно дежурившие медики. К вечеру становилось свежее, а ночью — совсем холодно, изо рта шел пар. Впрочем перепады температуры только добавляли мероприятию шарм: с перепадами температуры и облачности менялось все вокруг, открывались новые грани происходящего.
Большинство вакенцев во время утреннего дождика спали, а просыпались ближе к обеду и начинали потихоньку приходить в себя после поздних возлияний. Днем те, кто пободрее, могли попеть в металл-караоке или сходить на выступление не самых популярных (но от этого зачастую не менее интересных) команд. Все выступления хэдлайнеров были заявлены на вечер, когда жизнь на фестивале уже била фонтаном — тогда весь «Вакен» собирался у сцен. К двум часам ночи металлисты начинали разбредаться по своим палаткам, пьяные и довольные.

Рог для викинга
Кроме трех основных сцен, были три поменьше, которые разместили: одну крытую рядом с главными, одну в пивном саду и одну — в викингской деревне. О последнем стоит рассказать подробней. На «Вакене» есть отдельная викингская деревня, где собираются исторические реконструкторы, романтики и фанаты фолк-рока и фолк-метала. Живут они в аутентичных палатках, носят средневековые одежды и развлекаются тем, что реконструируют исторические сценки: устраивают побоища на мечах в железных латах, соревнования с тяжеленными бревнами на выносливость, шуточные пытки (например, добровольца заковывают в колодки и закидывают яйцами). Звучит диковато, но от этого люди получают непритворное удовольствие, поэтому и смотреть на них приятно.
Еще жители викингской деревни занимаются промыслами и торгуют своими изделиями на рынке. Там можно приобрести, к примеру, настоящий рог — каждый уважающий себя викинг должен иметь рог, если не питьевой, то охотничий.

Фастфуд с человеческим лицом и много пива
Еда там вкусная и на любой вкус, хоть и фаст-фуд. Классические стейки, гамбургеры, мороженое и даже замечательные вегетарианские блюда, к которым я, к собственному удивлению, пристрастился – вообще-то я и мясо люблю. Поесть можно по меркам фестиваля совсем недорого: большой гамбургер за 2,5 евро – это нормально.
Вокруг одной из больших полян фестиваля стояли лотки с национальной едой, над которыми развевались флаги стран. Под итальянским продавали пиццу, под немецким — разные виды колбас... Конечно, это тот же фаст-фуд, но с человеческим лицом.
Пиво стоит дешево, и, само собой, почти все на «Вакене» непрерывно пьют. С алкоголем там вообще проблем не возникает — даже в молочные коктейли предлагают добавить чего-нибудь с градусом. А вот тем, кто встал на путь трезвости, придется посложнее: кола там дороже пива, а вода – дороже колы.

Дьявол живет в Диснейленде
Перед сценой на самых важных концертах собиралось до 50 тысяч человек. Теоретически, не могло не возникнуть давки, но люди оказались настолько разумны, что стояли хоть и плотно, но на допустимом для жизни расстоянии. Я бывал на московских концертах, и там плотно — это совсем не то же самое. Если девочка — фанатка выступающей группы стоит у самой сцены, то на 40-й минуте концерта ей скорей всего сломают ребра об эту сцену. В России даже не на самых крупных концертах люди набиваются в кучу поближе к сцене, потеют, злятся, а во время слэма (действие публики на музыкальных концертах, при котором люди толкаются и врезаются друг в друга. — Прим. «КВ») случается такое «мясо», что лучше не видеть. На «Вакене» между стоящими рядом людьми сантиметров 20 обязательно было.
Впрочем перебарщивают не только в России. После фестиваля я в компании младшей сестры поехал в парижский Диснейленд, и местная публика, состоящая из плохо воспитанных европейских детей и похожих на них родителей, оказалась куда агрессивней, хотя собравшаяся там толпа была не такой уж огромной.
На «Вакене» среди выступавших групп были и такие, чье творчество связано с сатанизмом (есть такой отдельный пласт тяжелой музыки). Ощущения от такой музыки довольно жутковатые. Но для себя я понял, что если на «Вакен» дьявол иногда заглядывает, то вот в Диснейленде он живет.

Оззи — это уже не про музыку
После концерта Оззи стало понятно, что он, увы, уже не тот. В декабре прошлого года я ездил на концерт Оззи ОСБОРНА в Москву, и в тот раз он бегал с ведрами воды по сцене, обливал зрителей, прыгал, радовался и даже голос у него не всегда срывался. «Благослови вас Господь», — кричал он (потому что пришел к Богу после того, как завязал с героином). В Москве он выглядел как 60-летний отец металла, который хоть и 60-летний, но еще действующий. Правда, после этого концерта он отменил свой концерт в Германии из-за болей в спине.
На «Вакене» Оззи не оставил яркого впечатления, и сложилось досадное ощущение, что он совсем ослаб. Сам по себе он, безусловно, фигура, но приходится признать, что уже — история, и слушать его лучше в записи, чем живьем. При этом световое шоу было замечательным, музыканты отработали профессионально. Толпа отдала дань уважения музыканту, хотя наверняка большинство участников понимают, что Оззи — это уже не про музыку, это уже про культуру. Культурный акт, ритуал, когда все идут на концерт не потому, что хочется послушать ОСБОРНА, а потому, что на него нельзя не пойти.

Людей все больше, а пиво не дорожает
Мой знакомый московский звукорежиссер, посетивший «Вакен» не в первый раз, рассказывал, что высоким уровнем фестиваль отличался всегда, но с каждым годом он все активнее разрастается. Сцен раньше было меньше, и они были меньше размерами, и деревня викингов была скромнее. От увеличения масштаба «Вакен» не теряет в качестве. Еще приятно, что людей выступающих и сцен все больше, а пиво не дорожает.
Все так же каждый год люди оставляют все свои дела ради четырех дней счастья, когда можно чувствовать себя беспечно, свободно, и для металлистов это важно. Многие из них привыкли противопоставлять себя толпе, но всегда хочется ощутить, что вокруг тебя те, кто все понимает и кому можно довериться, несмотря на то, что это люди совершенно из другого общества и даже говорящие на незнакомом языке. Вакенцы — это такие общественные сепаратисты, которые все-таки собрались вместе и обрели дом. В жизни они могут оказаться кем угодно, а там все различия нивелируются, все становятся одинаковыми. В отличие от Диснейленда, где все основано на культе денег и глянце, на «Вакене» все искренне, все честно и, опять же, все свои.

Александр УШАКОВ 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/09/36/vakentsi_-_eto_takie_obshchestvennie_separatisti