В 1998 году вступил в действие Федеральный закон «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с которым государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством наличия или отсутствия прав на недвижимое имущество. Это единственное доказательство существования такого права.
Иными словами, для того чтобы право возникло или, наоборот, прекратилось, все – граждане, юридические лица, даже само государство (в лице представителей) должны обратиться в регистрирующий орган по месту нахождения недвижимого имущества с заявлением о произведении соответствующего регистрационного действия с данной недвижимостью.
Можно почтой
На этом этапе по всей территории Российской Федерации заявители столкнулись с одной и той же проблемой – очереди. В связи с этим в конце 2009 года в указанный выше Закон о регистрации были внесены изменения, вступившие в силу 1 марта 2010 года, в соответствии с которыми заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию, заявителем не только лично, как это было предусмотрено ранее, но и посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.
Однако необходимо обратить особое внимание на то, что в случае представления заявления и иных документов почтой законодатель требует, чтобы подлинность подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации прав была засвидетельствована в нотариальном порядке; сделка с объектом недвижимого имущества (договор дарения, договор купли-продажи недвижимого имущества и так далее) также была удостоверена нотариально; доверенность, подтверждающая полномочия заявителя, являющегося представителем правообладателя (стороны договора) при подписании договора либо представлении документов на государственную регистрацию должна быть удостоверена нотариально, составление доверенности в простой письменной форме в этом случае не допускается.
Необходимость дополнительных мер очевидна: при личном обращении правообладателей и их доверенных лиц в регистрирующий орган сотрудником последнего проверяются документы, удостоверяющие личность заявителя, сверяются их подписи, есть возможность опознания заявителя по фотографии в паспорте, сотрудник непосредственно по документу, удостоверяющему личность, заполняет необходимые графы соответствующего подраздела Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП), что позволяет сократить количество технических ошибок в персональных данных. Все это невозможно при получении документов, высланных почтовым отправлением. Поэтому, кроме всего прочего, при таком способе подачи документов на регистрацию к заявлению дополнительно должны быть приложены копии документов, удостоверяющих личности физического лица – правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель, выписка из единого государственного реестра юридических лиц и копия документа, удостоверяющего личность физического лица – представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).
Вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими представленными для государственной регистрации прав документами в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, представляется, если иное не установлено федеральным законом, документ об уплате государственной пошлины, размер которой установлен статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Перечень лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины, приведен также в указанной статье.
Особо хочется отметить, что наличие в заявлении номеров контактных телефонов существенно сокращает время проведения государственной регистрации, ведь тот факт, что документы поступили в регистрирующий орган (почтовым ли отправлением, при личном ли обращении), совершенно не означает, что право непременно будет зарегистрировано: при проведении экспертизы документов у регистратора могут возникнуть сомнения в возможности проведения государственной регистрации, в случае их неустранения в регистрации должно быть отказано. Наличие контактных телефонов в значительном количестве случаев помогает не только избежать отказа в государственной регистрации, но обойтись также и без приостановления регистрации.
При предоставлении гражданином документов на регистрацию прав на личном приеме сотрудником регистрирующего органа выдается расписка в получении этих документов. Если заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации, представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, посредством почтового отправления, расписка в получении указанных документов с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления также выдается в обязательном порядке. Она направляется по указанному в этом заявлении почтовому адресу в течение рабочего дня, следующего за днем получения данным органом указанных документов.
Получить документы после проведения государственной регистрации можно также при личном обращении по месту, указанному в расписке, либо, в соответствии со ст. 18 Закона о регистрации, свидетельство о государственной регистрации прав и (или) иные подлежащие выдаче документы направляются заявителю или иному правомочному лицу регистрирующим органом по указанному в заявлении о регистрации адресу посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. Однако данное действие будет произведено только в том случае, если в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава-исполнителя имеется соответствующее указание.
Электронная почта
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление Росреестра) в целях создания большей доступности государственных услуг по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним стала использоваться новая возможность применения программы предварительной подготовки данных «ИС ППД – информационная система предварительная подготовка документов». Данная программа предоставляет возможность заявителям формировать электронные пакеты документов с целью ускорения процесса приема документов для государственной регистрации. Для таких заявителей в Управлении Росреестра существует отдельная очередь по предоставлению документов на регистрацию, позволяющая не только ускорить сам процесс приема документов на регистрацию специалистами Управления, но и значительно экономить время заявителей. Более подробная информация о программе размещена на сайте portal.rosreestr.ru.
В Управлении Росреестра также остается существовавшая ранее возможность предварительной записи на предоставление документов при личном обращении на прием.
Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете. На сегодняшний день это положение Закона о регистрации действует только в отношении земельных участков. Такие заявления в городе Омске принимаются в порядке «единого окна» в помещении Управления Росреестра, расположенном на ул. Орджоникидзе, д. 56, каб. 101, и в помещении ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области по адресу: г. Омск, ул. Красногвардейская, д. 42. Таким образом, при обращении заявителя по любому из этих адресов он имеет возможность одновременно изготовить кадастровый паспорт земельного участка и зарегистрировать свое право на данный объект недвижимого имущества.
Информация из ЕГРП
Кроме регистрации возникновения, перехода, прекращения прав на недвижимое имущества и сделок с ним Управление Росреестра осуществляет по запросам заинтересованных лиц предусмотренную Законом о регистрации выдачу информации.
Сведения, содержащиеся в ЕГРП, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом). Эти сведения предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ЕГРП.
Запрос сведений также может быть подан различными способами: при личном обращении в регистрирующий орган, посредством почтового отправления, в электронном виде.
Если запрос о предоставлении сведений ограниченного доступа представляется посредством почтового отправления, то подлинность подписи лица, запрашивающего их, или его представителя на таком запросе и верность копий документов, прилагаемых к такому запросу, должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке. Запрос общедоступных сведений, содержащихся в ЕГРП, может быть представлен письмом, к которому не предъявляются особые требования (за исключением соблюдения формы запроса).
Если запрос о предоставлении сведений представляется в форме электронного документа, такой запрос должен быть заверен электронной цифровой подписью лица, запрашивающего их, или электронной цифровой подписью его представителя, и верность электронного образа представляемых с таким запросом документов должна быть засвидетельствована в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. Запрос, представленный с нарушениями настоящего порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию установленным требованиям, считается неполученным и не рассматривается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Бланки запросов предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на безвозмездной основе в помещениях, в которых осуществляется прием заявителей при личном обращении. Формы бланков в электронной форме размещаются также на подсайте управления с возможностью их свободного копирования на безвозмездной основе.
К запросу должен быть приложен документ, подтверждающий оплату запрашиваемой услуги.
С 21 марта 2011 года на интернет-портале госуслуг Росреестра (portal.rosreestr.ru) Управление Росреестра оказывает государственные услуги в электронном виде в части подачи запросов о предоставлении сведений ЕГРП от физических, юридических лиц, а также лиц, имеющих право на их безвозмездное получение.
Для получения в электронном виде сведений ограниченного Законом о регистрации доступа либо сведений, предоставляемых на безвозмездной основе, заявители должны обладать электронно-цифровой подписью. Требования к совместимости, сертификату ключа подписи, обеспечению возможности подтверждения подлинности электронно-цифровой подписи при оказании Росреестром государственных услуг в электронном виде утверждены приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 14.01.2011 № П/1.
Разумеется, что для физических и ряда юридических лиц электронный вид получения указанной информации сложен и труднодоступен, однако получение государственной услуги по выдаче сведений, содержащихся в ЕГРП, а также по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним посредством почтового отправления, а также с использованием других возможностей, изложенных в настоящей статье, позволяет избежать очередей и сэкономить личное время заявителей.
Кроме того, следует отметить, что законодательство, а также технические возможности государственных учреждений, граждан развиваются и видоизменяются, что приводит к новым возможностям. Это дает повод полагать, что в будущем добавятся возможности более удобных способов предоставления государственных услуг и Управлением Росреестра. Для того чтобы воспользоваться этими возможностями, хотелось бы порекомендовать заинтересованным лицам посещение официального сайта Росреестра, на котором размещена различная информация, она вам может быть полезна.
Наталья КОЛОДКИНА,
главный специалист-эксперт
отдела регистрации прав на земельные участки
Управления Федеральной службы
государственной регистрации,
кадастра и картографии
по Омской области,
государственный регистратор