Как уверяет новый ректор СибАДИ Владимир КИРНИЧНЫЙ, избранный подавляющим большинством голосов на выборах в июне 2011 года, новая жизнь в вузе начнется после Нового года, а пока приходится разгребать наследство, которое осталось от предыдущей администрации. Встретился с Владимиром Юрьевичем и побеседовал с ним об особенностях подготовки инженеров, о возможной реорганизации и перспективах одного из старейших омских вузов обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.
— Владимир Юрьевич, понятно, что новый ректор – новая жизнь у вуза. Какие у вас планы? Что хотелось бы изменить?
— Первая и главная задача – повышение заработной платы работников академии. На сегодняшний день она очень низкая – 13 558 рублей. Первый шаг уже сделан – мы выделяем дополнительные фонды для заведующих кафедрами и деканов. Эти фонды предназначены для поощрения преподавателей, которые занимаются работой, не входящей в основной круг их обязанностей, например профориентационной работой. Готовим программу поддержки молодых ученых, чтобы аспиранты могли получать достойную стипендию и могли опубликовать результаты своих исследований за счет академии. Планируем учредить стипендию для аспирантов и докторантов от НПО «Мостовик». Сегодня СибАДИ вкладывает средства в развитие малых инновационных предприятиями, которых у нас пока только два. В этот году мы планируем открыть еще два, а в дальнейшем будем наращивать их количество. Еще одно перспективное направление – профессиональная переподготовка для специалистов, уже имеющих высшее образование. По ряду специальностей профессиональная переподготовка уже ведется. Активно участвуем в конкурсном отборе грантовой поддержки научных проектов и участвуем на электронных площадках в аукционах по заключению государственных контрактов на проведение диагностики и контроля качества строительных работ в области транспортного строительства. В настоящее время объем выполняемых научных работ более 62 млн рублей в год, хотелось бы увеличить до 100 млн. рублей. Наука – достаточно серьезный резерв для повышения заработной платы наших работников. Так, Дальневосточный государственный технический университет за полтора года активной работы с грантами, научился их выигрывать, и сегодня там средняя заработная плата научно-педагогического персонала составляет более 40 тысяч рублей.
— А почему вы привели в пример Дальневосточный государственный технический университет?
— Потому что мы ориентируемся на лидеров.
— Невысокая заработная плата, как правило, тянет за собой кадровые проблемы…
— Я бы не сказал, что у нас есть проблема с кадрами. Процент преподавателей, имеющих ученую степень и звание, выше нормативов, предусмотренных для университета. У нас 61% – кандидаты наук, 12% — доктора наук. Но при этом средний возраст – более 50 лет, и это заставляет задуматься.
— Задумываетесь о том, чтобы стать университетом?
— Задумываемся, но пока не все аккредитационные показатели мы выполняем. Думаю, в течение нескольких лет мы подтянем отставание и тогда уже будем претендовать на получении статуса университета. Это, так сказать, задача на перспективу.
Одним из вариантов получения статуса университета является наличие в структуре вуза учебных заведений начального и среднего профессионального образования.
СибАДИ выступил инициатором создания некоммерческого партнерства образовательных учреждений, куда входят профильные техникумы и колледжи г. Омска. Благодаря чему вот уже 10 лет выпускники имеют возможность продолжить обучение и получить высшее профессиональное образование в академии.
— Смена руководства в СибАДИ произошла летом, когда шла приемная кампания. Не повлияло все это на качество набора?
— Проблемы были. И очень серьезные. В самый разгар приемной кампании произошла смена ответственного секретаря приемной комиссии и его команды. Новую команду пришлось формировать буквально на ходу, но мы с этой задачей справились. 8 июля уже в штатном режиме проводили ЕГЭ. Все 752 бюджетных места очной формы обучения и 197 мест заочной формы были заполнены на 100%.
— Сколько сегодня вообще студентов в СибАДИ?
— На очной форме обучения – свыше 4 тысяч студентов. И заочный факультет – порядка 3,5 тысячи.
— А какой годовой бюджет?
— Общий годовой бюджет составляет порядка 500 млн рублей. Соотношение бюджетного финансирования и внебюджетного у нас примерно одинаково.
— Средний балл ЕГЭ у поступивших был ниже, чем в прошлом году?
— Средний балл примерно одинаковый. А уровень подготовки у всех первокурсников, конечно, разный.
— Значит, отсев будет большой…
— На некоторых инженерных специальностях за два года обучения отчисляется до 50% студентов. Именно поэтому, чтобы уменьшить отсев среди студентов первого курса, мы в этом году впервые провели тестирование остаточных знаний по математике и физике и для тех, кто получил низкий балл, организовали бесплатные курсы выравнивающей подготовки.
— Специалитет у вас еще остался или академия полностью перешла на уровневую систему обучения – бакалавриат и магистратура?
— Нам удалось сохранить специалитет по пяти специальностям. Правда, в этом году на них шли не очень охотно. Возможно, это связано с более продолжительным сроком обучения 5-6 лет.
— А какие специальности были в этом году самыми популярными? Все те же экономисты? Как-то трудно поверить, что родители готовы платить деньги за инженерное образование своих детей…
— Конечно, экономика по-прежнему вне конкуренции. На экономические специальности было выделено 23 бюджетных места, и еще 170 абитуриентов мы приняли на внебюджетные места. На втором месте по популярности – архитектура. В этом году там проходной балл был самый высокий. Не менее высокими были проходные баллы и на строительных специальностях.
— Уже стали пользоваться спросом инженеры-строители?
— Конечно. Очень большое количество наших выпускников, и строителей и механиков, забирает Тюменский Север. До 80% выпуска мостовиков и дорожников забирает НПО «Мостовик». А гарантия трудоустройства всегда повышает интерес к профессии.
— Да, многолетнее сотрудничество СибАДИ с «Мостовиком» — это однозначный плюс и для вуза, и для предприятия…
— И это сотрудничество мы намерены расширять. «Мостовик» на сегодняшний день обладает самыми современными технологиями в области проектирования и строительства. Мы планируем запустить проект на базе НПО «Мостовик» по повышению квалификации наших преподавателей. Кроме того, на кафедру «Мосты» уже сегодня для преподавания привлекаются высококвалифицированные специалисты из отделов проектирования. Студенты 3 и 4 курсов факультета «Автомобильные дороги и мосты» проходят производственную практику в НПО «Мостовик» на олимпийских объектах в Сочи и на строительстве уникального вантового моста на остров Русский во Владивостоке.
— Часто приходится слышать о постоянном сокращении бюджетных мест в вузах и о том, что стране нужны не юристы и экономисты, а инженеры. В СибАДИ бюджетные места сокращаются? Или — наоборот – их добавляют?
— Когда распределяются бюджетные места, все вузы делятся на три категории. В первую попадают вузы, которые являются лидерами по какой-то группе специальностей. По группе механических специальностей СибАДИ относится к первой категории вузов, поэтому на таких факультетах, как «Нефтегазовая и строительная техника» и «Автомобильный транспорт», мы бюджетные места практически не теряли. А в строительной группе специальностей мы уступаем лидерство Новосибирскому архитектурно-строительному университету, и в результате за последние семь лет потеряли более 25% бюджетных мест именно по причине сокращения бюджетных мест. Правда, в последние два года ситуация изменилась в положительную сторону и нам стали выделять дополнительные бюджетные места для бакалавров на строительные специальности. А на экономические специальности, как и у всех вузов, количество бюджетных мест у нас тоже снижалось каждый год.
— В последнее время много говорят и о коррупционной составляющей учебного процесса. Преподаватели берут взятки, администраторы попадаются на откатах…
— Было бы странно с моей стороны отрицать наличие таких проблем. Другой вопрос – как бороться с коррупционной составляющей. Одним из методов борьбы, я считаю, будет повышение заработной платы преподавателей. Ну и профилактика, конечно, должна быть. Пока мы работаем со студентами через заместителей деканов. Планируем подключить к этой работе студсоветы. Все сигналы, которые мы получаем от студентов, внимательно изучаются, и в дальнейшем, если факты будут подтверждаться, с такими преподавателями мы будем жестко расставаться.
— А чем завершилась, кстати, история с арендатором столовой, у которого вымогали деньги помощник проректора и юрисконсульт? Этот предприниматель еще работает?
— Работает. Не скрою, у нас одно время были проблемы, наши студенты не ходили в столовую. Мы встречались с директором столовой, обсудили цены и качество горячих обедов. Я сам обедаю в нашей столовой. Хожу туда каждый день. И проректоры ходят. И деканы. И заведующие кафедрами. Качество меня устраивает. И стоимость комплексного обеда составляет от 70 рублей до 100 рублей. И в нашей столовой, как я уже вижу, стали появляться очереди. Директор столовой сейчас думает о том, чтобы установить вторую раздачу. Мы никого не лоббируем. И он не монополист. Директор столовой понимает, что на это место готовы прийти другие.
— Не могу не поинтересоваться у бывшего заведующего кафедрой «Технология и организация строительства», почему китайцы строят за год небоскреб, а мы, бывает, три года возводим девятиэтажку? В чем проблема?
— Если говорить о технологии, то кирпичный пятиподъездный десятиэтажный дом строится по технологии порядка двух лет. А если говорить о проблемах, то они прежде всего в финансировании. Когда есть деньги, у нас тоже умеют строить быстро и в три смены.
— В свободное от работы время чем занимаетесь?
— Изучаю финансовые документы. Как правило, это происходит после окончания рабочего дня. А домой я раньше десяти вечера никак не могу в последе время попасть.
— А в выходные?
— Выходные стараюсь посвящать семье. У меня старшему сыну 10 лет, младшему – 4 года. Оба требуют внимания.
— К рыбалке и охоте вы равнодушны, насколько я понял?
— Равнодушен. Предпочитаю досуг с книгой. Правда, сейчас, опять же, времени хватает только на нормативную документацию. Но я надеюсь, что скоро уже войду полностью в курс дел и появится время даже на отдых.