Должность директора Омского филиала ОАО «ВымпелКом» («Билайн») оставалась вакантной с 1 мая, когда Сергей МУРАТОВ ушел в отставку и уехал из Омска. Все это время обязанности директора исполнял руководитель коммерческой службы филиала Кирилл РЯЗАНОВ, он же и возглавил филиал 23 сентября уже официально. А первым, кто взял интервью у нового директора омского «Билайна», был, естественно, обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.
— Кирилл Сергеевич, поскольку именно вы исполняли обязанности директора филиала, то каких-то неожиданных решений, я думаю, не предвидится.
— Да, стратегию на 2011 год мы наметили еще в апреле, когда я был назначен исполняющим обязанности. Стратегия вполне понятная и выполнимая, мы по-прежнему нацелены на прирост активной абонентской базы, на рост выручки, на развитие дополнительных сервисов, расширение сети широкополосного доступа в Интернет, развитие IPTV.
— Контрольные цифры для себя обозначили?
— В этом году у нас хороший темп роста выручки, и к концу сентября мы имеем прирост в 10% в сравнении с сентябрем 2010 года. До конца года рассчитываем закрепить успех и обеспечить дополнительный рост как в объемах продаж, так и в выручке.
— Нужно усилить маркетинговую составляющую?
— И маркетинговую, и продажную. Мы работаем на массовом рынке, и никто меня не убедит, что эти направления могут существовать отдельно друг от друга. Продажи и маркетинг – это заказчик и исполнитель.
— Увеличить продажи – это как? Увеличить количество точек, где представлены sim-карты «Билайна»?
— В том числе. Чем больше точек, тем больше продаж. Раньше мы развивали розницу совместно с партнерами, но у дилеров, как локальных, так и федеральных, ресурс все равно ограничен. Они никогда не будут открывать салоны связи в небольших деревнях с населением в 500 человек. Но в каждом населенном пункте есть магазины, которые торгуют продуктами, хозяйственными товарам, сигаретами и так далее. Почему бы не продавать там и сим-карты?
— Но своего ритейла, как в МТС и в «МегаФоне», у «Билайна» не будет?
— Нет. У наших коллег свой путь, у нас – свой. У «Билайн» в Омске есть только один собственный салон продаж, который располагается в головном офисе. Мы считаем, что наши дилеры смогут более профессионально заниматься продажами, чем мы. А мы будем профессионально заниматься развитием услуг связи.
— А когда можно будет зайти в любой супермаркет и приобрести заодно sim-карту «Билайна»?
— В идеале уже скоро. Пока мы представлены, конечно, далеко не во всех супермаркетах, но готовы работать со всеми сетями. Как с крупными, так и со средними.
— Зачем такое сотрудничество ритейлерам? Как ни крути, но sim-карта – это не товар повседневного спроса. Это не хлеб и не молоко…
— Зато она не черствеет и не скисает, занимает мало места, а маржу ритейлеры имеют высокую. Чтобы заработать чистую прибыль в 1000 рублей, нужно продать хлеба несколько тонн. Или продать десяток sim-карт.
— Именно поэтому, видимо, торговые точки, где можно приобрести sim-карту омских сотовых операторов, растут как грибы после дождя. Но я все равно не понимаю, зачем людям столько sim-карт. Вот лично у вас их сколько?
— У меня одна, и мне хватает. Но многим одной мало. Иначе бы не пользовались популярностью девайсы с двумя, а сейчас уже с тремя sim-картами. Абоненты сотовой связи хотят иметь несколько телефонных номеров и пользоваться самыми дешевыми услугами. Почему бы и нет? На одном тарифе, например, безлимитный Интернет, на другом дешевый межгород, на третьем нулевая стоимость на все звонки внутри своей сети.
— Какова на сегодняшний день рентабельность сотового бизнеса?
— В принципе в разных регионах и у разных операторов рентабельность различается, но в целом по отрасли – на уровне 40%. Все операторы стремятся к этой цифре. Больше – хорошо. Меньше – стремятся исправлять ситуацию.
— Раньше сотовые операторы обновляли тарифную линейку практически ежемесячно. Сейчас все стараются оптимизировать тарифные портфели…
— Мы тоже оптимизировали. И в рознице провели ревизию. Фактически мы оставили в массовой продаже только три ударных тарифных плана. Узкоспециализированные приобрести тоже можно, они есть в самых крупных точках и в нашем офисе. Но в основном мы продвигаем сейчас универсальный тариф «Разоблачение», а также «Добро пожаловать» для приезжих из стран СНГ и «Мир Билайн» для абонентов, предпочитающих общение внутри сети.
— Ваш флагманский тариф «Разоблачение» не потерял еще своей актуальности?
— Мы поддерживаем его актуальность регулярно, дополняем тариф привлекательными опциями, и до сих пор больше половины продаж приходится именно на «Разоблачение». Не так давно, например, добавили опцию с дешевым межгородом, а скоро планируется очередное продвижение, о деталях которого я пока говорить не могу.
— Какие планы на 2012 год в технической части?
— Объем инвестиций будет не меньше, чем этом году. Будем заниматься развитием сети 3G, как в городе, так и в области, будем дальше строить свою сеть проводного Интернета. На сегодняшний день мы уже охватили более 50% многоквартирных жилых домов от пяти этажей и выше. Левобережье, городок Нефтяников, поселок Чкаловский закрыли почти полностью. А в течение следующего года, я думаю, охватим нашей сетью уже порядка 80% омских многоэтажек.
— Сколько у вас сейчас абонентов ШПД? В мае было 5 тысяч, насколько я помню…
— Динамика подключений очень хорошая, и планы у нас на этот счет большие. Если раньше мы продвигали услугу ШПД исключительно за счет маркетинговых инициатив, то с запуском цифрового телевидения по технологии IPTV ситуация изменилась кардинально. Продукт мы предлагаем новый, уникальный для омского рынка, и он потянул за собой продажи. Порядка 95% новых абонентов, подключающих ШПД, выбирают пакетное предложение – Интернет и IPTV.
— А сетью 3G Омск покрыт полностью? Мобильный Интернет есть во всех закоулках?
— «Белые пятна» еще встречаются, и над этим мы, собственно, работаем, постоянно запускаем новые и новые базовые станции в сети 3G. Прирост по емкости сети и по покрытию в этом году и в следующем будет весьма существенный. Будет расти, естественно, и качество приема, и скорость передачи данных.
— Как показало недавнее исследование мобильного Интернета в 30 произвольно выбранных точках Омска, которое проводили специалисты новосибирской Tayga.Research, сеть «Билайна» уступает в скорости обмена данными сети 3G «МегаФона» и немного уступает сети МТС…
— В таких точечных исследованиях я бы лично не стал исключать элемент случайности. Мы ведь и сами постоянно мониторим свою сеть. Многое, например, зависит от расстояния, которое отделяет точку замера от базовых станций, и от загрузки самих базовых станций. У кого-то станция оказалась в момент замера больше загружена, у кого-то меньше. Как раз сейчас мы активно переводим все свои базовые станции на оптоволокно, что позволит весьма существенно увеличить скорость передачи данных. И даже с учетом роста количества пользователей скорость передачи данных в нашей сети будет расти. Если сравнить даже с началом года, то средняя скорость в сети «Билайн» уже сейчас выросла, как минимум, на 30%.
— Все сейчас говорят, что перспектива у рынка передачи данных по беспроводным сетям практически безгранична…
— Емкость этого рынка пока даже трудно оценить. Новые гаджеты и девайсы появляются регулярно, и многие становятся такими популярными, что даже предсказать их популярность заранее было трудно. Тот же планшет iPad с 3G, например. Да и наши брэндированные планшеты «Билайн М2» пользуются устойчивым спросом.
— Западные операторы вообще продают оборудование очень дешево, чтобы продавать длительные контракты и увеличивать трафик. А у нас почему-то такая схема не работает? Телефоны дорогие, планшеты дорогие…
— На то мы и Россия. У «Билайна» был опыт продажи кобрэндовых телефонов, привязанных к тарифным планам, но эта практика не прижилась. Стереотип трудно переломить. Да и смысла нет ломать то, что работает. Ну привыкли люди покупать телефоны в магазинах – пусть покупают. Пока вендоры могут зарабатывать деньги, продавая телефоны на российском рынке самостоятельно, ситуация не изменится. А вот когда доходы у них упадут, тогда производители телефонов станут договариваться с операторами сотовой связи. Возможно, это будет скоро. Но когда именно – не готов сказать.
— На что вам сегодня не хватает времени?
— Хотелось бы в отпуск съездить куда-нибудь, но все никак не получается. Весной планировал – не получилось. Летом – не получилось. Теперь уже только зимой получится, наверное.
— А книги читать успеваете?
— Успеваю. На iPad скачиваю и читаю. Люблю исторические романы, сказывается, видимо, первое образование. Иногда фантастику с удовольствием читаю.
— Кстати, должность директора по продажам у вас теперь вакантная. Есть местная кандидатура или будете привлекать со стороны?
— Определенные мысли на этот счет у меня есть, но пока мне их озвучивать не хотелось бы. Сначала пусть завершится внутренний конкурс, который мы объявили. Уверен, во всей Сибири мы обязательно найдем достойного человека.