Градостроительный совет города Омска 7 октября рассмотрел эскизный проект застройки территории розничного рынка продовольственных и промышленных товаров «Торговый город». По закону к 1 января 2012 года все рынки подобного типа должны быть закрыты и заведены под крышу. Поэтому на месте контейнеров на левобережной оптовке планируют поставить однотипные крытые торговые павильоны.
Заказчиком проекта выступило ООО «Торговый город» (директор Александр ИСКАНДАРОВ). Как выяснилось, два участка под контейнерным рынком были переданы этой фирме в долгосрочную аренду. Главный архитектор ООО «Горпроект» Роман ВОРОБЬЕВ рассказал, что сейчас, согласно полученной информации, на территории оптовки работает 4 тысячи человек.
— Здесь мы должны в первую очередь решать задачи социального плана, — выступил архитектор. — Было сделано несколько вариантов проектирования. В основу положен принцип очередности, потому что нет возможности сразу очистить всю территорию от контейнеров и построить единый торговый комплекс. Мы предложили размещение нескольких модулей, которые позволяли бы постепенно осваивать территорию и переселять в них продавцов из контейнеров. Модуль по согласованию с заказчиком имеет габариты 60 на 18 метров. Это без претензий на какие-то новации, но позволит привести в порядок территорию и выполнить требования закона. Кроме того, это улучшит комфортность рабочих мест для тех, кто работает на рынке.
На часть территории установлен сервитут под будущую дорогу, которая пересекает оптовку поперек. Но улица появится не скоро, поэтому данную территорию, по словам Романа ВОРОБЬЕВА, на ближайшую перспективу можно рассматривать как дополнительную автомобильную парковку, так как застраивать эту землю нельзя. После обсуждения проекта на Союзе архитекторов в эскизе учли замечания и определили зону стоянок и хозяйственную зону. Появилась сеть внутрирыночных площадей, зон для отдыха и так далее. В этих же узловых точках можно будет поставить информационные указатели – навигаторы.
По расчету для павильонов должно быть обеспечено 710 машиномест, по проекту для парковок отведено 880 мест. Общая площадь торговых модулей составляет порядка 20 тысяч кв. метров. По мнению г-на ВОРОБЬЕВА кроме одноэтажных павильонов галерейного типа здесь могут быть и здания высотой два-три этажа. Вообще же здесь предполагается индустриальный метод строительства, который будет дешевле, чем возведение крупных торговых комплексов.
Проект вызвал неоднозначную реакцию градсовета. «Великолепные земли мы занимаем под оптовые рынки, такие вещи выносят за город, на объездные дороги. А мы все затягиваем в будущий центр, — выступил начальник территориально-градостроительной мастерской ОАО ТПИ «Омскгражданпроект» Михаил ПАРФЕНОВ. — Если это временно, то это еще понятно, но если это навсегда, то я считаю, что это абсолютно неправильно. Мы перекраиваем костюм из-за появившейся пуговицы. Решаем сиюминутную проблему».
Кстати, по проекту англичан, вошедшему в генплан, несколько лет назад здесь планировался новый центр города. Рядом предполагалось возвести высотные башни 300-летия Омска. Однако некоторые архитекторы сомневаются, что в городе произойдут экономические прорывы и Омск-сити начнет строиться.
— Градоначальники ошиблись, принимая в свое время решение по переносу сюда барахолки с улицы 10 лет Октября, — отметил после обсуждения проекта мэр Виктор ШРЕЙДЕР. — И войну, которая была при этом перемещении, вы многие помните. Скажите, если мы сейчас примем решение и вынесем оптовку, например, за Черлакский тракт, что мы получим? Да, мы решаем социальную задачу, убежден, это не оптимальное решение для города. Но надо учитывать те пять тысяч работников и умножить их еще на три, это 15 тысяч, которые кормятся здесь и сейчас на этом рынке, получая денежное вознаграждение. Может, этот вариант с точки зрения архитектуры не очень симпатичен. Но если мы нарисуем здесь пятиэтажный комплекс, кто его построит и когда? А с 1 января 2012 года вступает в силу закон. Все равно это не окончательное, а временное решение. Еще будет большая проблема поэтапного освобождения, переселения, конфликтов, разности интересов.
По словам мэра, сроки строительства павильонов составят минимум год. Кроме того, градоначальник посетовал, что многие земли вокруг контейнерного рынка уже оформлены в собственность. Например, это касается строительного рынка, который примыкает к оптовке с юга. Но в собственность, как опасаются члены градсовета, после нового строительства могут быть оформлены и арендуемые земли ООО «Торговый город».
— После выноса аэропорта земля здесь подорожает, потом мы будем опять танцевать вокруг собственника, — говорит замдиректора ОАО «Омскгражданпроект» Лариса МАСЛОВА. — Правдами и неправдами он узаконится, долгосрочную аренду переведет в собственность, и попробуйте потом к нему подойти. Тогда надо будет заново перекраивать проекты, ставить крест на перспективе развития центра.
Однако, по заверению главного архитектора Омска Анатолия ТИЛЯ, представленный проект реконструкции оптовки генплану не противоречит. «В Омске в подобных контейнерах работают больше 100 тысяч человек, — добавил он. — Скандалы с выносом торговых мест в микрорайоне «Релеро» идут до сегодняшнего дня. Но любая торговля рано или поздно придет к цивилизованному уровню. Не вижу здесь никакой страшной ситуации, это все равно шаг в завтрашний день».
В итоге архитекторы предложили предусмотреть в эскизе минимум капитальных сооружений не выше одного этажа и в легких конструкциях. Проект было решено доработать и повторно представить на градсовет.