Большая битва за малых клиентов

Дата публикации: 19 октября 2011

Весь 2010 год прошел под знаком тотального снижения ставок и смягчения прочих условий кредитования представителей малого и среднего бизнеса (МСБ). Примерно та же картина наблюдается и в нынешнем году. Спрос тоже растет, и в результате за первое полугодие многие банки выдали таких кредитов в полтора-два раза больше, чем за 6 месяцев 2010 года. Однако конкуренция на этом рынке обостряется, и его участникам приходится приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов.
Куда движется рынок
Большой интерес к кредитованию представителей малого и среднего бизнеса, проявляемый многими банками, – явление сравнительно новое. Поначалу банки не слишком-то жаловали эту категорию клиентов, и понять их можно: куда проще выдать один кредит суммой в 100 млн руб., чем 100 кредитов по 1 млн или даже 10 кредитов по 10 млн. Несмотря на то, что ставки при выдаче небольших сумм традиционно выше, чем в случае крупных, рентабельным такое кредитование становится только тогда, когда оно поставлено на поток. А для этого нужно иметь соответствующие технологии.
Новые технологии, а с ними и первые продукты, ориентированные на МСБ, появились в России благодаря Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР) и довольно долго оставались единственными. В Омске первый кредит по программе ЕБРР был выдан 30 января 1997 года. С тех пор изменилось очень многое. Сегодня большинство банков наряду с розничными продуктами и «штучными» кредитами для крупных клиентов предлагает специальные программы кредитования для предпринимателей и небольших фирм.
Как правило, программ этих несколько – от двух-трех до десятка, ориентированных на удовлетворение разных потребностей клиентов. И буквально каждую неделю появляются сообщения о свежих предложениях банков: изменении условий действующих программ или появлении новых, различных маркетинговых акциях. Вот лишь несколько самых свежих примеров – новинки сентября и октября.
НОМОС-БАНК запустил программу «Легкий кредит» (выдается без залога и поручителей), банк «Открытие» предложил программу рефинансирования, Примсоцбанк начал выдавать экспресс-кредит «Бизнес-хит» во всех офисах и увеличил максимальную сумму кредитов по четырем программам, Плюс Банк предложил экспресс-кредит «МБ+», Промсвязьбанк продлил акцию «Комиссия в подарок» до 31 декабря и запустил программу рефинансирования, Россельхозбанк ввел в действие восемь новых кредитных продуктов, Сбербанк до 31 декабря снизил ставку и увеличил срок по беззалоговому кредиту «Доверие», Связь-Банк предложил программу «Коммерческий автомобидь – Лайт», Юниаструм банк запустил программу рефинансирования «Надежный клиент», ЮниКредит Банк снизил ставки на 1-2 процентных пункта.
Даже один этот перечень уже говорит о многом. Во-первых, этап снижения ставок подходит к концу, но об их массированном повышении речь пока не идет. Исчерпав возможности удешевления кредитов, банки ищут другие пути повышения их привлекательности: отменяют (навсегда или хотя бы на время) комиссии, уменьшают пакет обязательных документов, расширяют список вариантов обеспечения возвратности кредита или вводят в линейку беззалоговые кредиты, увеличивают срок кредитования и сокращают срок рассмотрения заявок.
А что такое многочисленные предложения рефинансировать чужие кредиты как не попытки расширить свою клиентскую базу за счет менее расторопных конкурентов? Вот только предложить достаточно «вкусные» условия по силам далеко не всем. Некоторые идут другим путем: разрабатывают широкие линейки предложений «на все случаи жизни», включающие бизнес-ипотеку, автокредиты, экспресс-кредиты и/или нечто оригинальное – например, кредиты с плавающей ставкой (Промсвязьбанк).
Стимулирует подобную активность растущий уровень конкуренции. Начальник отдела развития кредитования малого бизнеса Примсоцбанка Алексей ПАСТУХОВ считает: «Конкуренция на рынке кредитования малого бизнеса выросла значительно. Если еще год — два назад можно было говорить о том, что банки уделяют больше внимания крупным клиентам, то сейчас и рекламный бюджет, и увеличение штата сотрудников многих банков ориентировано именно на сегмент малого бизнеса». Остроту конкуренции отмечает и заместитель управляющего РОО «Омский» ВТБ24 Дмитрий КИМ. Чем же привлекает банки это направление?
Плюсы малого бизнеса
Вот как охарактеризовал две его главные особенности зам. председателя Западно-Сибирского банка – управляющий Омским отделением Сбербанка Игорь МЕРКУЛОВ: -Не только у нас — во всем мире в пору кризиса кредитование МСБ и розничное снижаются в первую очередь, а когда кризисы заканчиваются, начинается их активный рост. Притом розница и МСБ во всем мире – высокорентабельный бизнес.
Немаловажно и то, что представители малого бизнеса аккуратно гасят свои долги. В частности, согласно данным ГУ ЦБ по Омской области на 1 июля 2011 года, самыми дисциплинированными заемщиками оказались индивидуальные предприниматели: на фоне роста кредитного портфеля с 7,7 до 8,8 млрд руб. объем просроченной задолженности по сравнению с 1 июля 2010 года снизился с 1,175 до 1 млрд руб.
Определенную роль играют и меры, предпринимаемые правительством. В частности, возможность использовать для кредитования своих клиентов дешевые ресурсы МСП Банка, который до августа 2011 года назывался РосБР – Российский банк развития. Особенно важна такая подпитка для региональных банков. Правда, Омску из года в год достается не слишком большой кусок этого пирога. Текущий лимит, выделенный нашему региону, – 838 млн руб., тогда как доля Новосибирска составляет около 2,8 млрд, не говоря уж о Татарстане (4 млрд), Краснодарском крае (4,77 млрд), Московской области (6 млрд) или Москве (7,6 млрд руб.).
Можно спорить о том, закончился кризис или нет, но факты – вещь упрямая. По данным РБК.Рейтинг, за первую половину текущего года малому бизнесу было выдано кредитов на 55% больше, чем за тот же срок годом ранее. Но это – в среднем. Некоторые показали и более впечатляющие результаты. Скажем, Связь-Банк прибавил почти 120%, ГЕНБАНК – 168%, а СКБ-банк – 306%.
Как сообщил Дмитрий КИМ, «объем выдач кредитов малому бизнесу за 6 месяцев 2011 году в 2,5 раза превысил аналогичный показатель 2010 года, а в количественном отношении данный показатель вырос в 3 раза». В Омском отделении Сбербанка за 8 месяцев 2010 года было выдано около 2 млрд руб. кредитов представителям МСБ, а за тот же срок в 2011 году – уже 4,3 млрд руб. А в Примсоцбанке отмечен практически двукратный рост объемов. Причем Алексей ПАСТУХОВ не склонен связывать столь динамичный прирост только со значительным снижением ставок или введением беззалоговых кредитных продуктов: «По моему мнению, в современных условиях предприниматели все больше внимания уделяют уровню сервиса и удобству конкретного кредитного продукта».
Руководитель РЦ Сибирский Банка Интеза Вячеслав ЧЕХОМОВ уверен: «Что касается спроса — в настоящий момент он сбалансирован. Это значит, что большая часть спроса на кредиты удовлетворяется. Однако надо понимать, что 100% показателя здесь достичь не удастся в принципе. В первую очередь из-за рыночного противоречия потребностей заемщиков и их реальной платежеспособности, что отражается в политике управления рисками каждого конкретного банка – банк ищет надежного заемщика и хочет быть уверен в возврате денег».
И тут мы плавно переходим к другой теме, задавшись вопросом:
Что мешает дальнейшему развитию кредитования?
Специалисты, которым в процессе подготовки данного материала был задан такой вопрос, разошлись во мнениях. Так, начальник управления МСБ Омского филиала Промсвязьбанка Анастасия РОДИОНОВА склонна считать главными причинами особенности малого бизнеса: «Они хорошо известны: отсутствие ликвидного залога, непрозрачность финансовых потоков, сложность оценки бизнеса». По крайней мере, с некоторыми из них можно справиться: например, восполнить недостаток залога поручительством Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства.
Начальник отдела кредитования Мираф-Банка Алексей ЕРМОЛЕНКО сетует на другое: «Сегмент малого предпринимательства был достаточно сильно уязвлен в кризис и не вполне оправился до сих пор. Полного восстановления ожидать стоит не ранее, чем через несколько лет». С этим справиться уже сложнее… Равно как и с другими причинами глобального характера.
Вячеслав ЧЕХОМОВ упоминает сразу о двух таких: «Одним из препятствий является действующее законодательство. В настоящий момент у нас в экономике кредитор является малозащищенной категорией. Еще один важный момент – стабильность долгосрочной базы пассивов. Введение возможности открытия безотзывных вкладов до конца срока депозита положительно сказалось бы на сложившейся ситуации и помогло в формировании долгосрочных пассивов банков».
Дмитрий КИМ согласен с ними обоими. По его мнению, развивать процесс кредитования МСБ мешают: «Несовершенное налоговое законодательство, административные барьеры, а также проблемы, которые возникли у предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей в период кризиса в отношениях с контрагентами, банками, налоговыми органами (просрочки, реструктуризации, неплатежи, массовое банкротство)».
Действительно, добиться изменения законодательства совсем непросто, а порой и вовсе невозможно. Зато банкам вполне по силам повлиять еще на одну причину, о которой упомянул Алексей ПАСТУХОВ: «Возможно, имеет место некоторое недоверие предпринимателей по отношению к банкам, а также предрассудки, говорящие о том, что получить кредит — это долго и дорого. Ситуация на рынке кредитования малого бизнеса изменилась кардинально, но некоторый психологический барьер у предпринимателей все еще не до конца преодолен. Банковское кредитование по скорости, доступности, удобству и уровню процентных ставок уже давно опередило частные займы. Теперь банки на практике доказывают малому бизнесу преимущество такой формы финансирования».
Действительно, доказывают. Но предрассудки – вещь очень живучая. И этим пока что с большим успехом пользуются разного рода фирмы и фирмочки, а также отдельные предприимчивые граждане.
Чего нам ждать?
Банкиры – люди осторожные, а потому чаще всего всеми силами уклоняются от выдачи любых прогнозов. Да и как можно давать прогнозы в нынешней нестабильной обстановке? Все наши эксперты были практически единодушны только в том, что модернизация продуктовых линеек и/или отдельных продуктов продолжится и впредь, а также в том, что дальнейшего снижения ставок ждать не стоит (разве что на время… по отдельным продуктам… для отдельных категорий клиентов…)
По мнению Вячеслава ЧЕХОМОВА, не исключено повышение стоимости ресурсов на мировом рынке на 1-2%, а это в свою очередь скажется на повышении процентных ставок по кредитам МСБ. Во всяком случае отдельные банки уже начали повышать ставки на розничные кредиты (Альфа-Банк, Райффайзенбанк и ЮниКредит Банк – на ипотеку, а кредит Европа Банк, МДМ Банк и Хоум Кредит – на кредиты наличными). Теперь все будет зависеть от того, как станут развиваться события на мировых рынках. 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/10/41/bolshaya_bitva_za_malih_klientov