Не всякому дается счастье воспоминаний.
Лидия ЛЕБЕДИНСКАЯ
Зеленая лампа
М.: АСТ: Астрель, 2011 год. — 475 стр.
Тираж 3 000 экз.
«Моя мать носила клетчатую кепку и дружила с футуристами, потом с «лефами». В 1919-1920 годах в Баку работала с Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых в КавРОСТе (кавказское отделение Окон Роста), сочиняла агитплакаты. В 1918 году выпустила в Тифлисе три поэтитических сборника под псевдонимом Татьяна Вечорка, не подумайте, что псевдоним был выбран в честь газеты «Вечерняя Москва», о которой мать в те годы слыхом не слыхала, просто есть такая русская сказка о трех прекрасных сестрах, которых звали Зорька, Вечорка и Ночка» — так начинается книга «Зеленая лампа» — воспоминания прозаика и литературоведа Лидии ЛЕБЕДИНСКОЙ (1921-2006) о своем детстве, родителях, супруге Юрии Лебединском, о друзьях и времени.
Воспоминания эти не претендуют на эпохальность, зато там много примет советского быта, текст написан умелой рукой профессионального литератора, и, при желании, читатель вполне может не просто услышать гул прошедшего времени, но почувствовать самые мелкие житейские нюансы тех лет. Как, например, в описании знакомства автора книги с семьей Льва Бруни. «В этом доме можно было встретить художников и музыкантов, актеров, поэтов и ученых. Здесь нельзя было встретить плохих людей, им просто здесь нечего было делать. В тот вечер артист Дмитрий Журавлев читал главы из «Пиковой дамы", очень молодой и неправдоподобно красивый Арсений Тарковский — свои еще мало кому известные стихи, а его друг Элизбар Ананиишвили — переводы французских поэтов. Великая пианистка Мария Вениаминовна Юдина играла Шопена и попросила остановить ходики, голубые, с красными розами, чтобы их размеренное тиканье не сковывало свободные мелодии Шопена».
К слову сказать, «в этом доме» означает на самом деле — в двух комнатах густонаселенной коммунальной квартиры.
Елизавета КРИВОЩЕКОВА
замредактора «КВ»
liza@kvnews.ru