С 1 января 2011 года действует статья 4 ФЗ № 22 «О навигационной деятельности», которая обязывает юридических лиц оснащать транспортные средства, в том числе осуществляющие коммерческие пассажироперевозки, российскими навигационными системами. А с 1 января 2012 года вступает в силу приказ Минтранса РФ «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS». С 2012 года, в случае если на маршрут выйдет машина, не оборудованная ГЛОНАСС-модулем, ее владельцу грозит серьезный штраф.
Александр МАЛИНОВСКИЙ, руководитель компании-поставщика оборудования, беседовал с корреспондентом «КВ» Максимом ДУБОВСКИМ.
— Александр Михайлович, ваша компания устанавливает навигационное оборудование ГЛОНАСС, в чем его преимущество перед GPS?
— GPS-это американская спутниковая система. ГЛОНАСС – российская разработка. Мы предлагаем совмещенное оборудование ГЛОНАСС/GPS, одобренное Правительством РФ, благодаря чему увеличивается точность системы. Предлагаемое бортовое оборудование соответствует всем техническим требованиям. Система мониторинга позволяет контролировать не только работу водителей, но и скорость, маршрут движения, расход топлива а также различные параметры работы автомобиля.
В Омске многие компании уже установили подобную систему и получили реальную экономию: приписки некоторых водителей составляли больше 200%. Самая большая приписка в моей практике была 900%. Это позволяло нечестным водителям продавать ГСМ налево, кроме того, после определенного пробега автомобиль должен проходить техническое обслуживание, из-за приписок ТО делается раньше необходимого срока, а организация несет дополнительные затраты.
Относительно маршрутных перевозок. Федеральное законодательство предписывает оснащать транспортные средства, осуществляющие перевозку пассажиров, аппаратурой спутниковой навигации системы ГЛОНАСС. Допускаю, что с 1 января у предпринимателя, не оснастившего подвижной состав оборудованием, могут возникнуть трудности с получением лицензий на перевозку пассажиров. Если оборудование не установлено на автомобиль, то ответственность в виде штрафа достигает порядка 40 тысяч рублей, и это не предел.
— Какова потребность в подобных системах в Омске сегодня?
— Рынок телематических терминалов довольно емкий: по разным оценкам, в городе до 4 тысяч маршрутных такси. В Омске появилось множество спекулянтов, которые хотят нажиться на собственниках маршрутных такси. Хочется всех предостеречь: если вы покупаете такое оборудование, оно не может быть дешевым: сейчас есть продавцы, которые предлагают якобы аппаратуру ГЛОНАСС за 5-6 тысяч рублей, скорее всего это GPS-оборудование.
Доходит до абсурда: простые навигаторы, способные помочь водителю добраться из точки А в точку Б, предлагают как оборудование, соответствующее законодательству. Компании, которые давно работают на рынке, должны иметь сервер и обеспечивать связь с оборудованием, установленным на ТС.
Хочется предостеречь людей, чтобы они десять раз подумали, прежде чем купить дешевое оборудование.
— Критерием качества оборудования является только его цена?
— Нет, у продавца должен быть полный пакет документов — сертификат на аппаратуру, лицензия на программное обеспечение, соответствующие законодательству и т.д.
— Вы сказали, что дешевый блок стоит 5-6 тысяч рублей, какова реальная стоимость нормального оборудования?
— Бортовой терминал должен иметь два чипа: для приема сигналов от спутников ГЛОНАСС и GPS. Кроме того, бортовой блок должен передавать данные в режиме GSM. Если терминал соответствует всем техническим параметрам, изготовлен в заводских условиях из качественных комплектующих материалов, то его стоимость фактически не может быть менее 14 тысяч рублей.
— Сколько составляет срок службы блока?
— В Омске мы работаем с 2006 года, серьезных поломок не было. Среди наших заказчиков такие крупные компании, как «Мостовик», «Газпромнефть», «Омскметаллооптторг». Организации в первую очередь почувствовали пользу от приобретения такого оборудования. Есть предприятия, которые даже запрещают автомобилю покидать территорию, если оборудование неисправно.
Некоторые люди, занимающиеся перевозками, говорят, что им это не нужно. На самом деле они просто не знают, какие преимущества дает использование аппаратуры ГЛОНАСС. Естественно, если владелец является еще и водителем, для него это не так актуально, а если это серьезное предприятие? Но закон уже принят, и если человек хочет работать официально, ему придется приобретать это оборудование. Например, если говорить о пассажирских перевозках, сейчас невозможно проконтролировать, во сколько водитель вышел на маршрут, где был, что делал, когда закончил работать. Тем не менее предприниматель должен понимать, что его деятельность заключается не только в зарабатывании денег, но и в ежеминутном, ежесекундном обеспечении безопасности перевозки пассажиров.
Важно внедрение этой системы и для города: если на маршруте должны работать 20 машин, а их всего 10, жители будут недовольны, либо наоборот – если должно быть 10, а фактически работает 20 – то это перегрузка городских магистралей.
— Из ваших слов следует, что из-за этой системы многие предприятия могут вообще остаться без работников?
— Да нет, те, кто воровал, отсеиваются. Те, кто хочет работать, остаются. Для тех, кто честно работает, эта система помощник.
— Данные передаются по каналу GPRS, владелец автомобиля с подобной системой несет дополнительные затраты за услуги операторов связи?
— Сейчас на рынке есть неплохие предложения от сотовых операторов, они понимают, что этот рынок в скором времени станет перспективным. Кроме того, есть необходимость вносить абонентскую плату, потому что мы также должны содержать сервер, контролировать бесперебойную работу программного обеспечения.
— Сколько составляет абонентская плата, если не секрет?
— Порядка 600-800 рублей в месяц с автомобиля в зависимости от пакета услуг.
— В Омске больше нет официальных представителей, предлагающих подобное оборудование?
— Есть дилеры, но нужно понимать, что сегодня дилер занимается одним, а завтра — продает колготки.
— В нашем городе подобное оборудование востребовано?
— Конечно, иначе бы мы здесь не работали. У нас даже во время кризиса неплохо шли продажи. В кризис компании стали понимать, что нужно экономить, для любого предприятия транспортные расходы — серьезная статья расходов. В 2008-2009 годах мы не прогнозировали рост, но рост был, причем довольно сильный: бывали периоды, когда клиентам приходилось ждать оборудования.
— Сколько комплектов оборудования ваша компания устанавливает в год?
— Сложно сказать, наши терминалы работают не только в Омске, но и в Новом Уренгое, Норильске, Сочи и других городах России. Могу сказать, что в Омске в настоящее время более полутора тысяч автомобилей оснащены нашими системами.
Биография
Александр Михайлович родился 30 апреля в Омской области, в селе Москаленки. После окончания школы с 1984-го по 1987 год служил в морчастях погранвойск КГБ СССР. В 1987 году поступил на рабфак, через год сдал вступительные экзамены на экономический факультет СибАДИ. В 1993 году окончил вуз по специальности «Экономика и управление на транспорте». До 2006 года занимался бизнесом. С 2006 года — директор представительства ООО «Новые технологии».
Женат, сын.